Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А27-4799/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы «Мой арбитр» помощником судьи Серковой Л.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение
от 31.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 26.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу № А27-4799/2021 по заявлению акционерного общества Разрез «Шестаки» (652780, Кемеровская область, район Гурьевский,
город Гурьевск, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область – Кузбасс, <...>/А, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления от 10.03.2021.
Другое лицо, участвующее в деле: Департамент по недропользованию
по Сибирскому федеральному округу в лице отдела геологии
и лицензирования по Кемеровской области (630099, <...>, ОГРН <***>, ИНН, 5406289329; 656036, <...>).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы «Мой арбитр» в заседании участвовала представительакционерного общества Разрез «Шестаки» – ФИО1 по доверенности от 31.05.2021.
Суд установил:
акционерное общество Разрез «Шестаки» (далее – АО Разрез «Шестаки», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области
с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – административный орган, управление) от 10.03.2021 № НЗВАТ-1528/1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа
в размере 300 000 руб.
Решением от 31.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление управления отменено, обществу объявлено устное замечание.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты, и отказать обществу в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, суды пришли к ошибочному выводу
о недоказанности административным органом наличия в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения; установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения
к административной ответственности за нарушение требований
о предоставлении отчетности в 2018 – 2019 годах на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, поскольку правонарушение является длящимся; оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ
у судов не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нееи выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества,суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу выдана лицензия КЕМ 01726 ВЭ от 26.06.2013 на пользование недрами с целью добычи подземных вод на участке «Шестаковский» для питьевого
и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой предприятия на участке недр, расположенном на территории Гурьевского муниципального района Кемеровской области Российской Федерации, сроком действия до 25.06.2023 (далее – лицензия).
Неотъемлемой частью указанной лицензии являются Условия пользования недрами (приложение № 1).
В ходе проведенной 05.02.2021 плановой выездной проверки (приказ
от29.12.2020 № 1528-кн) административным органом установлено,
что обществом нарушены требования пунктов 7, 10 части 2 статьи 22 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон
о недрах), абзаца «в» пункта 7 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.05.2001 № 433 (далее – Положение № 433), абзаца «г» пункта 4.4, абзаца «а» пункта 6.2 Условий пользования недрами.
По результатам проверки управлением составлены акт проверки
от05.02.2021 № НЗВАТ-1528, протокол об административном правонарушении от 12.02.2021 № НЗВАТ-1528/1 и вынесено постановление от10.03.2021 № НЗВАТ-1528/1 о привлечении общества
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось
в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о недоказанности управлением события административного правонарушения в части нарушения обществом
абзаца «г» пункта 4.4 Условий пользования недрами, истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности
за нарушение абзаца «а» пункта 6.2 Условий пользования недрами в части представления отчетности за 2018 – 2019 годы и наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения
в части непредставления отчетности за 2020 год.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью
в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона о недрах, в силу пункта 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией
или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно статье 63 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Частью государственного экологического мониторинга является мониторинг состояния недр (часть 1 статьи 36.2 Закона о недрах, пункт 3 статьи 63.1 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 Положения № 433 государственный мониторинг состояния недр или геологической среды представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза
ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности.
Пунктом 8 Положения № 433 установлено, что организации
вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и другие виды работ, связанные с изучением и использованием недр (пользователи недр), передают данные о состоянии недр в систему мониторинга Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Таким образом, суды верно указали, что пользователи недр как субъекты хозяйственной деятельности, влияющей на состояние недр, обязаны осуществлять мониторинг окружающей среды, в частности состояния недр.
В рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение пунктов 7,
10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, абзаца «в» пункта 7 Положения № 433, абзаца «г» пункта 4.4, абзаца «а» пункта 6.2 Условий пользования недрами – отсутствие программы мониторинга недр, информации о согласовании программы мониторинга с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию и отчета по результатам мониторинга окружающей среды.
Подпунктом «в» пункта 7 Положения № 433 установлено, что условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
В соответствии Условиями пользования недрами общество обязано обеспечить ведение мониторинга окружающей среды на участке недр
в течение всего срока пользования недрами (абзац «г» пункта 4.4); обязано представлять в Кузбасснедра ежегодно (до 20 января года, следующего
за отчетным) отчеты о результатах мониторинга окружающей среды
(абзац «а» пункта 6.2).
Материалами дела подтверждается и административным органом
не оспаривается, что на момент проведения проверки работали скважины
№№ 1600 бис, № 1613 бис (в качестве резервной); все скважины оборудованы приборами автоматического учета водопотребления, представлены сведения по приборам учета добываемой воды; в ходе проверки административным органом установлен достоверный учет недропользователем водоотбора, фиксирование показаний счетчиков
и количества добытой воды в журналах учета водопотребления
в электронном и бумажном виде; уровень добычи подземных вод
за 2018-2020 годы соответствует условиям пользования недрами; годовые формы федерального статистического наблюдения 4-лс «Сведения
о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых
и технических подземных вод» за 2018 – 2019 годы представлены (письмо Кузбасснедра от 18.01.2021 № СФО-01-09-05/47); за 2020 год обществом представлена статистическая отчетность по форме 4-лс в срок (письмо Кузбасснедра от 26.01.2021 № 415).
Суды, установив, что обществом осуществляется регулярное наблюдение, сбор, накопление и направление информации относительно состояния используемого участка недр, при этом управлением не приведено правового обоснования обязанности общества обеспечить ведение мониторинга окружающей среды в соответствии с абзацем «г» пункта 4.4 Условий пользования недрами именно в виде разработки и согласования программы мониторинга недр, а также не указано иной формы ведения мониторинга, которая не исполняется обществом, пришли к правильному выводу о недоказанности административным органом события административного правонарушения в части неисполнения требований абзаца «г» пункта 4.4 Условий пользования недрами.
В кассационной жалобе управления не приведены нормативно обоснованные доводы, опровергающие данный вывод судов.
Материалы дела не содержат документов, подтверждающих,
что административным органом при проведении проверки и рассмотрении дела исследовался вопрос о том, определялись ли для АО Разрез «Шестаки»
в процессе получения участка недр в пользование условия, объемы и виды мониторинга как того требует подпункт «в» пункта 7 Положения № 433,
в связи с чем выводы судов являются правомерными.
Факт нарушения обществом абзаца «а» пункта 6.2 Условий пользования недрами в части непредставления отчетов о результатах мониторинга окружающей среды за 2018 – 2020 годы по лицензии КЕМ 01726 ВЭ суды признали подтвержденным, обоснованно указав, что представление таких отчетов в составе отчетности по другой лицензии на пользование недрами (КЕМ 14122 ТЭ) не является надлежащим исполнением установленной лицензией обязанности, поскольку каждый участок недр является самостоятельным объектом государственного учета (часть 7 статьи 9, статьи 11, 27.1 Закона о недрах, пункт 3 Положения № 433).
Однако суды пришли к выводу об истечении на момент вынесения оспариваемого постановления, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении отчетности за 2018 – 2019 годы.
Так, судами установлено, что абзацем «а» пункта 6.2 Условий пользования недрами установлены конкретные сроки сдачи отчетности
в Кузбасснедра (ежегодно в срок до 20 января года, следующего
за отчетным), следовательно, данное правонарушение не может быть квалифицировано в качестве длящегося, поскольку имеет конкретный одномоментный срок его начала и окончания. Таким образом, по верному утверждению судов, срок давности привлечения общества
к административной ответственности за непредставление отчетности
в период с 2018 по 2020 годы подлежит исчислению с 21.01.2019, 21.01.2020 и 21.01.2021, соответственно.
Поскольку оспариваемое постановление вынесено управлением 10.03.2021, то есть по истечении установленного срока давности привлечения
к административной ответственности за непредставление отчетности в 2018 – 2019 годах, суды пришли к правильному выводу о незаконности привлечения общества к административной ответственности за нарушение лицензионных требований в данной части.
Вопреки позиции управления то обстоятельство, что правонарушение
не было своевременно выявлено, не может служить основанием
для его квалификации в качестве длящегося.
Принимая во внимание, что срок давности за непредставление отчета
по результатам мониторинга окружающей среды за 2020 год на дату вынесения оспариваемого постановления не истек, суды пришли к верному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, руководствуясь разъяснениями, содержащимися
в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов
при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пунктах 17, 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10), суды расценили допущенное обществом правонарушение в качестве малозначительного и, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ, освободили его от административной ответственности, объявив устное замечание.
При этом суды исходили из того, что общество представило
в территориальный орган сведения, предусмотренные абзацем «а» пункта 6.2 Условий пользования недрами за 2018 – 2020 годы по участку недр «Шестаковский» (лицензия КЕМ 01726 ВЭ), но в составе отчетов
по мониторингу состояния недр на участке недр «Поле разреза Шестаки» (лицензия КЕМ 14122 ТЭ), что свидетельствует о формальном нарушении условий пользования недрами (некорректное представление отчетности); допущенные нарушения не повлекли негативных последствий
для охраняемых законом общественных отношений, существенного нарушения прав и законных интересов каких-либо лиц, а также наличие угрозы причинения вреда личности, обществу и государству.
В силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления № 10 оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии
или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286
и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Все доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области
и постановление от 26.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-4799/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Т. Шохирева
Судьи Ю.Ф. Дружинина
Г.А. Шабанова