ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-17425/2021 от 28.07.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А27-17425/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                   Дружининой Ю.Ф.

судей                                                                  Киричёк Ю.Н.

                                                                             ФИО1

при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств                            веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агропак» на решение от 22.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление                   от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу № А27-17425/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агропак» (650021, Кемеровская область – Кузбасс, <...> строение 6, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса (650000, Кемеровская область – Кузбасс, <...>, ОГРН <***>,                        ИНН <***>) об оспаривании постановления от 06.08.2021 № 3КМПП/11/21.

Другое лицо, участвующее в деле, - Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса (650992, Кемеровская область – Кузбасс, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры (650025, Кемеровская область – Кузбасс, <...>).

В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) приняли участие представители:

от Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса - ФИО2 по служебному удостоверению № 278760;

от общества с ограниченной ответственностью «Агропак» - ФИО3 по доверенности от 28.06.2022.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Агропак» (далее – общество,
ООО «Агропак») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Кузбасса (далее – административный орган, министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2021
№ 3КМПП/11/21 о привлечении к административной ответственности по части 2                   статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса в лице Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратуры (далее - прокуратура).

Решением от 22.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку объем добычи подземных вод не мог превышать 100 м3 в сутки общество имело право не разрабатывать и не утверждать технические проекты и иную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; судами необоснованно не применены положения статей 2.9, 4.1.1, части 3.2 статьи 3.1 КоАП РФ.

В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представил.

Проверив соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, ООО «Агропак» выдана лицензия КЕМ 01270 ВЭ на право пользования недрами с целевым назначением: разведка и добыча подземных пресных вод на участке недр «Переулок Коксовый» для технологического обеспечения водой промышленных объектов; срок действия до 31.12.2036.

Прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2021 года проведена проверка исполнения обществом требований законодательства о недрах, в ходе которой выявлены нарушения статей 22, 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94, выразившиеся в неосуществлении контроля за соблюдением суточного дебита водозаборной скважины и производственного контроля качества подземных вод по полному утвержденному перечню контролируемых показателей.

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения прокуратурой постановления от 14.05.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела и указанного постановления, министерством вынесено постановление от 06.08.2021 о привлечении ООО «Агропак» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с постановлением министерства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой
и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией (пункты 1, 2, 7 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).

Согласно статье 23 Закона о недрах одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

В соответствии с лицензионным соглашением, являющимся приложением к лицензии КЕМ 01270 ВЭ (далее – лицензионное соглашение), пользование недрами осуществляется обществом путем добычи подземных вод с использованием разведочно-эксплуатационной скважины № 1-п, при этом дебит скважины составляет 48 м3 в сутки, допустимое понижение уровня подземных вод – 3,5 м., в процессе пользования недрами общество обязано выполнять условия, предусмотренные статьями 22, 23 Закона о недрах, в том числе требования по рациональному использованию и охране недр в соответствии с Законом о недрах и ВК РФ (соблюдать условия и требования, установленные в нормативных документах, касающихся условий недропользования, и лицензии                    (пункт 7.1); утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы и правила), регламентирующие условия охраны недр и подземных вод (пункт 7.6).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 № 219 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, в соответствии с пунктом 16 которого собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.

До 01.01.2021 действовал порядок, утвержденный приказом Минприроды России              от 08.07.2009 № 205, после указанной даты - приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903, предусматривающие учет суточного расхода воды.

В соответствии с требованиями пункта 4.7 лицензионного соглашения по заказу общества была разработана Рабочая программа производственного контроля качества подземных вод на участке «Переулок Коксовый» (далее – рабочая программа), таблица 4.1 раздела 4 которой содержит перечень контролируемых показателей и периодичность отбора проб воды. Указанный перечень может быть впоследствии сокращен при условии ежегодного ведения мониторинга качества подземных вод.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что обществом не был обеспечен учет суточного расхода воды; после разработки рабочей программы обществом ни разу не осуществлялся производственный контроль качества подземных вод по полному утвержденному перечню контрольных показателей, изменения в рабочую программу внесены в 2015 году.

Поскольку обществом не представлены доказательства отсутствия у него возможности выполнения установленного законодательством порядка пользования недрами, принятия всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных правил и норм, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деяниях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Доводы общества о необоснованном неприменении судами положений статей 2.9, 4.1.1, части 3.2 статьи 3.1 КоАП РФ с целью замены штрафа на предупреждение, освобождения от наказания по причине малозначительности допущенного правонарушения или снижения штрафа менее минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, подлежат отклонению судом кассационной инстанции в силу следующего.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, при наличии у организации статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, не установили оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1, части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Переоценка выводов арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о снижении санкции, невозможности замены назначенного наказания на предупреждение и квалификации правонарушения в качестве малозначительного связана с установлением обстоятельств и оценкой доказательств по делу и не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.

Остальные доводы заявителя жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств, исследованных судами при рассмотрении дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление
от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-17425/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                      Ю.Ф. Дружинина

Судьи                                                                                    Ю.Н. Киричёк

                                                                                                О.Ю. Черноусова