ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-26994/16 от 02.11.2017 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А27-26994/2016

Резолютивная часть постановления объявлена   ноября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   ноября 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Кокшарова А.А.

судей                                                    Буровой А.А.

                                                             Чапаевой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Шороховой И.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Деревянный декор» на решение от 03.05.2017 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Петракова С.Е.) и постановление от 17.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Полосин А.Л., Усанина Н.А.) по делу
№ А27-26994/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Деревянный декор» (654018, Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Тупик 3 км, дом 15, ИНН 4221027368, ОГРН 1094221000950)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650099, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Кузнецкий, дом 11,
ИНН 4205002373, ОГРН 1044205091380) о признании недействительным решения.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Вульферт С.Ф.) в заседании участвовал представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по      г. Кемерово – Исмагилова М.Н. по доверенности от 14.06.2017 № 105.

Суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Деревянный декор»     (далее – ООО «Деревянный декор», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово         (далее – регистрирующий орган, Инспекция) от 09.11.2016 о приостановлении государственной регистрации.

Решением от 03.05.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 17.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на неправомерность решения Инспекции о приостановлении государственной регистрации заявленных Обществом изменений в сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Инспекция возражает против доводов Общества согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286          АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 01.11.2016 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением по форме Р14001, о внесении в ЕГРЮЛ сведений об освобождении от должности директора Оппо Т. Е. и назначении на должность директором ООО «Деревянный декор» Георгиевского С. В.

С заявлением в Инспекцию представлены Устав юридического лица в новой редакции, решение учредителя ООО "Деревянный декор"                    от 01.11.2016 №4, в том числе о возложении функции единоличного исполнительного органа (директора) Общества на Георгиевского С. В.      09.11.2016 регистрирующим органом со ссылкой на нормы пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»   (далее - Закон № 129-ФЗ), принято решение № 18758А о приостановлении государственной регистрации изменений в отношении ООО «Деревянный декор» для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

Одновременно Обществу разъяснено право в срок до 17.11.2016 представить документы и пояснения, подтверждающие достоверность сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

 Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в УФНС России по Кемеровской области.

Решением УФНС России по Кемеровской области от 29.11.2016 № 801 жалоба ООО «Деревянный декор» оставлена без удовлетворения, доводы о незаконности решения о приостановлении государственной регистрации изменений в отношении ООО «Деревянный декор» отклонены как необоснованные.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Закона № 129-ФЗ, приказом ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных по делу.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Порядок предоставления документов при государственной регистрации предусмотрен статьей 9 Федерального закона № 129-ФЗ.

Пунктом 6 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно частям 3, 4 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Пунктом 4.3 указанной статьи установлено, что основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов указанных мероприятий.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны конкретные, прямо перечисленные в пункте 2 приложения к приказу Федеральной налоговой службы России № ММВ-7-14/72@ от 11.02.2016, основания, по которым государственная регистрация приостановлена, а именно: 1) наличие у регистрирующего органа письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов; 2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у регистрирующего органа;            3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек.

Согласно пункту 4.4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

 Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в налоговом органе имелись сведения о том, что Георгиевский С. В. является «массовым» руководителем (учредителем), что послужило основанием для вывода о наличии оснований для проведения проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.

В рамках контрольных мероприятий Инспекцией в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области направлено задание № 4584 о проведении опроса Георгиевского С. В.      18.11.2016 представлено объяснение Георгиевского С. В., из которого следует, что последний уклонился от ответов на поставленные вопросы, ограничившись «общими фразами», и, тем самым, не воспользовался правом представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, представленных для внесения в ЕГРЮЛ.

При этом у регистрирующего органа имелись сведения о том, что Георгиевский С. В. в различные периоды, начиная с 2009 года по рассматриваемый в деле период, в различные сроки, в том числе в незначительные (в пределах 1 месяца), являлся руководителем (учредителем) более чем в 25 юридических лицах.

Кроме того, Инспекцией установлено, что юридический адрес            ООО «Деревянный декор», содержащийся в сведениях о государственной регистрации юридических лиц, является недостоверным, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером                       № 2164205659506 о недостоверности сведений об адресе юридического   лица - ООО «Деревянный декор».

При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с Инспекцией о наличии сомнений в достоверности заявленных Обществом сведений в отношении руководителя ООО «Деревянный декор» и правомерности приостановления государственной регистрации, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.05.2017 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 17.07.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-26994/2016 оставить без изменения, кассационную        жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     А.А. Кокшаров

Судьи                                                                  А.А. Бурова

                                                                            Г.В. Чапаева