ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-5716/15 от 08.10.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                     Дело № А27-5716/2015

Резолютивная часть постановления объявлена   октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Алексеевой Н.А.

судей                                                    Перминовой И.В.

                                                             ФИО1

при ведении протокола помощником судьи Первухиной О.В.

рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строитель» на решение от 18.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) и постановление от 28.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.) по делу № А27-5716/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строитель» (650991, город Кемерово, проспект Советский, 8, ОГРН 1114205006222, ИНН 4205218083) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (650992, город Кемерово, проспект Кузнецкий, 11, ОГРН 1044205091380,
ИНН 4205002373) о признании недействительным решения.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) в заседании участвовали представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Строитель» –
ФИО2 по доверенности от 12.01.2015;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово – ФИО3 по доверенности от 13.04.2015.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Строитель» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее – инспекция) от 12.01.2014 № 45988 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – решение инспекции).

Решением от 18.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением от 28.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования.

По мнению общества, распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.12.2013 № 1004-р об определении «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как кадастровая стоимость на 2014 год» вступило в силу 26.01.2014. На основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) обязанность по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества наступает с 01.01.2015.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам камеральной налоговой проверкиналогового расчета по налогу на имущество организаций за полугодие                 2014 года инспекция приняла решение от 12.01.2014 № 45988, в соответствии с которым обществу доначислены авансовые платежи по налогу на имущество в размере 988 057 рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 18.03.2015 № 165 решение инспекции оставлено без изменения.

Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество неправомерно исчислило налог на имущество без учета изменений, внесенных Законом Кемеровской области от 26.11.2013 № 115-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О налоге на имущество организаций и о признании утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области» (далее – Закон от 26.11.2013 № 115-ОЗ).

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса).

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на                  1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса).

Судами установлено, что Законом от 26.11.2013 № 115-ОЗдополнен Закон Кемеровской области от 26.11.2003 № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области» статьей 5.2, предусматривающей, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений). Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к указанным в абзаце первом этой статьи объектам недвижимого имущества, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый Коллегией Администрации Кемеровской области.

Ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 1 и пункте 2 данной статьи, установлена в размере 1,0 процента от налоговой базы в 2014 году, 1,5 процента - в 2015 году, 2,0 процента - в 2016 году и последующие годы.

Согласно статье 2 Закона от 26.11.2013 № 115-ОЗ этот Закон вступает в силу с 01.01.2014, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением последнего абзаца статьи 1 названного Закона, который вступает в силу с 18.12.2013.

Текст данного Закона опубликован 29.11.2013 в приложении «Официально» к газете «Кузбасс» № 220.

С учетом даты официального опубликования Закон от 26.11.2013                     № 115-ОЗ вступил в силу с 01.01.2014. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.

Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области                     от 25.12.2013 № 1004-р утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2014 год» (далее - распоряжение от 25.12.2013 № 1004-р).

В утвержденный перечень вошлидва принадлежащих обществу объекта:

- с кадастровым номером 42:24:0501006:996 (<...>) кадастровой стоимостью 603 481 834 рубля 77 копеек;

- с кадастровым номером 42:24:0501006:997 (<...>) кадастровой стоимостью 46 618 060 рублей 24 копейки.

Соответствие указанных объектов недвижимости критериям, определенным в Законе от 26.11.2013 № 115-ОЗ, размер кадастровой стоимости обществом не оспаривается.

Распоряжение от 25.12.2013 № 1004-р размещено 26.12.2013 на сайте Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области http://www.zakon.kemobl.ru.

Апелляционный суд обоснованно счел, что указанный способ опубликования распоряжения позволил обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает данный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

Судами правильно отмечено, что критерии объектов недвижимого имущества, подпадающих под действие изменений, четко определены в статье 378.2 Налогового кодекса и статье 1 Закона от 26.11.2013 № 115-ОЗ, опубликованном более чем за месяц до начала следующего налогового периода по налогу на имущество - 2014 год.

Поскольку указанные критерии (общая площадь, фактическое использование и вид вещного права на объект) по используемым объектам были известны обществу, то оно могло самостоятельно, заблаговременно (до принятия распоряжения от 25.12.2013 № 1004-р) определить условия налогообложения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в спорном налоговом периоде.

Апелляционный суд верно указал, что перечень соответствующих объектов недвижимости формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит вторичный, информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков и сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.

Суды правильно сочли, что пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса не предусмотрено опубликование указанного перечня в общем (самостоятельном) порядке, а установлена обязанность его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в определенный этой статьей срок.

Суды обоснованно признали, что данное требование Коллегией Администрации Кемеровской области соблюдено.

Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что налоговая база по налогу на имущество в отношении спорных объектов недвижимости подлежала исчислению обществом исходя из их кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания недействительным решения инспекции.

Довод кассационной жалобы о том, что распоряжение от 25.12.2013                  № 1004-р, по мнению общества, вступило в силу 26.01.2014 и обязанность по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества наступает с 01.01.2015, основан на ошибочном толковании пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса.

Довод кассационной жалобы о том, что в Кемеровской области объектов недвижимого имущества фактически больше, чем указано в распоряжении  от 25.12.2013 № 1004-р, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора.

Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.

Определением от 10.09.2015 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

В соответствии с положениями статей 333.21, 333.22 Налогового кодекса и статей 102, 110 АПК РФ государственная пошлина в размере             1 500 рублей подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины в силу статьи 319 АПК РФ надлежит выдать Арбитражному суду Кемеровской области.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-5716/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строитель» - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строитель» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                            Н.А. Алексеева

Судьи                                                                         И.В. ФИО4

                                                                                    ФИО1