ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-2333/2022 от 10.08.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск Дело № А27-2333/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2022.

Постановление в полном объеме изготовлено 10.08.2022.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

Сухотиной В.М.,

судей

Вагановой Р.А.

Марченко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.Е. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа (№07АП-6495/2022) на решение от 30.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-2333/2022 (судья Беляева Л.В.) по иску Прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса в интересах неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности и публичных интересов муниципального образования «Березовского городского округа» (ИНН: 4207012433, ОГРН: 1024200685178) к муниципальному казенному учреждению по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа, г. Березовский, Кемеровская область - Кузбасс (ИНН: 4203004103, ОГРН: 1024200646029) к муниципальному унитарному предприятию «Ритуал-сервис», г. Березовский, Кемеровская область - Кузбасс (ИНН: 4250001734, ОГРН: 1054250009406) о признании недействительными (ничтожными) договоров на оказание услуг № 17 от 18.03.2021, № 55 от 01.07.2021, № 4 от 10.01.2022, № 5 от 20.01.2022,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: общество с ограниченной ответственностью «Бирюза», г. Березовский (ИНН 4203004424; ОГРН: 1024200646172); общество с ограниченной ответственностью «Березовский похоронный дом», г. Березовский (ИНН 4250001195; ОГРН: 1044250008384); индивидуальный предприниматель Кудряшова Анна Викторовна (ИНН 420301973857; ОГРНИП: 310425021400022); индивидуальный предприниматель Пивоварова Нелли Ивановна (ИНН 420300040336, ОГРНИП 318420500014912); Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассу (ИНН 4205282410),

В судебном заседании приняли участие:

от истца онлайн: Фейтлихер Мария Григорьевна, удостоверение - от 09.08.2022, паспорт;

от ответчика: без участия, извещен;

от третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Бирюза»: Полежаева Раиса Петровна, выписка из протокола заседания от 12.02.2017, паспорт.

от иных лиц: не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Кемеровской области – Кузбасса в интересах неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской деятельности и публичных интересов муниципального образования Березовского городского округа (далее – Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа (далее – МКУ УЖКХ), к муниципальному унитарному предприятию «Ритуал-сервис» (далее – МУП «Ритуал-сервис») о признании недействительными (ничтожными) договоров на оказание услуг № 17 от 18.03.2021, № 55 от 01.07.2021, № 4 от 10.01.2022, № 5 от 20.01.2022, заключенных ответчиками.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Бирюза», общество с ограниченной ответственностью «Березовский похоронный дом», индивидуальный предприниматель Кудряшова Анна Викторовна, индивидуальный предприниматель Пивоварова Нелли Ивановна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассу.

Решением от 30.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе МКУ УЖКХ, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что МКУ УЖКХ не является органом местного самоуправления. Право на передачу полномочий МКУ УЖКХ Уставом не закреплено, в связи с чем, передача полномочий МКУ УЖКХ в МУП «Ритуал-сервис» не осуществлялась. Договоры были заключены в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ на сумму, не превышающую 600 000 руб. Выбор исполнителя (подрядчика) при заключении прямых договоров без проведения конкретных процедур является правом заказчика. Договор был заключен с организацией, предложившей наименьшую цену. Общественные и вероисповедальные кладбища находятся в ведении МКУ УЖКХ. Полномочия МУП «Ритуал-сервис» по выдаче удостоверений о захоронении, предоставлению участка земли для захоронения по вопросам похоронного дела не передавались. Указанные полномочия осуществляет МКУ УЖКХ. Поясняет, что услуги по договорам были оказаны и оплачены в полном объеме. При выборе исполнителя на оказание услуг не учитывалось то обстоятельство, что МУП «Ритуал-сервис» является специализированной организацией. Договор №4 от 10.01.2022 расторгнут 19.01.2022, услуги по данному договору не оказывались.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области – Кузбассу, оспаривая доводы апелляционной жалобы, в отзыве просил оставить решение без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса в отзыве также просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Прокуратуры поддержала доводы отзыва в полном объеме.

Представитель ООО «Бирюза» просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, между МКУ УЖКХ (заказчик) и МУП «Ритуал Сервис» (исполнитель) заключен договор оказания услуг от 18.03.2021 № 17, предметом которого являются услуги по регистрации мест захоронения на общественных и вероисповедальных кладбищах на территории Березовского городского округа (пункт 1.1 договора).

Срок оказания услуг: с 01.01.2021 по 30.06.2021.

Стоимость работ по договору 375 000 руб. согласно смете (Приложение № 1 к Договору).

Согласно смете, являющейся приложением № 1 к договору, услуги включают в себя: оплату услуг смотрителей, услуг регистратора, по договору электроснабжения, накладные расходы.

Услуги по данному договору оказаны МУП «Ритуал Сервис», оплачены МКУ УЖКХ на общую сумму 375 000 руб.

Между МКУ УЖКХ (заказчик) и МУП «Ритуал Сервис» (исполнитель) заключен договор оказания услуг от 01.07.2021 № 55, предметом которого являются услуги по регистрации мест захоронения на общественных и вероисповедальных кладбищах на территории Березовского городского округа (пункт 1.1 договора). Срок оказания услуг: с 01.07.2021 по 31.12.2021.

Стоимость работ по договору 173 400 руб.

Общая стоимость услуг по договорам за 2021 год составила 548 400 руб.

Также между МКУ УЖКХ (заказчик) и МУП «Ритуал Сервис» (исполнитель) 10.01.2022 заключен договор оказания услуг № 4, предметом которого являются услуги по регистрации мест захоронения на общественных и вероисповедальных кладбищах на территории Березовского городского округа (пункт 1.1 договора).

Срок оказания услуг: с 01.01.2022 по 31.12.2022.

Стоимость работ по договору 346 800 рублей. Договор расторгнут по соглашению сторон от 19.01.2022.

Кроме того, между МКУ УЖКХ (заказчик) и МУП «Ритуал Сервис» (исполнитель) 20.01.2022 заключен договор оказания услуг № 5, предметом которого являются услуги по регистрации мест захоронения на общественных и вероисповедальных кладбищах на территории Березовского городского округа (пункт 1.1 договора).

Срок оказания услуг: с 01.07.2022 по 31.12.2022.

Стоимость работ по договору 346 800 000 рублей.

Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4 вышеуказанных договоров исполнитель ведет книги регистрации мест захоронения по утвержденной форме, обеспечивает хранение книг регистрации захоронений до передачи их заказчику, выдает гражданам (организациям), взявшим на себя обязанность по захоронению умершего удостоверение о захоронении, регистрационный знак, распределяет места под захоронение и осуществляет контроль за захоронением умерших.

Полагая перечисленные сделки недействительными (ничтожными), Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения городского округа относит организацию ритуальных услуг (пункт 23 части 1 статьи 16).

ГОСТ 32609-2014, введенный в действие 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с Законом № 8-ФЗ реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона № 8-ФЗ).

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает близким родственникам (иным родственникам), взявшим на себя обязанность осуществить погребение, гарантированный законом перечень услуг по погребению, содержащийся в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ.

В Указе Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 установлено, что специализированные службы на безвозмездной основе оказывают перечисленные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ услуги по погребению, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям, предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Погребение умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, связанные с погребением умерших.

Федеральный закон № 8-ФЗ не содержит понятия «специализированная служба». Согласно пункту 2.1.3 ГОСТ 32609-2014 специализированная служба - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших.

Из положений статей 9 и 10 Закона № 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Статьей 9 Закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 Закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников (иных родственников), взявших на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ.

Органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным Законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 Закона № 8-ФЗ).

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2018 № 36-КГПР18-3.

Институт специализированных служб установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета. Бюджетные средства при этом по своему определению в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, в том числе посредством заключения муниципального контракта с соблюдением конкурентных процедур, у них нет права делегировать сторонним организациям функции (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе), которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.

Судом первой инстанции установлено, что решением Комитета по управлению муниципальным имуществом Березовского городского округа от 20.07.2005 № 76 создано МУП «Ритуал-Сервис».

В соответствии с пунктом 1.6 Устава (в ред. от 31.05.2016 № 142-р) МУП «Ритуал-Сервис» является специализированной службой по вопросам похоронного дела. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: осуществление погребение умершего; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего; погребение умершего и оказание услуг по погребению – исполнению волеизъявления умершего; определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении; оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению; организация похорон и предоставление связанных с ними услуг; бытовое обслуживание; оптовая и розничная торговля; благоустройство. Предприятие вправе осуществлять также иные, не запрещенные действующим законодательством виды деятельности (пункт 2.2 Устава).

Решением Совета народных депутатов Березовского городского округа от 18.06.2015 № 197 утверждено Положение «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Березовского городского округа».

Частью 2 статьи Положения регулируются вопросы организации предоставления ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Березовского городского округа.

Частью 2 статьи 8 Положения предусмотрено, что кладбища, расположенные на территории городского округа (городские кладбища), являются муниципальной собственностью и закреплены на праве оперативного управления или ином праве в соответствии с действующим законодательством за уполномоченным органом по организации похоронного дела, которое организует обслуживание кладбищ и обеспечивает правила их содержания.

Пунктом 2 решения Совета народных депутатов Березовского городского округа от 18.06.2015 № 197 предусмотрено, что уполномоченным органом по вопросам организации похоронного дела является МКУ ЖКХ БГО.

Статьей 9 Положения предусмотрено, что каждое захоронение на территории подлежит регистрации уполномоченным органом по организации похоронного дела, путем внесения в регистрационную книгу записи о захоронении умершего установленной формы. Для оформления захоронения родственник или ответственный за захоронение обращается в уполномоченный орган по вопросам организации похоронного дела, где на основании предъявленного свидетельства о смерти оформляется счет-заказ на похоронное обслуживание и выделяется участок для захоронения. Каждое захоронение регистрируется в «Книге регистрации захоронений» и делается отметка на разбивочном чертеже кладбища (часть 1, 2, 3 статьи 9 Положения).

В соответствии с частью 6, 9 статьи 9 Книги регистрации захоронений являются документами строгой отчетности и хранятся в архиве уполномоченного органа по вопросам организации похоронного дела сто лет со дня последнего захоронения на этом кладбище. Ответственность за ведение и сохранность книги регистрации захоронений возлагается на уполномоченный орган по организации похоронного дела.

В пункте 1 статьи 18 Закона № 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Выполнение функции администратора кладбищ, то есть осуществление властных организационно-распорядительных и (или) контрольных полномочий, принятие властных решений, имеющих значение для других лиц, которое включает выделение земельных участков для захоронения, оформление заявок на захоронение, выдачу разрешений на захоронение и справок, ведение учета захоронений, определение режима работы кладбищ и порядка въезда на кладбища, контроль за соблюдением правил, установленных на территории 6 кладбища, а также решение вопроса содержания кладбищ относится исключительно к функции (полномочиям) органа местного самоуправления – администрации.

Вопрос содержания мест захоронения должен решаться органом местного самоуправления самостоятельно с учетом предоставленных ему полномочий. Выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ составляют муниципальную нужду и являются одними из функций муниципальных органов, что соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и, учитывая характер перечисленных работ, они могут быть решены только путем осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за счет соответствующего бюджета муниципального образования.

Судом апелляционной инстанции учтено, что Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 прокуратуре рекомендовано осуществлять строгий контроль за исполнением положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, касающихся предоставления специализированными службами по вопросам похоронного дела безвозмездных услуг по погребению умерших.

Наделение же в данном случае МУП «Ритуал-сервис», являющегося одновременно специализированной службой по вопросам похоронного дела и осуществляющего деятельность по организации похорон (оказанию ритуальных услуг) на возмездной основе функциями (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах городского округа противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.

Услуги по погребению, в том числе оказываемые в пределах гарантированного перечня, обладают свойствами товара, относятся к конкурентному виду услуг, деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела по погребению всегда является экономической деятельностью.

Таким образом, специализированная служба по вопросам похоронного дела, создаваемая органом местного самоуправления, является хозяйствующим субъектом, в полномочия которого входит исключительно погребение умерших - совершение обрядовых действий по захоронению тела останков человека после его смерти, предоставление в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении услуг по погребению, в состав которых входит оформление документов, необходимых для погребения (справки о смерти, свидетельства о смерти); предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом), из чего следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является таким же участником товарного рынка, как и другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по погребению, состоит с ними в конкурентных отношениях.

Осуществление организационно-распорядительной или административно-хозяйственной функции, включающей полномочия по предоставлению (отводу) в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о погребении бесплатного участка земли под захоронение, выдаче разрешений на захоронение, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда на территорию общественных кладбищ, контроль за соблюдением порядка на общественных кладбищах, не относится к услугам по погребению (к ритуальным услугам).

В рассматриваемом деле денежные средства, выделяемые учреждению, распределяются в нарушение положений Закона № 44-ФЗ не на основе публичных процедур, вследствие чего устраняется конкуренция на рынке спорных услуг в пользу МУП «Ритуал-сервис», которое как единственный исполнитель, получило доступ к оказанию этих услуг, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

В нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» МУП «Ритуал-сервис», наделенное МКУ УЖКХ исключительными полномочиями по оказанию похоронных услуг, создало ограничения прав иных хозяйствующих субъектов на получение заказов по выполнению указанных работ и услуг для муниципальных нужд, финансируемых из бюджета, и преимущественные условия осуществления деятельности для данного учреждения.

По общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вопреки позиции ответчиков, в рассматриваемом случае оспариваемые договоры посягают на публичные интересы, в связи с чем, подлежат применению положения пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в связи с несоответствием договоров требованиям закона суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что, в настоящее время оспариваемые договоры № 17 от 18.03.2021, № 55 от 01.07.2021, № 4 от 10.01.2022, сторонами исполнены, не имеет самостоятельного правового значения для рассмотрения спора, поскольку эти обстоятельства не влияют на право прокуратуры заявлять требование о признании этой сделки недействительной по основанию ее ничтожности. При рассмотрении требования о признании сделки недействительной судом проверяется ее соответствие требованиям законов и нормативных актов, действующих в момент ее заключения. Заявленные требования направлены на защиту публичных интересов и связаны с нарушением ответчиками норм законодательства в сфере получения неопределенным кругом лиц гарантированного государством минимума ритуальных услуг от специализированной службы, созданной в установленном порядке органом местного самоуправления, а не в сфере финансовых отношений при осуществлении сторонами договора предпринимательской деятельности.

Кроме того в рассматриваемом случае заявленные требования направлены не только на прекращение основанного на оспариваемой сделке длящегося правонарушения, но и на недопущение подобного нарушения впредь.

Отказ же в удовлетворении требований о признании сделки недействительной по тем основаниям, что сделка исполнена, договор прекратил свое действие, фактически предоставляет право ответчикам и в дальнейшем заключать подобные договоры с нарушением требований законодательства.

Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.

Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-2333/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Председательствующий

В.М. Сухотина

Судьи

Р.А. Ваганова

Н.В. Марченко