Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А27-6570/2017
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2017 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2017 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Киричёк Ю.Н.
ФИО1
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области на решение от 07.07.2017 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 26.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Скачкова О.А.) по делу № А27-6570/2017 по заявлению акционерного общества «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (654043, Кемеровская область, г. Новокузнецк, шоссе Космическое, 16, ИНН 4218000951, ОГРН 1024201670020) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 19А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании недействительным предписания.
В заседании приняли участие представители: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области ФИО2 (доверенность от 10.03.2017) и ФИО3 (доверенность от 15.032017), от акционерного общества «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» ФИО4 (доверенность от 26.05.2015).
Суд установил:
Акционерное общество «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (далее – АО «ЕВРАЗ ЗСМК», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее – управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 30.12.2016 № АТВЗН-1004/10.
Решением от 07.07.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 26.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное АО «ЕВРАЗ ЗСМК» требование удовлетворено.
В кассационной жалобе и дополнении к ней управление, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и направлением дела на новое рассмотрение.
При этом административный орган указывает, что оспариваемое заявителем предписание вынесено в соответствии с действующим законодательством, поскольку согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 27.09.2005 № 42АВ115632 земельный участок с кадастровым номером 42:30:0303090:0282 принадлежит АО «ЕВРАЗ ЗСМК»; факт размещения обществом отходов на этом участке подтвержден пояснительной запиской к отчету по форме 2-ТП (отходы) за 2011 год; общество не передавало, не транспортировало и не использовало отходы, следовательно, они размещены на территории, принадлежавшей заявителю.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
К отзыву заявитель прилагает копию Свидетельства, выданного 08.02.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, о государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Экомаш» (далее – ООО «Экомаш») на земельный участок с кадастровым номером 42:30:0303090:0282.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 02.11.2016 по 28.12.2016 управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения АО «ЕВРАЗ ЗСМК» требований законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, по результатам которой составлен акт от 28.12.2016 № АТВЗН-1004 и выдано оспариваемое обществом предписание от 30.12.2016 № АТВЗН-1004/10 (далее – предписание).
Названным предписанием на общество возложена обязанность в срок до 01.09.2017 обеспечить размещение отходов на объекте размещения отходов, включенном в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО): фусы каменноугольные (код ФККО 30812100000, 1 класс опасности) - 10326,4 т.; отходы очистки коксового газа (отходы кислых смол и кислого дегтя) (код ФККО 30813000000. 2 класса опасности) – 5704,8 т.; отходы очистки сточных вод коксохимического производства (код ФККО 30818000000, 2 класса опасности) – 1080,0 т.; смеси нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (уловленные нефтепродукты) (код ФККО 40635000000), 2 класс опасности) – 23,616 т.; отходы моющих, чистящих и полирующих средств (код ФККО 41610000000, 2 класса опасности) – 208,833 т.; кислоты аккумуляторной серной отработанной (код ФККО 92021001102, 2 класс опасности) – 80,390 т.; эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанных, содержащих масла или нефтепродукты в количестве 15% и более (код ФККО 36122201313, 3 класс опасности) – 60,760 т.; шлама шлифовального маслосодержащего (код ФККО 36122203393, 3 класс опасности) – 70,100 т.; смеси нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (подтоварные воды мазутного хозяйства) код ФККО 40635000000, 3 класс опасности) – 3941,572 т. (далее – спорные отходы).
Принимая судебные акты об удовлетворении требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ).
Из содержания пункта 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее – Порядок ведения кадастра), государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.01.2011 № 17 в качестве статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления утверждена форма № 2-ТП (отходы), а также предусмотрен порядок заполнения данной формы, сроки ее представления вуполномоченный орган.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с отчетами по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2013-2015 годы на территории АО «ЕВРАЗ ЗСМК» хранятся следующие виды отходов: фусы каменноугольные (код ФККО 30812100000, 1 класс опасности) – 10326,4 т.; отходы очистки коксового газа (отходы кислых смол и кислого дегтя) (код ФККО 30813000000. 2 класса опасности) – 5704,8 т.; отходы очистки сточных вод коксохимического производства (код ФККО 30818000000, 2 класса опасности) – 1080,0 т.; смеси нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (уловленные нефтепродукты) (код ФККО 40635000000), 2 класс опасности) – 23,616 т.; отходы моющих, чистящих и полирующих средств (код ФККО 41610000000, 2 класса опасности) – 208,833 т.; шлам шлифовальный маслосодержащий (код ФККО 36122203393, 3 класс опасности) – 70,100 т.; смесь нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (подтоварные воды мазутного хозяйства) код ФККО 40635000000, 3 класс опасности) – 3941,572 т.
Указанные отходы размещены и хранились на объекте размещения отходов «отвал КХП» (смоляное озеро) в соответствии с разрешительной документацией до 2010 года, что подтверждается формами 2-ТП (отходы).
Из расчета платы за размещение отходов за 1 квартал 2001 год следует, что в «отвале КХП» размещались: фусы каменноугольные; отходы очистки коксового газа (отходы кислых смол и кислого дегтя); отходы очистки сточных вод коксохимического производства, что также отражено в отчетах 2-ТП за 2003, 2004 годы.
Смеси нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (уловленные нефтепродукты); отходы моющих, чистящих и полирующих средств; шлам шлифовальный маслосодержащий; смесь нефтепродуктов, извлекаемых из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (подтоварные воды мазутного хозяйства), размещалась на «отвале КХП» в период с 2001 по 2006 год (отчет по форме 2-ТП (отходы) за 2006 г.), отходы эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве 15% и более в объеме 60,760 т. размещены на действующем объекте размещения отходов – шламохранилище в соответствии с разрешительной документацией, последнее размещение указанных отходов произведено в 2010 году (форма 2-ТП (отходы) за 2010 г.).
Размещение отходов на «отвале КХП» подтверждается проведенной в 01.10.2008 инвентаризацией данного объекта, при этом в перечень размещенных на «отвале КХП» отходов входит перечень спорных отходов, указанных управлением в предписании.
Кроме того, проведенной в 2009 году Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора проверкой соблюдения законодательства в области обращения с отходами установлено, что ранее размещаемые отходы на «отвале КХП» в соответствии с действующей на тот момент лицензией используются в производстве, нарушений лицензионных условий проверкой не выявлено.
Согласно представленному заявителем суду договору купли-продажи от 29.12.2010 № 44915 с отметкой Управления Росреестра по Кемеровской области о государственной регистрации права собственности от 08.02.2011 земельный участок с расположенным на нем объектом размещения отходов «отвал КХП», на котором размещены отходы в количестве 351 910,78 т, в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 89-ФЗ был обществом продан ООО «Экомаш».
Следовательно, отходы (за исключением Отходов эмульсии и эмульсионных смесей для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве 15% и более в объеме 60,760 т.) размещались и хранились на «отвале КХП» до 2010 г. , то есть до момента продажи «отвала КХП» ООО «Экомаш». При этом количественный состав отходов за период с 2006 г. по 2010 г. не изменился, что подтверждается формой 2-ТП (отходы) за 2007 г., 2010 г.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание техническую ошибку, допущенную обществом при составлении статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2010 год, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что изложенное в оспариваем заявителем предписании требование управления осуществить размещение не принадлежащих заявителю спорных отходов на объекте размещения отходов, включенном в ГРОРО, является неправомерным и невыполнимым.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы управления об отмене обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.07.2017 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 26.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-6570/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.И. Ильин
Судьи Ю.Н. Киричёк
О.Ю. Черноусова