СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
город Томск Дело № А27-19960/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Муниципального бюджетного учреждения «Гурьевская централизованная библиотечная система», лица, не привлеченного к участию в деле, Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа (№ 07АП-397/2022(1)(2)) на решение от 07.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-19960/2021 (судья Аникина К.Е.), по заявлению Муниципального бюджетного учреждения «Гурьевская централизованная библиотечная система» (Кемеровская область – Кузбасс, г. Гурьевск, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу (Кемеровская область – Кузбасс, г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании представления №39-20-27/10-10491 от 19.08.2021 в части пункта 1.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 01.01.22
от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 15.06. 20, ФИО3 – доверенность от 28.06.21
от Управления культуры администрации Гурьевского муниципального района – ФИО4 – доверенность от 09.01.212
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение «Гурьевская централизованная библиотечная система» (далее – заявитель, учреждение, МБУ «Гурьевская ЦБС») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу (далее – заинтересованное лицо, Казначейство) с заявлением об оспаривании представления №39-20-27/10-10491 от 19.08.2021 в части пункта 1.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.12.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, МБУ «Гурьевская ЦБС» обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что приобретение кофемашины и кухонного гарнитура произведено в рамках выделенных лимитов и концепции по модернизации муниципальной библиотеке и согласовано с координатором проекта; обжалуемое решение порождает права и обязанности для Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа и Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, которые не были привлечены к участию в деле.
МБУ «Гурьевская ЦБС» также ходатайствовало о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц: Управление культуры администрации Гурьевского муниципального округа, Министерство культуры и национальной политики Кузбасса.
С апелляционной жалобой обратилось лицо не привлеченное к участия в деле Управление культуры администрации Гурьевского муниципального округа, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции порождает права и обязанности у Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа и Департамента культуры и национальной политике Кемеровской области по возврату средств субсидии; приобретение кофемашины и кухонного гарнитура произведено в рамках выделенных лимитов и концепции по модернизации муниципальной библиотеке и согласовано с координатором проекта.
В отзыве на апелляционные жалобы Казначейство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения, отказать в удовлетворении ходатайство о привлечении третьего лица. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
Рассмотрев ходатайство МБУ «Гурьевская ЦБС» о приобщении к материалам дела ответа Министерства культуры и национальной политике Кузбасса от 22.02.2022, апелляционный суд, руководствуясь статьями 9, 41, 65, 268 АПК РФ, отказал в его удовлетворении связи с необоснованностью и отсутствием полномочий регионального Министерства на дачу разъяснений относительно порядка расходования средств федерального бюджета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобыМБУ «Гурьевская ЦБС», отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Казначейством на основании приказа от 09.06.2021 №326 в отношении МБУ «Гурьевская ЦБС» проведена выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета, соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета субсидии и иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетным (автономным) учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям и соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении на реализацию мероприятий федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» национального проекта «Культура».
По итогам проведенной проверки Казначейством составлен акт выездной проверки от 06.07.2021, и внесено представление №39-20-27/10-10491 от 19.08.2021, согласно которому МБУ «Гурьевская ЦБС» вменены следующие нарушения:
1. В нарушение абз. 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. «е» п. 9 Критерий оценки заявок на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура» Приложения №2 к Правилам предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2019 №281, п. 5 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2019 №281, п. 11 Условий предоставления и методики расчета межбюджетных субсидий и субсидий на реализацию государственной программы, приложение к государственной программе Кемеровской области — Кузбасса «Культура-Кузбасса» на 2014-2024 годы, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 №462, п. 1.1, 1.2 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 15.10.2019 №3-2019 Учреждением в 2019 году средства субсидии на создание модельных муниципальных библиотек направлены на приобретение товаров, не предусмотренных Концепцией модернизации и перспективного развития районной центральной библиотеки имени М.А. Небогатова на 2020-2023 гг. и не связанные с выполнением мероприятий по созданию модельной муниципальной библиотеки в общей сумме 43 287,60 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета 42 759,50 рублей. КБК 054 08 01 111 А1 54540 540;
2. В нарушение абз. 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 4.3.5.1, 4.3.5.2 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 15.10.2019 № 3-2019, Учреждением в Управление культуры администрации Гурьевского муниципального района несвоевременно предоставлен Отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия по состоянию на 01.01.2020 и Отчет достижении значения(ий) результата регионального проекта по состоянию па 01.01.2020 в рамках Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 15.10.2019 №3-2019;
3. В нарушение части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 15.10.2019 № 3-2019, Учреждением не обеспечено эффективное использование средств субсидии в общей сумме 10 700 рублей 00 копеек, в том числе за счет средств субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета 10 379 рублей 00 копеек в количестве 1 единицы (светодиодное табло красного свечения) (с даты приобретения более 18 месяцев);
4. В нарушение пунктов 6, 7 статьи 34, пункта 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 7.1, 7.7 муниципального контракта от 25.10.2019 № Ф.2019.270300 Учреждением в 2019 году и на момент проведения контрольного мероприятия не направлена претензия об уплате пени в сумме 24 982,88 рублей поставщику за нарушение сроков поставки книжной продукции по муниципальному контракту от 25.10.2019 № Ф.2019.270300.
Полагая, что представление Казначейства в части пункта 1 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление (в части пункта 1) вынесено в соответствии с требованиями закона, при наличии к тому законных оснований и прав заявителя не нарушает.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно части 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2 БК РФ).
В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Под представлением понимается документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательный для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2019 № 281 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура».
Пунктом 3 Правил №281 предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации, прошедшим конкурсный отбор на получение иных межбюджетных трансфертов. Целью предоставления иных межбюджетных трансфертов является создание модельных библиотек путем модернизации деятельности муниципальных библиотек и внедрения в них эффективных моделей управления, направленных на повышение качества предоставляемого ими библиотечно-информационного обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 281 создание модельных библиотек включает в себя следующие мероприятия:
а) обеспечение доступа пользователей муниципальной библиотеки к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, оцифрованным ресурсам периодической печати;
б) оснащение муниципальных библиотек высокоскоростным широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
в) создание точек доступа к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека»;
г) создание современного библиотечного пространства;
д) формирование и поддержка деятельности дискуссионных клубов, кружков и консультационных пунктов;
е) регулярное проведение культурно-просветительских, социально значимых и образовательных мероприятий для всех возрастных групп пользователей муниципальной библиотеки и населения, обслуживаемых ею;
ж) профессиональная переподготовка и повышение квалификации основного персонала муниципальной библиотеки.
Согласно пункту 7 Правил №281 предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашением.
С целью участия в конкурсном отборе МБУ «Гурьевская ЦБС» утверждена Концепция модернизации и перспективного развития районной центральной библиотеки имени М.А. Небогатова на 2020-2023 гг..
Из соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 15.10.2019 № 32602000-1-2019-010, заключенного между Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области и администрацией Гурьевского муниципального района, и соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 15.10.2019 № 3-2019, заключенного между Управлением культуры администрации Гурьевского муниципального района и МБУ «Гурьевская ЦБС» следует, что иной межбюджетный трансферт предоставлен на создание библиотек по модельному типу (в соответствии с заявкой прошедшей конкурсный отбор) из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, а затем - МБУ «Гурьевская ЦБС».
В ходе контрольного мероприятия МБУ «Гурьевская ЦБС» предоставлена Концепция, приложением № 7 к которой является Расчет сметных затрат для участия Районной центральной библиотеки имени М.А. Небогатова МБУ «Районная централизованная библиотечная система Гурьевского района» в проекте «Библиотека нового поколения». Сметный расчет включает в себя наименование и характеристики товаров.
При этом, одним из критериев конкурсного отбора являлось обоснование статей сметы расходов на проведение каждого из планируемых мероприятий, указанных в пункте 5 Правил №281 с учетом минимальных рыночных цен субъекта Российской Федерации.
Между тем, приобретенные учреждением товары (кофемашина Philips HD8827/09 стоимостью 26 602,60 рублей, кухонный гарнитур на общую сумму 16 685 рублей), а так же обоснование необходимости их приобретения отсутствуют в приложении № 7 к Концепции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем в 2019 году в рамках реализации мероприятий регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда») (Кемеровская область)» подпрограммы «Культура и искусство» государственной программы Кемеровской области «Культура Кузбасса» на 2014-2024 годы иные межбюджетные трансферты направлены на приобретение товаров, которые не предусмотрены Концепцией, а именно расчетом сметных затрат (Приложение № 7 к Концепции), т.е. документом, предоставленным заявителем для участия в конкурсном отборе на получение иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в общей сумме 43 287,60 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета 42 759,50 рублей.
Отклоняя доводы учреждения о том, что приобретение кофемашины и кухонного гарнитура произведено в рамках выделенных лимитов и концепции по модернизации муниципальной библиотеке, суд первой инстанции обоснованно руководствовался пунктом 4.3.7 Соглашения от 15.10.2019 № 3-2019, в соответствии с которым неиспользованный остаток иного межбюджетного трансферта подлежит возврату в бюджет Кемеровской области в сроки, установленные бюджетным законодательством.
При этом, конкретные мероприятия, направленные на достижение результатов по созданию модельных библиотек, перечислены в пункте 5 Правил №281, на реализацию которых, предоставлены иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
Довод апелляционной жалобы о том, что приобретение кофемашины и кухонного гарнитура согласовано с координатором проекта, апелляционным судом отклоняется как несостоятельный, поскольку координатор проекта не уполномочен согласовывать, разрешать и давать согласие на приобретение товаров за счет средств иного межбюджетного трансферта.
Также апелляционным судом признаются несостоятельными доводы учреждения о том, что обжалуемое решение порождает права и обязанности для Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа и Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, которые не были привлечены к участию в деле, поскольку указанные учреждения не являются непосредственными субъектами, из средств которых выделялись денежные средства, а представляют собой «транзитные» учреждения, через которые денежные средства поступают к конечному получателю.
При этом, ссылки апеллянта на пункт 4.1.4 Соглашения о предоставлении межбюджетного трансфера № 3-2019 от 15.10.2019 согласно которому Управление должно направить Учреждению требования о возврате средств иного межбюджетного трансфера, подлежат отклонению поскольку вынесение Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области оспариваемого представления не препятствует исполнению данного пункта Соглашения со стороны
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы МБУ «Гурьевская ЦБС», у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличие оснований для прекращения производства по апелляционной жалобе Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу положений части 1 статьи 257 АПК РФ правом обжалования в порядке апелляционного производства не вступившего в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции обладают лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» (далее – Постановление №12) право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 АПК РФ относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Таким образом, для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов.
В пункте 2 Постановления № 12 даны разъяснения, в силу которых в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом, оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по жалобе подлежит прекращению.
Апелляционный суд не усматривает оснований для вывода о том, что оспариваемый судебный акт влияет либо может повлиять на права и обязанности Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа. Оспариваемое решение суда первой инстанции не принято о правах и обязанностях Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа, оно не содержит выводов относительно его прав по отношению к какой-либо из сторон и не возлагает на него какие-либо обязанности. Оспариваемый судебный акт не возлагает на Управление обязанности по направлению требования о возврате средств иного межбюджетного трансфера и не ограничивает реализацию этого права в рамках исполнения пункта 4.1.4 Соглашения № 3-2019 от 15.10.2019.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа в силу статьи 42 АПК РФ право на обжалование указанного решения не возникло, в связи с чем, производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 150, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
прекратить производство по апелляционной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа на решение от 07.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-19960/2021.
Решение от 07.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-19960/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения «Гурьевская централизованная библиотечная система» – без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Гурьевская централизованная библиотечная система» в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий С.Н. Хайкина
судьи И.И. Бородулина
С.В. Кривошеина