ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-19960/2021 от 25.05.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-19960/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Буровой А.А.

судей Алексеевой Н.А.

ФИО1

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения «Гурьевская централизованная библиотечная система» на решение от 07.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина К.Е.) и постановление
от 02.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу № А27-19960/2021 по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Гурьевская централизованная библиотечная система» (652780, Кемеровская область – Кузбасс, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства
по Кемеровской области – Кузбассу (650000, Кемеровская область – Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании представления в части.

В заседании принял участие представитель Управления Федерального казначейства
по Кемеровской области – Кузбассу – ФИО2 по доверенности от 15.06.2021.

Суд установил:

муниципальное бюджетное учреждение «Гурьевская централизованная библиотечная система» (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу
(далее – Управление) с заявлением об оспаривании представления от 19.08.2021
№ 39-20-27/10-10491 в части пункта 1.

Решением от 07.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным
без изменения постановлением от 02.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить
и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, Учреждением не допущено нецелевое использование денежных средств.

Управление возражает против доводов жалобы согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального
и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка соблюдения Учреждением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета субсидии и иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» национального проекта «Культура».

По результатам проверки Управлением составлен акт от 06.07.2021, в котором зафиксирован факт использования Учреждением в 2019 году средств субсидии, предоставленной на создание модельных муниципальных библиотек, на приобретение товаров, не предусмотренных Концепцией модернизации и перспективного развития Районной центральной библиотеки имени М.А.Небогатова на 2020-2023 годы
и не связанных с выполнением мероприятий по созданию модельной муниципальной библиотеки, в общей сумме 43 287,60 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 42 759,50 руб.

19.08.2021 Управлением вынесено представление № 39-20-27/10-10491
с требованием осуществить возврат средств в размере 42 759,50 руб. и принять меры
по устранению причин и условий их совершения в срок до 01.07.2022.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 78.1, 265, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), во взаимосвязи с представленными
в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что представление Управления в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства
и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям
на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат
на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2019 № 281 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура»
(далее – Правила № 281).

Целью предоставления иных межбюджетных трансфертов является создание модельных библиотек путем модернизации деятельности муниципальных библиотек
и внедрения в них эффективных моделей управления, направленных на повышение качества предоставляемого ими библиотечно-информационного обслуживания (пункт 4 Правил № 281).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 281 создание модельных библиотек включает в себя следующие мероприятия: а) обеспечение доступа пользователей муниципальной библиотеки к современным отечественным информационным ресурсам научного
и художественного содержания, оцифрованным ресурсам периодической печати;
б) оснащение муниципальных библиотек высокоскоростным широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; в) создание точек доступа
к федеральной государственной информационной системе «Национальная электронная библиотека»; г) создание современного библиотечного пространства; д) формирование
и поддержка деятельности дискуссионных клубов, кружков и консультационных пунктов; е) регулярное проведение культурно-просветительских, социально значимых
и образовательных мероприятий для всех возрастных групп пользователей муниципальной библиотеки и населения, обслуживаемых ею; ж) профессиональная переподготовка и повышение квалификации основного персонала муниципальной библиотеки.

Пунктами 3, 7 Правил № 281 предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации, прошедшим конкурсный отбор
на получение иных межбюджетных трансфертов, на основании соглашений.

Для участия в конкурсном отборе субъект Российской Федерации представляет
в Министерство культуры Российской Федерации заявку на участие в конкурсном отборе, которая включает сведения об одной муниципальной библиотеке, находящейся
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, желающей принять участие в проекте по созданию модельных библиотек (пункт 3 приложения № 1
к Правилам № 281).

В приложении № 2 к Правилам № 281 содержатся критерии оценки заявок
на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура». В частности, заявка на участие
в конкурсном отборе должна содержать концепцию модернизации муниципальной библиотеки, претендующей на участие в проекте, включающую обоснование статей сметы расходов на проведение каждого из планируемых мероприятий, указанных
в пункте 5 Правил № 281.

Судами установлено, что для участия в конкурсном отборе Учреждением утверждена Концепция модернизации и перспективного развития Районной центральной библиотеки имени М.А.Небогатова на 2020-2023 годы (далее - Концепция), целью которой является создание необходимых условий в обеспечении всеобщей доступности
и полезности информационно-библиотечных ресурсов каждому жителю города Гурьевска, а также приведение Районной центральной библиотеки имени М.А.Небогатова
к Модельному стандарту для муниципальных библиотек.

Приложением № 7 к Концепции является Расчет сметных затрат для участия Районной центральной библиотеки имени М.А.Небогатова муниципального бюджетного учреждения «Районная Централизованная библиотечная система Гурьевского района»
в проекте «Библиотека нового поколения», который включает в себя наименование
и характеристики товаров.

По результатам конкурсного отбора Районная центральная библиотека
имени М.А.Небогатова муниципального бюджетного учреждения «Районная Централизованная библиотечная система Гурьевского района» признана победителем конкурсного отбора. В свою очередь, Учреждение определено получателем средств, источником финансового обеспечения которых являются средства межбюджетного трансферта на создание модельных муниципальных библиотек.

24.04.2019 между Министерством культуры Российской Федерации и Коллегией администрации Кемеровской области заключено соглашение № 054-17-2019-075
о предоставлении из федерального бюджета в 2019 году бюджету Кемеровской области - Кузбасса иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура», в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству.

По условиям соглашения от 24.04.2019 № 054-17-2019-075 иной межбюджетный трансферт предоставляется из федерального бюджета бюджету Кемеровской
области-Кузбасса на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура» в следующих библиотеках - Районная центральная библиотека имени М.А.Небогатова муниципального бюджетного учреждения «Районная Централизованная библиотечная система Гурьевского района» в размере не более 10 000 000 руб.

15.10.2019 между Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области – Кузбасс и администрацией Гурьевского муниципального района заключено соглашение № 32602000-1-2019-010 о предоставлении из бюджета Кемеровской области
в 2019 году бюджету Гурьевского муниципального района иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта «Культура».

Согласно пункту 1.3 соглашения от 15.10.2019 № 32602000-1-2019-010 иной межбюджетный трансферт предоставляется из регионального бюджета бюджету Гурьевского муниципального района на создание модельной муниципальной библиотеки в целях реализации национального проекта «Культура» Районной центральной библиотеке имени М.А.Небогатова муниципального бюджетного учреждения «Районная Централизованная библиотечная система Гурьевского района».

15.10.2019 между Управлением культуры администрации Гурьевского муниципального района и Учреждением заключено соглашение № 3-2019
о предоставлении иного межбюджетного трансферта из регионального бюджета бюджету Гурьевского муниципального района на создание модельной муниципальной библиотеки в целях реализации национального проекта «Культура» следующей библиотеке: «Районная центральная библиотека имени М.А.Небогатова муниципального бюджетного учреждения «Районная Централизованная библиотечная система Гурьевского района».

Согласно пункту 2.2 соглашения от 15.10.2019 № 3-2019 общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из бюджета Кемеровской области бюджету Гурьевского муниципального района в соответствии с названным соглашением, составляет в 2019 году не более 10 000 000 руб.

Пунктом 4.3.7 соглашения от 15.10.2019 № 3-2019 установлено, что неиспользованный остаток иного межбюджетного трансферта подлежит возврату
в бюджет Кемеровской области в сроки, установленные бюджетным законодательством.

Средства межбюджетного трансферта поступили в Учреждение платежными поручениями от 07.11.2019 и 11.11.2019.

В целях исполнения принятых на себя обязательств по соглашению от 15.10.2019
№ 3-2019 Учреждением, в том числе заключены:

- договор розничной купли-продажи на поставку бытовой техники от 19.11.2019
№ 373 с индивидуальным предпринимателем ФИО3; согласно спецификации (приложение № 1 к договору № 373), товарной накладной к договору от 19.11.2019 № 373 Учреждением приобретена, в том числе кофемашина Philips HD8827/09 стоимостью 26 602,60 руб.;

- договор поставки от 12.11.2019 № 46 с обществом с ограниченной ответственностью «Фэст» на приобретение кухонного гарнитура на общую сумму
16 685 руб.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы
и возражения сторон, суды первой и апелляционной инстанций, установив,
что иной межбюджетный трансферт предоставлен на создание библиотек по модельному типу в соответствии с заявкой, прошедшей конкурсный отбор, использовать целевой трансферт можно только в пределах сметы расходов, которая является обязательным приложением к Концепции, являющейся документом, предоставленным заявителем
для участия в конкурсном отборе на получение иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, учитывая, что приобретение Учреждением товаров - кофемашины Philips HD8827/09 и кухонного гарнитура не предусмотрено Концепцией
и не связано с выполнением мероприятий по созданию модельной муниципальной библиотеки,пришли к верному выводу о неправомерном расходовании средств иного межбюджетного трансферта в размере 42 759,50 руб.

Доказательств, опровергающих указанный вывод судов, Учреждением
не представлено.

Доводы Учреждения о том, что приобретение кофемашины и кухонного гарнитура произведено в рамках выделенных лимитов вследствие образования неиспользованного остатка иного межбюджетного трансферта, были предметом рассмотрения судов
и обоснованно ими отклонены с учетом пункта 4.3.7 соглашения от 15.10.2019 № 3-2019,
в соответствии с которым неиспользованный остаток иного межбюджетного трансферта подлежит возврату в бюджет Кемеровской области в сроки, установленные бюджетным законодательством.

Отклоняя ссылку заявителя жалобы на Конструктор проектирования библиотечных пространств, суды исходили из того, что названный Конструктор не является нормативно-правовым актом, а также документом, регламентирующим вопросы предоставления
и использования иных межбюджетных трансфертов для создания модельных библиотек,
а носит лишь рекомендательный характер при проектировании библиотечных пространств; кроме того, указанный Конструктор был разработан Министерством культуры Российской Федерации в 2020 году, при этом остаток иного межбюджетного трансферта был использован заявителем в 2019 году.

Довод подателя жалобы о том, что приобретение кофемашины и кухонного гарнитура согласовано с координатором проекта, не принимается судом округа, поскольку доказательств наличия у координатора проекта полномочий согласовывать приобретение товаров за счет неиспользованного остатка средств иного межбюджетного трансферта Учреждением не представлено. Кроме того, письмо координатора проекта датировано 25.08.2021, то есть после приобретения спорных товаров.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции
не привлечены к участию Управление культуры администрации Гурьевского муниципального округа и Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, чьи права и законные интересы затрагиваются оспариваемыми судебными актами, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения, постановления о правах
и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены судебного акта.

Для применения названной нормы АПК РФ необходимо, чтобы судебный акт был принят о правах и обязанностях лица, не участвовавшего в деле, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются его права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.

В рассматриваемом случае судебные акты по настоящему делу не приняты о правах
и обязанностях Управления культуры администрации Гурьевского муниципального округа и Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, не содержат выводов относительно их прав по отношению к какой-либо из сторон и не возлагают
на них какие-либо обязанности, в связи с чем оснований для их привлечения к участию
в деле не имелось.

В целом доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанных
на фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление
от 02.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-19960/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.А. Бурова

Судьи Н.А. Алексеева

ФИО1