ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-5668/2023 от 25.01.2024 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А27-5668/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Дружининой Ю.Ф.

ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета социальной защиты Администрации города Новокузнецка на решение от 16.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Душинский А.В.) и постановление от 30.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Подцепилова М.Ю., Ваганова Р.А.,
ФИО2) по делу № А27-5668/2023 по иску некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (650070, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Комитету социальной защиты Администрации города Новокузнецка (654080, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка (654006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности.

Другое лицо, участвующее в деле, – Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (654080, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).

Суд установил:

некоммерческая организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» (далее – фонд, организация) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Комитету социальной защиты администрации города Новокузнецка (далее – комитет социальной защиты), Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (далее – комитет ЖКХ) о взыскании задолженности по уплате взносов
на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного
по адресу: <...> (далее – МКД), в размере
137 101,98 руб., а именно 129 522,36 руб. основного долга за период с 01.11.2020 по 31.05.2023, 7 579,62 руб. пени за период с 11.01.2021 по 31.05.2023.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (далее – КУМИ г. Новокузнецка).

Решением от 16.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным
без изменения постановлением от 30.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с комитета социальной защиты в пользу фонда взыскано 129 522,36 руб. задолженности и 7 579,62 руб. пени.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, комитет социальной защиты просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что в соответствии с Постановлением Администрации города Новокузнецка от 16.04.2020 № 101 «Об утверждении порядка уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за помещения, находящиеся в муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа» (далее – Постановление № 101) уполномоченным органом по уплате взносов на капитальный ремонт является комитет ЖКХ.

Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представлены.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости комитет социальной защиты с 29.07.2014 и по настоящее время владеет на праве оперативного управления нежилым помещением, расположенным в МКД.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013
№ 672 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы», МКД включен в региональную программу. Программа была опубликована в издании «Электронный бюллетень Коллегии администрации Кемеровской области» 25.03.2014.

В адрес комитета социальной защиты была направленна претензия от 01.09.2022
№ 14096.

Поскольку задолженность не погашена, фонд обратился в арбитражный суд
с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии у комитета социальной защиты обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении спорного помещения и, установив факт их неисполнения, удовлетворили исковые требования организации.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит
из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации
(далее – ЖК РФ), статей 249 и 290 ГК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (статья 39, часть 1 статьи 158 ЖК РФ).

Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2018 № 5-П).

Согласно пункту 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В силу частей 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт,образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ).

На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).

В этой связи суды обоснованно отклонили ссылки комитета социальной защиты на Постановление № 101, регламентирующее порядок уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, за помещения, находящиеся в муниципальной собственности и не закрепленные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными органами и организациями.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Согласно части 4 статьи 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

Частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.

Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что комитет социальной защиты взносы на капитальный ремонт за период с 01.11.2020 по 31.05.2023 не уплачивал.

С учетом изложенного, проверив расчет представленный фондом, суды обоснованно удовлетворили заявленные им требования.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление
от 30.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-5668/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Ю.Ф. Дружинина

ФИО1