Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-18787/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рябининой Т.А.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2010 (судья Аникина Н.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 (судьи Жданова Л.И., Кулеш Т.А., Павлюк Т.В.) по делу № А27-18787/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромНедвижимость"(ИНН: 4205142194, ОГРН: 1074205022605) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово о признании незаконными действий,
третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово (далее – Коллегия Администрации), Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва (далее – ФГУП «ФКЦ «Земля»).
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ПромНедвижимость» (далее – ООО «ПромНедвижимость, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, расположенного по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.07.2007 и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости квадратного метра.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел замену Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее – Управление).
Решением от 06.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 05.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования ООО «ПромНедвижимость» удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель не согласен с выводами судов о том, что Управлением не проведена предварительная проверка отчета на соответствие условиям технического задания, в том числе в отношении вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, построения статистических моделей.
С учетом утвержденного постановления Коллегии Администрации от 27.11.2008 № 520 «О государственной кадастровой оценке земель Кемеровской области» результата государственной кадастровой оценки земельного участка, Управление полагает, что права и интересы заявителя не могут быть нарушены, поскольку его действия носят технический характер и не несут для этого лица неблагоприятных последствий.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по настоящему делу, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «ПромНедвижимость» принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 42:11:0116040:0024, расположенный по адресу: Кемеровская область, Промышленновский район, п.г.т. Промышленная, ул. Коммунистическая, 47, общей площадью 49 345,22 кв.м.
ФГУП «ФКЦ «Земля» на основании государственного контракта от 29.06.2007 № 140, заключенного с Управлением, выполнило работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области, представило соответствующий отчет по состоянию на 01.01.2007.
Управление провело предварительную проверку отчета и, установив отсутствие противоречий техническому заданию, направило его для проведения проверки в Россреестр, которое признало отчет соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания).
ООО «ПромНедвижимость» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Управление допустило нарушение при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, а также при внесении недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы заявителя как налогоплательщика.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила № 316) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный реестр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 № 9913 (далее – Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
На основании пункта 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия Администрации постановлением от 27.11.2008 № 520 утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Кемеровского областного суда в рамках рассмотрения гражданского дела № 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления Коллегии Администрации от 27.11.2008 № 520 оно не признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Факт производства определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлен решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 по делу № 81-Г09-12.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков оно руководствовалось положениями Федерального закона «О государственном земельном кадастре», а также Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 42:11:0116040:0024 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суды сделали неправильный вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
Кроме того, в рамках данного дела ООО «ПромНедвижимость» не заявлено требования о признании недостоверными сведений, содержащихся в отчете.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, обязал Управление исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Однако, включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановления Коллегии Администрации от 27.11.2008 № 520, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке. В связи с чем, возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требованиями о признании незаконными указанных действий.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов о том, что установленное в рамках рассмотрения данного заявления несоответствие отчета требованиям действующего законодательства, содержащиеся в решении и постановлении, повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как действия Управления по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателей, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в удовлетворении заявления необходимо отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение арбитражного суда Кемеровской области от 06.08.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 по делу№ А27-18787/2009 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью «ПромНедвижимость» отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.А. Рябинина
Судьи Л.В. Бушмелева
С.И. Шуйская