Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А27-2674/2017
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2017 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2017 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Кузбассэнерго – РЭС» на решение от 26.04.2017 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 09.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Колупаева Л.А., Скачкова О.А.) по делу № А27-2674/2017 по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Кузбассэнерго – РЭС» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 5, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Изотова И.А.) в заседании участвовали представители: от публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Кузбассэнерго – РЭС» ФИО2 по доверенности от 02.03.2017, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области ФИО3 по доверенности от 09.02.2017 и ФИО4 по доверенности от 21.02.2017.
Суд установил:
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» «Кузбассэнерго – РЭС» (далее – ПАО «МРСК Сибири», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области
с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – управление, антимонопольный орган) об изменении постановления от 27.01.2017 по делу № 548/03-АДМ-2016 в части размера назначенного обществу административного наказания и о снижении штрафа до 300 000 руб.
Решением от 26.04.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 09.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе ПАО «МРСК Сибири», ссылаясь
на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит изменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт, которым снизить штраф до 300 000 руб.
По мнению общества, судебные инстанции не обоснованно не применили пункт 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не снизили размер штрафа ниже низшего предела, поскольку штраф в размере 600 000 руб. не соразмерен характеру совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и повлечет за собой тяжелые финансовые последствия.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон
и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением от 27.01.2017 по делу № 548/03-АДМ-2-16 ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Основанием для привлечения ПАО «МРСК Сибири» к указанной административной ответственности явилось нарушение обществом подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическимсетям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), выразившееся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению принадлежащих ФИО5 энергопринимающих устройств, что в кассационной жалобе не опровергается.
Отказывая в удовлетворении заявления общества о снижении размера штрафа до 300 000 руб., суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого антимонопольным органом административного правонарушения и отсутствии оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и
апелляционной инстанций установили, что ПАО «МРСК Сибири» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, а также осуществление обществом всех необходимых и возможных мер к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание неоднократное совершение обществом однородных правонарушений, отсутствие доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельств, обе судебные инстанции пришли
к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях и назначении обществу наказания
в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 названного Кодекса.
С учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции не входит оценка вывода арбитражных судов первой и (или) апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя
из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых заявителем судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.04.2017 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-2674/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.И. Ильин
Судьи Д.В. Григорьев
О.Ю. Черноусова