ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-26234/2021 от 17.08.2022 АС Западно-Сибирского округа

75/2022-47062(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-26234/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2022 года  Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2022 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
 ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского  межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования на решение от 24.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области  (судья Аникина К.Е.) и постановление от 06.05.2022 Седьмого арбитражного  апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу   № А27-26234/2021 по заявлению открытого акционерного общества «Российские  железные дороги» (ОГРН <***>; ИНН <***>; 107174, <...>) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>;  ИНН <***>; 650000, <...>) о признании  недействительным решения. 

Суд установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – Общество,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования (далее – Управление) о признании недействительным решения  от 28.10.2021 об отказе в возврате излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов)  и (или) государственных пошлин; об обязании устранить допущенные нарушения прав  и законных интересов заявителя путем возврата административного штрафа в размере  800 000 руб. 

Решением от 24.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным  без изменения постановлением от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного  суда, заявленные требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм  материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты  отменить, вынести новое решение. 

Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву. 


[A1] Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет  законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой  и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального  и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта  и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено  АПК РФ

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ  проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований  для отмены принятых по делу судебных актов. 

Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.

Решением от 24.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу   № А27-17368/2020, оставленным без изменения постановлением от 20.04.2021 Седьмого  арбитражного апелляционного суда, Обществу отказано в удовлетворении требований  о признании незаконным и отмене постановления Управления от 30.04.2020 № Н-133-в,  которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание  в виде штрафа в размере 800 000 руб. Отказывая в удовлетворении заявленных  требований, суды пришли к выводам о наличии в деянии Общества состава вменяемого  ему административного правонарушения и отсутствии нарушений порядка привлечения  его к административной ответственности. 

Постановлением от 17.08.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа  решение от 24.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление  от 20.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены, постановление  Управления от 30.04.2020 № Н-133-в признано незаконным и отменено. Суд округа указал  на отсутствие вины в поведении Общества, добросовестно следовавшего данным ему  письменным разъяснениям уполномоченных федеральных органов исполнительной  власти о применении законодательства о недрах. 

Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества  к Управлению с заявлением от 23.08.2021 о возврате уплаченного административного  штрафа (платежное поручение от 14.05.2021 № 241646). 

Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций,  руководствуясь положениями статей 6, 154, 160.1, 218 Бюджетного кодекса Российской  Федерации (далее – БК РФ), пришли к выводу о незаконности отказа Управления 

в возврате заявителю суммы излишне уплаченного административного штрафа.

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит  из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств,  установленных по делу. 

В силу статьи 6 БК РФ администратором доходов бюджета признается орган 


[A2] государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган  местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом,  Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие 

в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание 

и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей,  пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, если иное не установлено БК РФ

К неналоговым доходам бюджетов, помимо иных, относятся средства, полученные 

в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства,  полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам  Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного  изъятия (пункт 3 статьи 41 БК РФ). 

Из пункта 2 статьи 160.1 БК РФ следует, что администратор доходов бюджета  обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе принимает решение 

о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов,  

а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов,  начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган  Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном  Министерством финансов Российской Федерации. 

Проанализировав положения приказа Росприроднадзора от 22.06.2021 № 361  «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов  федерального бюджета», Положение о Южно-Сибирском межрегиональном управлении  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденное приказом  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)  от 27.08.2019 № 485, суды, установив, что Управление выполняет функции  администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  в установленной сфере деятельности, сделали обоснованный вывод о том,  что административный орган (Управление), осуществляя начисление, учет и взыскание  административных штрафов, является администратором данного вида доходов бюджета  и, соответственно, на данный орган возложена обязанность по решению вопроса  о возврате необоснованно уплаченного заявителем штрафа. 

При этом судами учтено, что вступившим в законную силу судебным актом по делу   № А27-17368/2020 признано незаконным и отменено постановление Управления  от 30.04.2020 № Н-133-в, которым на заявителя наложен административный штраф  в размере 800 000 руб. Факт того, что указанный административный штраф подлежит  возврату Обществу, Управлением не оспаривается; обстоятельств, свидетельствующих  о наличии иных законных оснований удержания указанных денежных средств,  Управлением суду не представлено. 

Отклоняя довод Управления о том, что возврат излишне уплаченного штрафа  в рассматриваемом случае мог быть произведен только на основании судебного акта,  указывающего на сумму, подлежащую возврату, и исполнительного документа, 


[A3] со ссылкой на приказ Росприроднадзора от 26.07.2017 № 370 «О внесении изменений  в приказ Росприроднадзора от 19.04.2017 № 188 «Об утверждении Методических  рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере  природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации», суды в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской  Федерации правильно указали на то, что данный приказ не подлежит применению,  поскольку не был опубликован в установленном порядке. 

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах

и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной  оценки у суда кассационной инстанции не имеется. 

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном  толковании норм материального права применительно к установленным по делу  обстоятельствам. 

С учетом изложенного отсутствуют основания для отмены (изменения) обжалуемых  судебных актов. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288  АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией  не установлено. 

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского  округа 

постановил:

решение от 24.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление  от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-26234/2021  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,  в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Председательствующий Г.В. Чапаева

Судьи Н.А. Алексеева

 ФИО1