ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-20000/2021 от 23.06.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А27-20000/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                         Севастьяновой М.А.,

судей                                                         Зиновьевой Т.А.,

                                                                   Тихомирова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Есиповой А.Е., рассмотрел кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу № А27-20000/2021 по иску федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала РТРС «Кемеровский областной радиотелевизионный передающий центр» (650036, Кемеровская область, город Кемерово, улица Телецентр, дом 5, ИНН 7717127211, ОГРН 1027739456084) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (650064, Кемеровская область, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840) о признании незаконными бездействия по непринятию решения о передаче федерального имущества
в муниципальную собственность.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Мысковского городского округа (652840, город Мыски, улица Серафимовича, дом 4, ОГРН 1024201429086, ИНН 4215003337), комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (652840, город Мыски, улица Первомайская, дом 2, помещение 1, ОГРН 1024201428206, ИНН 4215003182).

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края в заседании участвовали представители федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная
и радиовещательная сеть» Кабанова М.А. по доверенности от 11.01.2021 и Миронова О.В. по доверенности от 11.01.2021.

Суд установил:

федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная
и радиовещательная сеть» в лице филиала РТРС «Кемеровский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее – ФГУП «РТРС», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - МТУ Росимущества) по непринятию решения о передаче                               в муниципальную собственность федерального недвижимого имущества «Автодорога»                   с кадастровым номером 42:29:0103004:385, расположенного по адресу: Кемеровская область, город Мыски, улица Тверская, протяженностью 515 м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Мысковского городского округа (далее – администрация); комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа (далее – КУМИ).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2021, оставленным
без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 21.03.2022, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением и постановлением, МТУ Росимущества обратилось
с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что судом первой инстанции необоснованно возложена обязанность МТУ Росимущества принять решение           о передаче имущества в муниципальную собственность в отсутствие согласия органа местного самоуправления, которое на настоящий момент отсутствует.

По мнению заявителя, надлежащим способом защиты нарушенного права
для настоящего спора является требование об обязании органа местного самоуправления принять спорное имущество, а принятым по настоящему делу судебным актом нарушенное право истца не может быть восстановлено.

В представленном отзыве на кассационную жалобу ФГУП «РТРС» просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители предприятия поддержали доводы отзыва.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени
и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечили,
что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием для рассмотрения дела
в их отсутствие.

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, за ФГУП «РТРС» на праве хозяйственного ведения закреплен объект недвижимости сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога протяженностью 515 м с кадастровым номером 42:29:0103004:385, расположенная по адресу: Кемеровская область, город Мыски, улица Тверская (далее - автодорога).

Право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения предприятия на данный объект зарегистрировано в установленном законом порядке (выписки из Единого государственного реестра от 16.06.2015, от 02.12.2015).

Согласно техническому заключению, представленному ФГУП «РТРС»                                   в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) автодорога является улицей в составе города Мыски. Вдоль данной автодороги непосредственно расположено 10 жилых домов улицы Тверская, 3 жилых дома улицы Снежная, а также объект филиала ФГУП «РТРС» - РТРС «Кемеровский областной радиотелевизионный передающий центр» - РТС Притомский, который относится к категории не обслуживаемых, персонал на объекте отсутствует.

В рамках реализации мероприятий по оптимизации земельно-имущественного комплекса предприятия с 2009 года проводится работа по передаче автодороги                            в муниципальную собственность.

Так, 17.11.2009 в письме № 992 глава города Мыски выразил согласие на принятие автодороги в собственность муниципального образования «Мысковский городской округ».

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) в письме от 26.10.2010 № 19-5-18-14646/19-11045 также выразило согласие на передачу вышеназванного объекта в собственность муниципального образования.

17.02.2011 ФГУП «РТРС обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - ТУ Росимущества) с письмом № ПС-17/3059 о подтверждении своего согласия на передачу автодороги в муниципальную собственность и просьбой принять соответствующее распоряжение.

18.05.2011 ТУ Росимущества письмом № 2-6-05/396 проинформировало предприятие о том, что для передачи федерального имущества в муниципальную собственность необходимо соответствующее обращение органа местного самоуправления в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).

23.12.2014 администрация Мысковского городского округа в письме № 01-2612 сообщила предприятию о том, что в 2011 году направила в адрес Росимущества пакет документов, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации                от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения                        о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» с просьбой рассмотреть возможность передачи автодороги в муниципальную собственность Мысковского городского округа, однако, несмотря на неоднократные обращения администрации Мысковского городского округа ответ от Росимущества не получен.

25.01.2019 ФГУП «РТРС» обратилось с письмом № 08-03/10п к главе Мысковского городского округа с просьбой выразить письменное согласие на принятие автодороги                 в муниципальную собственность.

06.02.2019 администрация Мысковского городского округа письмом № 01-182
за подписью первого заместителя главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству уведомила предприятие о принятом решении принять автодорогу в муниципальную собственность.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации письмом в письме от 18.02.2021 № БЧ-П17-112-4654 выразило согласие                  на передачу вышеуказанного объекта в муниципальную собственность.

11.03.2021 ФГУП «РТРС» обратилось к МТУ Росимущества с письмом                          № ВП-17/2792 о подтверждении своего согласия на передачу автодороги                                        в муниципальную собственность и просьбой о принятии соответствующего решения.

МТУ Росимущества письмом от 06.04.2021 № 42-ЕО-03/4252 уведомило ФГУП «РТРС» и администрацию Мысковского городского округа о том, что в представленном пакете документов приложено согласие администрации Мысковского городского округа от 06.02.2019 № 01-182 на принятие автодороги в муниципальную собственность, которое подписано первым заместителем главы Мысковского городского округа по городскому хозяйству и строительству, тогда как пунктом 11 статьи 154 Федерального закона                     от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления            в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) предусмотрено, что решение                       о передаче имущества из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования принимается на основании обращения главы соответствующего муниципального образования. МТУ Росимущества указало, что вернется к рассмотрению вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность после предоставления актуализированного обращения главы муниципального образования «Мысковский городской округ» на указанную передачу, а также справки                    о балансовой и остаточной стоимости имущества по состоянию на текущую дату.

В письме от 07.07.2021 № 42-ЕО-03/7772 МТУ Росимущества уведомило предприятие о том, что вопрос передачи имущества в муниципальную собственность будет рассмотрен после проведения мероприятий по восстановлению дорожного покрытия в связи соответствующим письмом администрации Мысковского городского округа от 22.06.2021 № 01-1625, приложило сообщение отделения МВД России по городу Мыски от 04.06.2021 о несоответствии дорожного полотна требованиям действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Поскольку решение о передаче автодороги в муниципальную собственность МТУ Росимущества не принято, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что автодорога не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденный Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2008 № 24                 «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области-Кузбасса», а также не включена                    в перечень автомобильных дорог федерального значения, установленный Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ); расположена                     в границах муниципального округа; предназначена и используется для решения вопросов местного значения – проезда неограниченного круга лиц к частным домам, находящимся вдоль дороги по улице; не оборудована устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств; и пришли к обоснованному выводу о том, что передача указанного объекта в муниципальную собственность согласуется с функциями администрации Мысковского городского округа, соответствует ее целям и задачам, в связи с чем подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность для решения вопросов местного значения.

Оснований для отмены обжалуемых истцом судебных актов судом округа не установлено.

Согласно абзацам 6-8 пункта 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ находящееся                           в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных
в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Перечень документов для передачи имущества из федеральной собственности                    в муниципальную собственность установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» (далее по тексту - Перечень № 374)

Абзацами 19, 21 пункта 11 статьи 154 Закона 122-ФЗ определено, что решения
о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. При этом указанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Полномочия МТУ Росимущества на принятие решения о передаче имущества
из федеральной собственности в муниципальную собственность следуют из пункта 5.13 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432
«О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.11.2013
от 21.11.2013 № 358 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению государственным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность», пункта 4.2.11 Положения
о Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 47.

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность                в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения                    в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уставом муниципального образования Мысковского городского округа к вопросам местного значения округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии
с законодательством Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 7 Устава).

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1                          «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» определено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются                               в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения), в т.ч. объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).

В соответствии с абзацем четвертым приложения 3 к указанному постановлению                 к муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.10.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа; 4) частные автомобильные дороги.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности
и взаимной связи, удовлетворяя заявленные предприятием требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорная автомобильная дорога, расположенная в границах муниципального образования, используемая для решения вопросов местного значения, в силу закона подлежит безвозмездной передаче                              в муниципальную собственность, в связи с чем бездействие МТУ Росимущества                        по неприятию соответствующего решения является неправомерным.

Отклоняя довод МТУ Росимущества об отсутствии согласия муниципального образования на прием спорного имущества, суд округа учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях                        от 07.12.2006 № 542-О и от 04.12.2007 № 828-О-П, а также в Постановлении от 30.06.2006 № 8-П, согласно которой для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

В рассматриваемом случае судами установлено наличие как такового волеизъявления муниципального образования на принятие спорного имущества и также то, что его передача имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, поскольку автодорога предназначена для решения вопросов местного значения и не относится ни к одной из указанных в статье 154 Закона № 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации.

Кроме того, отсутствие волеизъявления муниципального органа относительно вопроса передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность по причине ненадлежащего состояния объекта не может являться единственным препятствием для осуществления такой передачи ввиду наличия объективной целесообразности нахождения имущества в муниципальной собственности.

Также суд апелляционной инстанции верно отметил, что администрация Мысковского городского округа, начиная с 2009 года, неоднократно выражала согласие
на принятие автодороги в муниципальную собственность, что подтверждается письмами от 17.11.2009 № 992, от 23.12.2014 № 01-2612, от 06.02.2019 № 01-182, МТУ Росимущества допустило длительное бездействие по непринятию соответствующего решения.

Мнение заявителя кассационной жалобы о том, что избранный предприятием способ защиты права не приводит к восстановлению нарушенного права, является ошибочным.

На основании вышеизложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.12.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу № А27-20000/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             М.А. Севастьянова

Судьи                                                                           Т.А. Зиновьева

                                                                                       В.В. Тихомиров