ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-6570/17 от 14.12.2017 АС Западно-Сибирского округа

 Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А27-6570/2017

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Ильина В.И.

судей                                                    Киричёк Ю.Н.

                                                              ФИО1

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области на решение от 07.07.2017  Арбитражного суда  Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 26.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Скачкова О.А.) по делу № А27-6570/2017 по заявлению акционерного общества «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (654043, Кемеровская область, г. Новокузнецк, шоссе Космическое, 16, ИНН 4218000951, ОГРН 1024201670020) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (650000, г. Кемерово,                          ул. Ноградская, д. 19А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании недействительным предписания.

 В заседании приняли участие представители: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области ФИО2 (доверенность от 10.03.2017) и ФИО3 (доверенность от 15.032017), от акционерного общества «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» ФИО4 (доверенность от 26.05.2015).

Суд установил:

Акционерное общество «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (далее – АО «ЕВРАЗ ЗСМК», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее  – управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 30.12.2016 № АТВЗН-1004/10.

Решением от 07.07.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения  постановлением от 26.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное АО «ЕВРАЗ ЗСМК» требование удовлетворено.

В кассационной жалобе и дополнении к ней управление, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направлением дела на новое рассмотрение.

При этом административный орган указывает, что оспариваемое заявителем предписание вынесено в соответствии с действующим законодательством, поскольку согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 27.09.2005 № 42АВ115632  земельный участок с кадастровым номером 42:30:0303090:0282 принадлежит АО «ЕВРАЗ ЗСМК»; факт размещения обществом отходов на этом участке подтвержден пояснительной запиской к отчету по форме 2-ТП (отходы) за 2011 год; общество не передавало, не транспортировало и не использовало отходы, следовательно, они размещены на территории, принадлежавшей заявителю.

В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

К отзыву заявитель прилагает копию Свидетельства, выданного 08.02.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, о государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Экомаш» (далее – ООО «Экомаш») на земельный участок с кадастровым номером 42:30:0303090:0282.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период с 02.11.2016 по 28.12.2016 управлением  проведена плановая выездная проверка соблюдения                             АО «ЕВРАЗ ЗСМК» требований законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, по результатам которой составлен акт от 28.12.2016 № АТВЗН-1004 и выдано оспариваемое обществом предписание от 30.12.2016 № АТВЗН-1004/10 (далее – предписание).

Названным предписанием на общество возложена обязанность в срок до 01.09.2017 обеспечить размещение отходов на объекте размещения отходов, включенном в государственный реестр объектов размещения отходов                   (далее – ГРОРО): фусы каменноугольные (код ФККО 30812100000, 1 класс опасности) - 10326,4 т.; отходы очистки коксового газа (отходы кислых смол и кислого дегтя) (код ФККО 30813000000. 2 класса опасности) – 5704,8 т.; отходы очистки сточных вод коксохимического производства (код ФККО 30818000000, 2 класса опасности) – 1080,0 т.; смеси нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (уловленные нефтепродукты) (код ФККО 40635000000), 2 класс опасности) – 23,616 т.; отходы моющих, чистящих и полирующих средств (код ФККО 41610000000, 2 класса опасности) – 208,833 т.; кислоты аккумуляторной серной отработанной (код ФККО 92021001102, 2 класс опасности) – 80,390 т.; эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанных, содержащих масла или нефтепродукты в количестве 15% и более (код ФККО 36122201313, 3 класс опасности) – 60,760 т.; шлама шлифовального маслосодержащего (код ФККО 36122203393, 3 класс опасности) – 70,100 т.; смеси нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (подтоварные воды мазутного хозяйства) код ФККО 40635000000, 3 класс опасности) – 3941,572 т. (далее – спорные отходы).

Принимая судебные акты об удовлетворении требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ                     «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ).

Из содержания пункта 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее – Порядок ведения кадастра), государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.01.2011 № 17 в качестве статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления утверждена форма № 2-ТП (отходы), а также предусмотрен порядок заполнения данной формы, сроки ее представления вуполномоченный орган.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с отчетами по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2013-2015 годы на территории АО «ЕВРАЗ ЗСМК» хранятся следующие виды отходов: фусы каменноугольные (код ФККО 30812100000, 1 класс опасности) – 10326,4 т.; отходы очистки коксового газа (отходы кислых смол и кислого дегтя) (код ФККО 30813000000. 2 класса опасности) – 5704,8 т.; отходы очистки сточных вод коксохимического производства (код ФККО 30818000000, 2 класса опасности) – 1080,0 т.; смеси нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (уловленные нефтепродукты) (код ФККО 40635000000), 2 класс опасности) – 23,616 т.; отходы моющих, чистящих и полирующих средств (код ФККО 41610000000, 2 класса опасности) – 208,833 т.; шлам шлифовальный маслосодержащий (код ФККО 36122203393, 3 класс опасности) – 70,100 т.; смесь нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (подтоварные воды мазутного хозяйства) код ФККО 40635000000,                       3 класс опасности) – 3941,572 т.

Указанные отходы размещены и хранились на объекте размещения отходов «отвал КХП» (смоляное озеро) в соответствии с разрешительной документацией до 2010 года, что подтверждается формами 2-ТП (отходы).

Из расчета платы за размещение отходов за 1 квартал                              2001 год следует, что в «отвале КХП» размещались: фусы каменноугольные; отходы очистки коксового газа (отходы кислых смол и кислого дегтя); отходы очистки сточных вод коксохимического производства, что также отражено в отчетах 2-ТП за 2003, 2004 годы.

Смеси нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (уловленные нефтепродукты); отходы моющих, чистящих и полирующих средств; шлам шлифовальный маслосодержащий; смесь нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (подтоварные воды мазутного хозяйства), размещалась на «отвале КХП» в период с 2001 по 2006 год (отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2006 г.), отходы эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве 15% и более в объеме 60,760 т. размещены на действующем объекте размещения отходов – шламохранилище в соответствии с разрешительной документацией, последнее размещение указанных отходов произведено в 2010 году (форма 2-ТП (отходы) за 2010 г.).

Размещение отходов на «отвале КХП» подтверждается проведенной в 01.10.2008 инвентаризацией данного объекта, при этом в перечень размещенных на «отвале КХП» отходов входит перечень спорных отходов, указанных управлением в предписании.

Кроме того, проведенной в 2009 году Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора проверкой соблюдения законодательства в области обращения с отходами установлено, что ранее размещаемые отходы на «отвале КХП» в соответствии с действующей на тот момент лицензией используются в производстве, нарушений лицензионных условий проверкой не выявлено.

Согласно представленному заявителем суду договору купли-продажи от 29.12.2010 № 44915 с отметкой Управления Росреестра по Кемеровской области о государственной регистрации права собственности от 08.02.2011 земельный участок с расположенным на нем объектом размещения отходов «отвал КХП», на котором размещены отходы в количестве 351 910,78 т, в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 89-ФЗ был обществом продан                              ООО «Экомаш».

Следовательно, отходы (за исключением Отходов эмульсии и эмульсионных смесей для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве 15% и более в объеме 60,760 т.) размещались и хранились на «отвале КХП» до 2010 г. , то есть до момента продажи «отвала КХП» ООО «Экомаш». При этом количественный состав отходов за период с 2006 г. по 2010 г. не изменился, что подтверждается формой 2-ТП (отходы) за 2007 г., 2010 г.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание  техническую ошибку, допущенную обществом при составлении статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2010 год, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что изложенное в оспариваем заявителем предписании требование управления осуществить размещение не принадлежащих заявителю спорных отходов на объекте размещения отходов, включенном в ГРОРО, является неправомерным и невыполнимым.

Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы управления об отмене обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.07.2017 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-6570/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     В.И. Ильин

Судьи                                                                  Ю.Н. Киричёк

                                                                            О.Ю. Черноусова