Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-21428/2020
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2022 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение
от 23.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 15.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи
Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу № А27-21428/2020 по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (107174, город Москва, муниципальный округ Басманный, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19 А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2020 № Н-381-в.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по недропользованию (123995, город Москва, улица Большая Грузинская, дом 4/6, А и Б, ИНН 7703518529, ОГРН 1047796345805); Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (123995, город Москва, улица Большая Грузинская, 4/6, 1, ИНН 7710256289, ОГРН 1027700221450); Западно-Сибирская транспортная прокуратура (630003, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Саратовская, дом 13, ИНН 5405347680, ОГРН 1075405016257); Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, дом 35, 502, ИНН 5406289329, ОГРН 1045402499141).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Шипицин О.С. по доверенности от 17.02.2022.
Суд установил:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – общество,
ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 23.09.2020 №Н-381-в о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по недропользованию (далее – Роснедра), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России), Западно-Сибирская транспортная прокуратура (далее – прокуратура), Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу.
Решением от 23.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 15.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, деятельность по эксплуатации железнодорожного туннеля подлежит лицензированию; ранее обществу выдавались лицензии на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезного ископаемого; письма Роснедр и Минприроды России не являются нормативными актами и не имеют правового значения; обществом не были предприняты все необходимые меры по соблюдению требований действующего законодательства.
В отзывах на кассационную жалобу общество и Роснедра просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, должностным лицом прокуратуры в феврале 2020 года проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере недропользования при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, в ходе которой выявлены факты эксплуатации железнодорожных тоннелей, в том числе железнодорожного тоннеля «Тоннель № 3» (Кемеровская область - Кузбасс, станция Кия-Шалтырь 138 км, ПК 8+97) в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
По результатам проверки должностным лицом прокуратуры вынесено постановление от 04.03.2020 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, направленное в управление для рассмотрения.
Постановлением административного органа от 23.09.2020 № Н-381-в общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере
800 000 руб.
Не согласившись с данными постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия в бездействии общества состава вменяемого правонарушения.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации «О недрах»
от 21.02.1992 № 2395-1 (далее – Закон о недрах в редакции, действовавшей в спорный период) недра предоставляются в пользование для эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии; лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования определенными участками недр для подземного хранения нефти, газа, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод и иных нужд (статья 11 Закона о недрах, пункт 6.8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, действовавшего в спорный период).
В силу статьи 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся к участкам недр местного значения (пункт 2 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах).
Согласно пункту 3.12 СП 122.13330.2012. Свод правил. Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 278, железнодорожный тоннель это подземное протяженное инженерное сооружение, предназначенное для пропуска железнодорожного транспорта в целях преодоления высотных или контурных препятствий, в том числе и в городах.
При этом железнодорожный тоннель исходя из положений статьи 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710, пунктов 3.13, 3.20 СП 238.1326000.2015 Свод правил. Железнодорожный путь, утвержденного приказом Минтранса России от 06.07.2015 № 209, как искусственное сооружение входит в состав железнодорожного пути.
В силу пункта 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Перечня видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 09.02.2012 № 162-р, железнодорожные пути общего пользования являются объектами федерального значения.
Таким образом, участки недр, используемые для строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей, не отнесены к участкам недр местного значения.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается отсутствие у него лицензии на право пользования недрами в целях эксплуатации железнодорожного тоннеля «Тоннель № 3».
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
В силу пунктов 1, 2, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, помимо прочих, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра; с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Министерства; осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию.
Согласно пунктам 1, 5.3.8, 6.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в том числе по выдаче, оформлению и регистрации лицензий на пользование недрами; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что ОАО «РЖД» неоднократно обращалось в Минприроды России (письма от 16.11.2015, 12.10.2020) и Роснедра (письмо от 25.03.2020) с целью разъяснения необходимости получения лицензии на право пользования недрами в связи с эксплуатацией транспортных тоннелей для осуществления железнодорожных перевозок; уполномоченными органами в вышеназванных письмах указано на отсутствие законодательно закрепленной обязанности получения лицензии на право пользования недрами с целью строительства и эксплуатации железнодорожных тоннелей.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что общество добросовестно следовало письменным разъяснениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о применении законодательства о недрах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вины ОАО «РЖД» во вменяемом административном правонарушении и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Вопреки позиции административного органа обществом были предприняты все необходимые меры для соблюдения законодательства о недрах. Ответы на запросы, изложенные в письмах Минприроды России и Роснедр, хотя и носят информационный характер, даны в рамках полномочий по разъяснению действующего законодательства, отнесенного к сфере их деятельности, не доверять данным разъяснениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти у ОАО «РЖД» оснований не имелось.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление
от 15.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-21428/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Ф. Дружинина
Судьи Г.А. Шабанова
С.Т. Шохирева