ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-17642/14 от 08.06.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

городТюмень                                                            Дело № А27-17642/2014

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объёме июня 2015 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Коробейниковой О.С.

судей                                                    Гудыма В.Н.

                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области на решение от 25.12.2014
Арбитражного суда Кемеровской области (судья Турлюк В.М.)
и постановление от 03.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Жданова Л.И., Шатохина Е.Г.) по делу
№ А27-17642/2014, принятые по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Кемеровской области к администрации города Прокопьевска, Комитету
по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска
об обязании принять  в муниципальную собственность защитные сооружения гражданской обороны.

Суд установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее –
Управление Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к администрации города Прокопьевска
(далее – Администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (далее – Комитет) об обязании принять
в муниципальную собственность защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: <...>
 (убежище на гор. +220 м);
улица Труда, 118 (горная выработка III класса), которые находятся                             в федеральной собственности.

        Решением от 25.12.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 03.03.2015
Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении
исковых требований отказано.

        Управление Росимущества обратилось с кассационной жалобой,
в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

        Заявитель не согласен с выводом судов о том, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия только в отношении созданных ими объектов гражданской обороны. К полномочиям органов местного самоуправления относятся непосредственно организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, и эти полномочия являются исключительными.

        Администрация в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение и постановление без изменения. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени
и месте проведения судебного заседания, дело рассматривается
в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3
статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

        Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив                             в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований
для их отмены.

        Как следует из материалов дела и установлено судами, письмом
от 04.09.2014 № 2-6-09/ Управление Росимущества предложило Администрации обратиться с ходатайством в адрес Центрального аппарата Росимущества о передаче в муниципальную собственность защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам:
<...> (убежище
на гор. +220м); <...> (горная выработка III класса).

        Ссылаясь на то, что Администрацией не выполнены мероприятия
по принятию защитных сооружений гражданской обороны в муниципальную собственность, Управление Росимущества обратилось в суд с настоящим иском.

        Отказывая в удовлетворении иска, судебные инстанции исходили
из необходимости соблюдения порядка передачи спорных объектов
в муниципальную собственность, который предусматривает принятие соответствующего решения как передающей, так и принимающей имущество стороной. Спорные сооружения гражданской обороны не могут использоваться как защитные согласно письму от 17.12.2014 № 575 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Прокопьевска.  

        Суд кассационной инстанции считает, что судами приняты правильные судебные акты.

        Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности
в муниципальную собственность определён частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи
с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

        В соответствии с названной нормой имущество, находящееся
в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе
в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

        Решение о передаче имущества из федеральной собственности
в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

        Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 № 542-О
«По запросу Законодательного собрания Республики Карелия о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.204 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также жалобе главы города Екатеринбурга на нарушение теми же законоположениями конституционного права на местное самоуправление», федеральный законодатель, регламентируя в федеральном законе разграничение государственной и муниципальной собственности на основе разграничения публично-властных полномочий и устанавливая порядок передачи имущества в результате такого разграничения, должен обеспечивать учёт
и согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности с целью сохранения имущественной самостоятельности названных публичных образований.

        В Определении Конституционного Суда Российской Федерации
от 24.12.2007 № 828-О-П «По жалобе главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи
с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разъяснено,
что необходимость выявления позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счёт собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми
для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь
для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. Процесс безвозмездной передачи
в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учёта финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нём средств для содержания передаваемого имущества.     

        Довод заявителя о том, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация и осуществление мероприятий
по гражданской обороне и эти полномочия являются исключительными, подлежит отклонению, поскольку создание в мирное время объектов гражданской обороны и их поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию органами местного самоуправления само по себе
не порождает обязанность ответчика по принятию спорного объекта
в муниципальную собственность.

        Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.02.2012 № 234-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П», арбитражные суды
в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было                ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности
в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является               ли это его решение произвольным.

        На основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств дела суды пришли к правомерному выводу о том,
что Управление Росимущества не обосновало необходимость передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную
и документально не подтвердило потребность в нём муниципального образования.

        Доводы заявителя выражают несогласие с выводами, содержащимися
в обжалуемых судебных актах, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, регулирующих спорные отношения,
и подлежат отклонению.

        Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов не было допущено нарушений норм материального
и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены решения и постановления
в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.

        Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.12.2014 Арбитражного суда Кемеровской области
и постановление от 03.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-17642/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                     О.С. ФИО2

Судьи                                                                  В.Н. Гудым

                                                                            Н.В. Мелихов