СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
г. Томск Дело № А27-25206/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Кривошеиной С.В.
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством использования системы веб – конференции, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кузбассоблгаз» (№ 07АП-2755/2022) на решение от 25.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-25206/2021 (судья Аникина К.Е.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кузбассоблгаз» (<...> зд. 2/5, этаж 3, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы Кемеровской области (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления №42/04/9.21-1178/2021 от 18.11.2021 об административном правонарушении,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1 (654059, <...>),
при участии в судебном заседании:
- от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность, диплом, паспорт,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Кузбассоблгаз» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы Кемеровской области об оспаривании постановления №42/04/9.21-1178/2021 от 18.11.2021 по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1
Решением от 25.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что ФИО1 по состоянию на 26.02.2021 не относилась к заявителям первой категории; была произведена подмена понятий «электронная форма документа» и «способ направления документа»;суд необоснованно признал направленную по электронной почте в адрес
неустановленного лица, примерную форму договора на технологическое
присоединение офертой в порядке, предусмотренном п. 74 Постановления № 1314; суд признал ФИО3 представителем ФИО1 и безосновательно наделил его правами заявителя. Также заявитель считает, что квалифицирующий признак повторности совершения правонарушения отсутствует
Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.02.2021 ФИО1 обратилась в ООО «Кузбассоблгаз» с запросом о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом по адресу: <...> - к сетям газораспределения. К письму были приложены копии правоустанавливающих документов на земельный участок и документа, подтверждающего право собственности на объект капитального строительства.
08.04.2021 ООО «Кузбассоблгаз» направило в адрес ФИО1 Договор №ТПСТ 154-21/0821 от 08.04.2021 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с применением стандартизированных тарифных ставок, установленных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (л.д.53-55) и технические условия №424 от 08.04.2021 (л.д.56).
В соответствии с п. 1 Договора от 08.04.2021 исполнитель (ООО «Кузбассоблгаз») принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства: индивидуальный жилой дом к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования. Заявитель (ФИО1) принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 42:30:0412020:596, расположенного по адресу: 654059, Кемеровская область - Кузбасс, <...>, в соответствии с условиями настоящего Договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно п. 10 Договора от 08.04.2021 размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя составляет 1 480 372 руб. и определяется исходя из действующих стандартизированных тарифных ставок:
- С1 в размере: 226 642 руб.;
- С4 в размере: 1 227 465 руб.;
- С7.1 в размере: 4 439 руб.;
- С7.2 в размере: 21 826 руб.
В п. 3 технических условий №424 объект заявителя (объект капитального строительства) обозначен как «Производственная база». Максимальная нагрузка (часовым расходом газа): 2,6 м3/час (п. 4 Технических условий №424), максимальное 4 давление газа в точке подключения: 0,3 МПа: фактическое (расчетное) давление газа в точке подключения: 0,29 МПа (п. 5 Технических условий № 424). Информация о газопроводе в точке подключения (материал труб, тип защитного покрытия, диаметр): ПЭ100 SDR11 D63, подземный.
ФИО1, посчитав действия ООО «Кузбассоблгаз» незаконными, обратилась за защитой своих прав в Прокуратуру г. Новокузнецка, которая направила указанное обращение для рассмотрения в УФАС по Кемеровской области в части доводов о нарушении требований антимонопольного законодательства.
Рассмотрев указанное обращение, УФАС по Кемеровской области был составлен протокол по делу №042/04/9.21-1178/2021 от 19.10.2021 об административном правонарушении.
Постановлением УФАС по Кемеровской области о назначении административного наказания по делу №042/04/9.21-1178/2021 об административном правонарушении от 18.11.2021 ООО «Кузбассоблгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.9.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 600 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства, в числе прочих, выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электрическим сетям требований соответствующих нормативных актов.
ООО «Кузбассоблгаз» с 09.04.2015 включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Договор о подключении к сети газораспределения является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317) газораспределительная организация - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.
В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правообладателей земельных участков, лиц, обеспечивающих подготовку проект ой документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, или лиц, с которыми заключены договоры, предусматривающие осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.
Порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, далее – Правила № 1314).
Согласно пункту 2 Правил № 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включающих врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Под фактическим присоединением понимается комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.
Заявителем в рамках подключения (технологического присоединения) является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Исполнителем в рамках подключения (технологического присоединения) является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В п. 3 Правил № 1314 определен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, включающий в себя следующие этапы:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713.
При этом подпунктами 6, 7 и 8 Правил № 1314 установлено, что заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий с приложением, в том числе: копий правоустанавливающих документов на земельный участок; ситуационного плана; расчета планируемого максимального часового расхода газа; согласия основного абонента на подключение к сетям газопотребления основного абонента.
Согласно пункту 13 Правил № 1314 в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий. Основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения, в том числе при отсутствии пропускной способности сетей газораспределения (пункт 14 Правил подключения № 1314).
Таким образом, последовательность действий заявителя и исполнителя представляет собой установленный федеральным законодательством алгоритм действий сторон по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения
Как установлено и подтверждается материалами дела, 26.02.2021 ФИО1 обратилась в ООО «Кузбассоблгаз» с запросом о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом по адресу: <...>. 5 - к сетям газораспределения (л.д.132). Учитывая положения п. 13 Правил № 1314, ООО «Кузбассоблгаз» обязано было в срок до 15.03.2021 определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Однако ООО «Кузбассоблгаз» в нарушение п. 13 Правил №1314 направило в адрес Заявителя Технические условия и Договор с нарушением десятидневного срока - 08.04.2021, что заявителем не оспаривается. При этом указанный договор был подписан генеральным директором Общества ФИО4 (л.д.55). Оспаривая факт нарушения п. 13 Правил №1314, общество ссылается на то, что запрос был подан посредством направления по электронной почте, тогда как такой порядок обращения не предусмотрен Правилами №1314. Однако пунктом 6 Правил № 1314 (в редакции, действующей в период спорных отношений) предусмотрено, что запрос о предоставлении технических условий может быть направлен в электронной форме.
Довод заявителя о том, что к запросу ФИО1 не была приложена доверенность на представителя, поскольку запрос направлен с электронной почты elektra-nvkz@rambler.ru и в нем указан контактный номер телефона ФИО3, нельзя принимать во внимание, т.к. согласно п. 12 Правил №1314 в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в п.п. 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения. Из материалов дела видно и заявителем не оспаривается, что представленные с запросом документы в адрес ФИО1 возвращены не были. Доказательства какой-либо переписки/переговоров (в том числе об отсутствии доверенности или иных документов), на которые ссылается заявитель, не представлены.
В соответствии с п. 74 Правил №1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пп. 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки).
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что 08.04.2021 ООО «Кузбассоблгаз» направило в адрес ФИО1 технические условия и Договор, подписанный со стороны исполнителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленных потребителем документов было достаточно для заключения договора и Обществом были совершены действия, направленные на его заключение.
Таким образом, в действиях ООО Кузбассоблгаз» административным органом обоснованно установлено нарушение п. 13 Правил №1314, а доводы заявителя об обратном опровергаются представленными доказательствами.
В соответствии с подп. «г» п. 83 Правил № 1314 договор о подключении содержит существенное условие о размере платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения. Статьей 23.2 Закона о газоснабжении установлено, что государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно п. 10 Договора от 08.04.2021 размер платы за подключение (технологическое присоединение) Объекта заявителя составляет 1 480 372 руб. и определяется исходя из действующих стандартизированных тарифных ставок. При этом для газификации спорного дома Обществом была предложена стоимость подключения, рассчитанная на основании Постановления РЭК Кузбасса №802 от 24.12.2020, в соответствии с которым установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ООО «Кузбассоблгаз» (Кемеровский городской округ) на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 мЗ/час и менее и (или) проектным рабочим давлением на присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее.
Однако постановлением РЭК Кузбасса от 24.12.2020 №801 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ООО «Кузбассоблгаз» (Кемеровский городской округ) на 2021 год» установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ООО «Кузбассоблгаз» (Кемеровский городской округ) на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 с максимальным расходом газа, не превышающим 15 м3/час, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения, для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности и с максимальным расходом газа, не превышающим 5 м3/час включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения, для прочих заявителей, согласно приложению к настоящему постановлению
Размер платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям применяется при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сетям с проектным рабочим давлением не более 0,3 Мпа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно - коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
В соответствии с Приложением №1 к Постановлению № 801 плата за технологическое присоединение одного заявителя составляет 63 558 руб. 60 коп.
Согласно Техническим условиям № 424 максимальная нагрузка (часовым расходом газа) составляет 2,6 м3/час (п. 4), максимальное давление газа в точке подключения: 0,3 МПа: фактическое (расчетное) давление газа в точке подключения: 0,29 МПа (п. 5). Расчет стоимости за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства Заявителя составлен с учетом прокладки магистральной трубы длиной 164 12 м до границы земельного участка и участка трубы от границы земельного участка до Объекта заявителя.
В соответствии с абз. 3 п. 2 Правил № 1314 заявителями первой категории являются заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 Мпа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Общества отсутствовали правовые основания для отнесения потребителя к заявителям первой категории и осуществления расчета на основании Постановления РЭК №802 от 24.12.2020.
Таким образом, в действиях ООО «Кузбассоблгаз» судом первой инстанции обоснованно установлено нарушение подп. «г» п. 83 Правил № 1314, а доводы заявителя жалобы об обратном не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Указанные выводы суда первой инстанции подтверждает и то обстоятельство, что позже ФИО1 были выданы технические условия №457 от 16.06.2021 (л.д.14) и 16.06.2021 между ООО «Кузбассоблгаз» и ФИО1 был заключен договор № ТП 187-21/1621 на условиях, соответствующих Правилам № 1314, а плата определена в соответствии с Постановлением РЭК Кузбасса от 24.12.2020 №801 в размере 63 558 руб. 60 коп.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Таким образом, несоблюдение указанных требований Правил образует объективную сторону состава административного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ.
Ранее ООО «Кузбассоблгаз» было привлечено к административной ответственности за нарушение Правил технологического присоединения (постановление по делу №042/04/9.21-179/2020 (№А27-14460/2020), вступившее в законную силу 01.10.2020, исполнено 22.12.2020).
Повторное совершение в апреле 2021 года административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, образует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, как совершенного повторно.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны указанного административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений Правил в материалы дела не представлено. При этом доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, правомерным является вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения. Действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Апелляционным судом проверено соблюдение процедуры привлечения ООО «Кузбассоблгаз» к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления. Из материалов дела видно, что определением Кемеровского УФАС России от 23.06.2021 возбуждено дело №042/04/9.21-1178/2021 об административном правонарушении в отношении ООО «Кузбассоблгаз» по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ, начато проведение административного расследования, указано на необходимость явки представителя ООО «Кузбассоблгаз» 22.07.2021 в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения Правил №1314, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
Впоследствии срок проведения административного расследования по делу №042/04/9.21-1178/2021 об административном правонарушении неоднократно продлевался в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, окончательно был продлен до 23.10.2021. При этом неоднократное продление рассмотрения дела об административном правонарушении Кемеровским УФАС России связано с неявкой представителя общества, а также неисполнением требований о представлении дополнительных доказательств.
Определением от 24.09.2021 законному представителю ООО «Кузбассоблгаз» надлежало явиться 19.10.2021 в 11.00 в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения Правил №1314. а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении. Определение направлено в адрес Общества, что подтверждается списком №306 (л.д.93), и получено им 05.10.2021 (идентификатор 80098164399418, л.д.9К 15 19.10.2021 на процедуру составления и подписания протокола по делу №042/04/9.21-1178/2021 об административном правонарушении ООО «Кузбассоблгаз», надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени составления и подписания протокола, не явилось, защитника не направило, поэтому в соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол по делу об административном правонарушении составлен и подписан в отсутствие ООО «Кузбассоблгаз».
Определением от 20.10.2021 (исх. №03/10175 от 20.10.2021) дело об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 03.11.2021
В связи с объявлением Президентом РФ с 30.10.2021 по 07.11.2021 включительно нерабочими днями (Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2021 №595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.») определением УФАС по Кемеровской области от 29.10.2021 срок рассмотрения дела об административном правонарушении был продлен до 03.12.2021, рассмотрение дела назначено на 18.11.2021 на 11.00 по адресу: <...>, каб. 305.
Указанное определение было направлено в адрес Общества, что подтверждается списком № 45 внутренних почтовых отправлений (с отметкой Почты России о принятии). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080966893867 (л.д.108), указанное Определение было получено ООО «Кузбассоблгаз» 09.11.2021.
Как видно из определения от 29.10.2021 (л.д.106), в нем указано на право участвовать в рассмотрении дела в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи по указанной в определении гиперссылке. Общество, извещенное надлежащим образом, указанным правом не воспользовалось, явку представителя по адресу <...>, каб. 305 также не обеспечило.
Таким образом, порядок составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела, вынесения постановления о назначении административного наказания, установленные статьями 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Обратного в материалы дела не представлено.
Доводы ООО «Кузбассоблгаз» о прокладке газопровода методом горизонтального направленного бурения судом первой инстанции совершенно справедливо отклонены, поскольку не заявлялись Обществом в период рассмотрения дела Управлением и, соответственно, не были предметом его рассмотрения.
Кроме того, они не опровергают факта нарушения Обществом пункта 13 и подп. «г» пункта 83 Правил № 1314, установленного Управлением.
Неоднократное совершение ООО «Кузбассоблгаз» однородных правонарушений в отсутствие исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, свидетельствует о пренебрежительном отношении последнего к исполнению возложенных на него законом обязанностей и создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Характер совершенного Обществом правонарушения и конкретные обстоятельства рассматриваемого дела не свидетельствуют о его исключительности.
Размер административного штрафа определен с учетом степени вины и повторности нарушения в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (600 000 руб.).
Апелляционный суд считает, что рассматривая возможность снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в каждом конкретном случае необходимо учитывать все имеющиеся элементы массива обстоятельств в совокупности, и с учетом этого приходит к выводу, что общество не привело подтвержденной надлежащим и достаточным образом в порядке статьи 65 АПК РФ исключительности обстоятельств для назначения наказания ниже низшего предела.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Достаточных доказательств того, что взыскание штрафа при имеющемся финансовом положении общества повлечет за собой для общества необратимые финансовые последствия, заявителем в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд считает, что оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось, поскольку не установлена исключительность обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения. Назначенный административным органом штраф является справедливым и соразмерным административным наказанием с учетом объекта посягательства, характера и последствий правонарушения, степени вины правонарушителя.
Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления Управления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов суд первой инстанции правомерно не установил, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем приведены описание события и основания привлечения к ответственности.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности общества на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Состав вмененного обществу правонарушения является формальным. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
ООО «Кузбассоблгаз» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены решения, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение от 25.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-25206/2021 – оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кузбассоблгаз» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий О.О. Зайцева
Судьи С.В. Кривошеина
Т.В. Павлюк