СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А27-22357/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2022 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.С. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения «Центральный дом культуры» (№07АП-7812/2022) на решение от 11.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-22357/2021 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Центральный дом культуры», Кемеровская область - Кузбасс, Яшкинский район, поселок городского типа Яшкино (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании пункта 1 представления от 03.08.2021 № 39-20-27/10- 9741, третьи лица: Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации Яшкинского муниципального округа, Кемеровская область - Кузбасс, Яшкинский район, Яшкино поселок городского типа (ОГРН <***>, ИНН <***>); Администрация Яшкинского муниципального округа, Кемеровская область - Кузбасс, район Яшкинский, поселок городского типа Яшкино (ОГРН <***>, ИНН <***>); Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>); Министерство культуры Российской Федерации, город Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>),
У С Т А Н О В И Л:
муниципальное бюджетное учреждение «Центральный дом культуры» (далее – МБУ «ЦДК», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу (далее - УФК по Кемеровской области, Управление) об оспаривании пункта 1 представления от 03.08.2021 №39-20-27/10-9741.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации Яшкинского муниципального округа, Администрация Яшкинского муниципального округа, Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, Министерство культуры Российской Федерации.
Решением от 11.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, МБУ «ДЦК» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие вины в совершении нарушения, правомерность направления денежных средств, высвободившихся в результате экономии на цели выполнения дополнительных работ и приобретения оборудования в рамках капитального ремонта здания дома культуры подтверждается полученными руководителями органов исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации разъяснениями Министерства культуры Российской Федерации по вопросу использования образовавшейся экономии средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий национального проекта «Культура» со ссылкой на позицию Министерства финансов Российской Федерации (от 30.04.2020 № 930-13-03, от 25.09.2020 № 391-01.1-39-ОЯ); выполнение работ по монтажу пожарной сигнализации, монтажу видеонаблюдения, монтажу эвакуационного освещения, комплексному ремонту верхней механизации сценического комплекса, ремонту закулисных помещений обусловлено необходимостью обеспечения безопасности посетителей, улучшения качества оказываемых услуг в сфере культуры.
Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) от третьих лиц не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции. От МБУ «ЦДК» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом апелляционной инстанции было одобрено ходатайство об участии в судебном заседании посредством веб-конференции (онлайн-заседание) представителям УФК по Кемеровской области по доверенности ФИО1 и ФИО2, однако в установленное судом время проведения судебного заседания указанные представители подключение к системе веб-конференции не обеспечили. Судом апелляционной инстанции обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 – 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа от 14.05.2021 №260 «О назначении плановой выездной проверки МБУ «ЦДК», в соответствии с пунктом 7 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 29.12.2020 руководителем Управления Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу, проведена в отношении в отношении Учреждения выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета, соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета субсидии и иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставления и использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетным (автономным) учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, на реализацию мероприятий федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» национального проекта «Культура», за период: 01.01.2019 - 31.12.2020 (идентификатор контрольного мероприятия: 2021 -ПВ.016.1007-3900.041).
По результатам проверки составлен акт от 10.06.2021, в котором отражены выявленные нарушения абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), подпункта «г» пункта 8 Критериев отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, абзаца 2 пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №317, абзаца 3 пункта 12 Условий предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий и субсидий на иные цели подведомственным учреждениям культуры на реализацию государственной программы (Приложение к государственной программе Кемеровской области - Кузбасса «Культура Кузбасса» на 2014-2024 годы), утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 №462, подпрограммы 3 «Ремонт и реконструкция муниципальных учреждений культуры» муниципальной программы «Развитие культуры, образовательных учреждений культуры на территории Яшкинского муниципального округа» на период 2018-2023 годов, утвержденной постановлением администрации Яшкинского муниципального района от 29.09.2017 №482-п, пункта 1.1 Соглашения о предоставлении из бюджета Яшкинского муниципального округа от 22.05.2020 №20-2020-03708 (в редакции дополнительного соглашения от 04.06.2020 №20-2020-03708/1).
Нарушение выразилось в направлении МБУ «ЦДК» в 2020 году средств целевой субсидии на государственную поддержку отрасли культуры (строительство (реконструкция) и (или) капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений в сельской местности) из бюджета Кемеровской области, не связанные с выполнением муниципального задания по предоставлению услуг, предоставленной на основании Соглашения, постановления Яшкинского муниципального района от 29.09.2017 № 482-п «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры, образовательных учреждений культуры на территории Яшкинского муниципального района» на строительно-монтажные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией на капитальный ремонт здания «Районного дома культуры», получившей положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, прошедшей критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по созданию и модернизации учреждений культурно-досугового типа в сельской местности и являющейся основанием для предоставления субсидии учреждению, а также в отсутствии сметы расходов на капитальный ремонт объекта, утвержденной уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, в общей сумме 4 858 398,28 рублей.
Управлением выдано представление от 03.08.2021 №39-20-27/10-9741, в силу пункта 1 которого МБУ «ЦДК» обязано устранить нарушения путем возврата средств в сумме 4 858 398 рублей 28 копеек в бюджет администрации Яшкинского муниципального округа в целях последующего перечисления в доход федерального бюджета, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 01.07.2022.
Не согласившись с законностью пункта 1 представления, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительные соглашения, определяющие порядок расходования экономии, МБУ «ЦДК», а также на уровне соответствующих бюджетов не заключалось, решение о возможности использования остатка субсидии, не использованного в 2020 году, в соответствии с пунктами 4.23, 4.3.6 соглашения от 22.05.2020 №20-2020-03708 учредителем не принималось.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Частью 2 статьи 269.2 Кодекса установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании БК РФ, Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, Правилами №317, между Минкультуры России и Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области (в настоящее время – Минкультуры Кузбасса) заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета Российской Федерации от 16.12.2019 №054-09-2020-358.
В соответствии с пунктом 1.1 предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету Кемеровской области - Кузбасса субсидии на государственную поддержку отрасли культуры в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда»)» подпрограммы 4 «Обеспечение условий реализации» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №317.
Предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 № 462 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Культура Кузбасса» на 2014 - 2024 годы».
Общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, определен на 2020 год в размере 83,00% от общего объема расходного обязательства субъекта РФ (пункт 2.2 Соглашения).
Согласно пункту 2 Перечня финансирование на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений сельской местности в 2020 году составляет 32 270 300,00 руб., в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета - 26 784 300,00 руб.
Пунктом 4.3.6 Соглашения от 16.12.2019 №054-09-2020-358 установлена обязанность субъекта возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 01 января финансового года, следующего за отчетным остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством.
25.02.2020 между Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области и Администрацией Яшкинского муниципального округа заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету №32645000-1-2020-006.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Яшкинского муниципального округа на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, составляет в 2020 году - 34 039 000,00 руб.
Общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Кемеровской области бюджету Яшкинского муниципального района, определен в размере 94,80%, не более 32 270 300,00 руб.
Приложением №1 к Соглашению определен перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия - строительство, реконструкция или капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений сельской местности.
Пунктом 4.3.9 Соглашения от 25.02.2020 №32645000-1-2020-006 установлена обязанность муниципалитета возвратить в бюджета Кемеровской области не использованный по состоянию на 01 января финансового года, следующего за отчетным остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством.
Постановлением администрации Яшкинского муниципального района от 29.09.2017 №482-п «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры, образовательных учреждений культуры на территории Яшкинского муниципального округа» на период 2018-2023 годов» утверждена муниципальная программа «Развитие культуры, образовательных учреждений культуры на территории Яшкинского муниципального округа» на период 2018-2023 годов (далее - Муниципальная программа).
22.05.2020 между Управлением культуры и МБУ «ЦДК» заключено Соглашение №20-2020-03708 о предоставлении субсидии из бюджета Яшкинского муниципального округа в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ.
Размер субсидии определен в 2020 году - 34 039 000,00 руб.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ МБУ «ЦДК» предоставлена субсидия из бюджета Яшкинского муниципального округа на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания в сумме 34 039 000,00 рублей (Соглашение от 22.05.2020 № 20-2020-03708), в том числе за счет:
федерального бюджета - 26 784 300,00 рублей (83,17 %);
- областного бюджета - 5 486 000,00 рублей (11,67 %);
местного бюджета - 1 768 700,00 рублей (5,16 %)
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры предоставляются на строительно-монтажные работы, предусмотренные проектно-сметной документацией прошедшей конкурсный отбор в соответствии с пунктом 8 Критериев отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №317.
Управлением культуры в адрес Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области направлена заявка на включение в региональную программу «Культура Кузбасса» работ по капитальному ремонту здания «Районного дома культуры» по адресу: Кемеровская область, пгт, Яшкино, ул. Куйбышева, 11, предусмотренных проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства от 09.07.2018 №42-1-0135-18.
На выполнение работ по капитальному ремонту здания «Районный дом культуры» по адресу: Кемеровская область, пгт, Яшкино, ул. Куйбышева, 11», МБУ «ЦДК» заключен муниципальный контракт от 12.03.2020 № 0339300010420000001-1 с ООО «ПромСтройРесурс» на общую сумму 25 857 740,40 рублей (в редакции дополнительного соглашения от 13.05.2020 №1).
Работы приняты МБУ «ЦДК» на общую сумму 25 857 740, 40 руб., что подтверждается актами приемки выполненных работ, справками формы КС-3 №1 от 31.05.2020, №2 от 08.07.2020, №3 от 17.08.2020, №4 от 24.09.2020, №5 от 27.10.2020, №6 от 01.12.2020, №7 от 01.12.2020. Оплата работ в указанной сумме произведена платежными поручениями от 10.06.2020, 23.07.2020, 21.08.2020, 29.09.2020, 10.11.2020, 15.12.2020.
Таким образом, разница между ценой контракта (25 857 740,40 руб.) и финансированием, перечисленным МБУ «ЦДК» (34 039 000,00 руб.) составила – 8 181 259,60 руб.
Управлением культуры направлялись обращения в Минкультуры Кузбасса о возможности расходования экономии, полученной МБУ «ЦДК» в размере 7 471 523,20 руб. или возврата ее в бюджет (письма без номера и даты, №162 от 29.07.2020, №183 от 31.08.2020).
Согласно ответу Минкультуры Кузбасса от 18.08.2020 №01-08/04-2797 рекомендовано определить точную сумму экономии, полученной при исполнении муниципального контракта, и в срок до 01.09.2020 направить письмо о возврате средств в региональный бюджет, а также заключить дополнительное соглашение.
Минкультуры Кузбасса направлено обращение в Минкультуры России о согласовании уменьшения объема финансирования (письмо от 10.09.2020 №01-08/04-3080).
Письмом Минкультуры России от 25.09.2020 №391-01.1-39-ОЯ по вопросу использования образовавшейся экономии средств федерального бюджета, выделенных в рамках реализации нацпроекта «Культура», даны разъяснения о приостановлении действия положений пункта 4.2 статьи 132 БК РФ, предусматривающего направление экономии в резервный фонд Правительства РФ.
В письме от 08.10.2021 №1940-01-2 Минкультуры России указало, что использование экономии, направленное на достижение целей национального проекта «Культура» соответствует положениям БК РФ (ответ на письмо от 08.10.2021 №1940- 01-2).
МБУ «ЦДК» с учетом данных разъяснений за счет средств экономии, сложившейся в ходе электронного аукциона на капитальный ремонт здания, заключены муниципальные контракты, приняты и оплачены работы, не входящие в проектно-сметную документацию на капитальный ремонт здания «Районного дома культуры» по адресу: Кемеровская область, Яшкинский район, пгт. Яшкино, ул. Куйбышева, 11а, получившую положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства от 09.07.2018 № 42-1-0135-18 и являющуюся основанием предоставления субсидии.
Общий кассовый расход, произведенный заявителем по 7 договорам, заключённым на выполнение дополнительных работ (за исключением работ по строительному контролю, на сумму 505 013, 01 руб.) составил 7 676 246,59 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 4 858 398,28 руб.
УФК по Кемеровской области – Кузбассу не оспаривает необходимость выполнения МБУ «ЦДК» дополнительных видов работ.
Однако указывает, что источником финансирования выполнения вышеуказанных работ не должны быть средства субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
Общий размер субсидий складывается из сметных стоимостей всех видов работ в соответствии с проектно-сметной документацией, что свидетельствует о возможности направления средств субсидии исключительно на те виды работ объекта капитального строительства, которые были заявлены при получении субсидий в соответствии с заключенным Соглашением, что определяет их целевое использование.
Дополнительные виды работ не были предусмотрены проектно-сметной документацией и сметой расходов, не были изначально заявлены при получении субсидии (при предоставлении заявки), следовательно, не подлежали отплате за счёт средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, поскольку не согласуются с целями её предоставления.
Использование средств федерального бюджета произведено МБУ «ЦДК» на цели, не предусмотренные условиями их получения.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статья расходов на капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений в сельской местности, предусмотренная Соглашением №20-2020-03708, имеет предметно-целевое назначение, определяемое кодом бюджетной классификации (КБК 9130801043А155192612), строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежит. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Оплата заявителем дополнительных работ по 7 договорам, не включенным в проектно-сметную документацию объекта «Районного дома культуры» по адресу: Кемеровская область, Яшкинский район, пгт. Яшкино, ул.Куйбышева, 11а, привела к нецелевому использованию бюджетных средств, выразившемуся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, несоответствующих проектно-сметной документации и сметы расходов, являющейся основанием для предоставления указанных средств. Финансирование указанных дополнительных работ не должно было производиться за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
Цель, на которую предоставлялась субсидия, была достигнута при исполнении контракта. Дополнения в соответствующей части в контракт не вносились. Доказательства невозможности завершения работ, предусмотренных контрактом, без выполнения работ, указанных в дополнительных соглашениях, заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не представлены.
Признавая необоснованными доводы заявителя и третьих лиц об отсутствии оснований для возврата средств экономии со ссылкой на приостановление действия пункта 4.2 статьи 132 БК РФ, суд исходит из следующего.
К спорным правоотношениям подлежат применению нормы бюджетного законодательства, действовавшие в спорный период.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 БК РФ, в редакции, действовавшей на дату заключения соглашения от 22.05.2020 №20-2020-03708 и исполнения муниципального контракта (до введения в действие Федерального закона от 08.12.2020
№ 423-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в случае нарушения сроков, предусмотренных пунктом 4.1 настоящей статьи, а также в случае внесения изменения в соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации в части уменьшения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого из федерального бюджета в текущем финансовом году предоставляется субсидия бюджету субъекта Российской Федерации, в связи с экономией, полученной по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на текущий финансовый год на соответствующие цели, направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации соответственно в размере субсидии, в отношении которой не заключено соглашение о ее предоставлении из федерального бюджета, и (или) в размере полученной экономии пропорционально уровню софинансирования, установленному соглашением о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ от 24.12.2019
№ 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации должно содержать обязательства субъекта Российской Федерации о представлении в установленные соглашением о предоставлении субсидии сроки, но не реже одного раза в квартал (при наличии экономии, полученной по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета), предложений о заключении дополнительного соглашения к таким соглашениям, предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого из федерального бюджета, и соответствующее уменьшение размера субсидии.
Главные распорядители средств федерального бюджета, до которых как получателей средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, не позднее 20-го рабочего дня с даты получения от соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений о внесении изменений в соглашения о предоставлении субсидии в связи с экономией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, заключают дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении субсидии.
Пунктом 4.3.6 Соглашения от 16.12.2019№054-09-2020-358, пунктом 4.3.9 Соглашения от 25.02.2020 №32645000-1-2020-006, пунктом 4.3.6 Соглашения от 22.05.2020 №20-2020-03708, предусмотрена обязанность по возврату в бюджет соответствующего уровня неиспользованного остатка субсидии.
Соответствующие дополнительные соглашения, изменяющие порядок использования остатка субсидии (экономии), не заключались.
Письма Минкультуры России от 25.09.2020 №391-01.1-39-ОЯ, от 08.10.2021 №1940-01-2 не могут рассматриваться в качестве соглашений, предусмотренных вышеуказанными нормами.
Субсидия Кемеровской области - Кузбассу в рамках национального проекта «Культура» предоставлена не в соответствии с решениями, принимаемыми по частям 1-3 статьи 7 Федерального закона №457-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Соответственно, перераспределения, увеличения размера межбюджетного трансферта не было. Трансферт предоставлен субъекту единожды на основания указанного Соглашения в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Средства федерального бюджета, полученные Кемеровской областью-Кузбассом в рамках Соглашения от 16.12.2019 № 054-09-2020-358, не являются средствами, предоставленными на основании решений, принимаемых в соответствии с частями 1- 3 статьи 7 Федерального закона №457-ФЗ, соответственно, не подпадают под исключения установленные частью 6.1 статьи 7 о приостановлении до 1 января 2025 года положений 4.2 статьи 132 БК РФ.
Кроме того, в силу части 3.1 статьи 7 Федерального закона № 457-ФЗ предусмотрено, что экономия, образовавшаяся по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), источником обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предусматривается бюджету субъекта Российской Федерации, у которого образовалась указанная экономия, при условии ее направления на реализацию мероприятий в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов (входящих в состав национальных проектов (программ) и комплексного плана в редакции 2021 года), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 7 постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2050 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» следует, что предоставление межбюджетных трансфертов, предусматривающие: увеличение значений и (или) иных характеристик результатов предоставления межбюджетного трансферта или уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого из федерального бюджета, при исполнении которого образовалась экономия, производится посредством заключения дополнительных соглашений к ранее заключенным соглашениям о предоставлении межбюджетных трансфертов.
Дополнительные соглашения, определяющие порядок расходования экономии, МБУ «ЦДК», а также уровне соответствующих бюджетов не заключалось, решение о возможности использования остатка субсидии, не использованного в 2020 году, в соответствии с пунктами 4.23, 4.3.6 соглашения от 22.05.2020 №20-2020-03708 учредителем не принималось.
Оценивая иные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого предписания, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представление в обжалуемой части не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 11.07.2022 Кемеровской области по делу № А27-22357/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения «Центральный дом культуры» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: С.В. Кривошеина
С.Н. Хайкина