ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А27-8948/2021 от 18.01.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А27-8948/2021

Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме января 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шохиревой С.Т.

судей                                                    ЧерноусовойО.Ю.

                                                             Шабановой Г.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Завод шахтного пожарного оборудования» на решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 15.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу № А27-8948/2021 по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
по Кемеровской области – Кузбассу (650000, город Кемерово, улица Красная, дом 11, ИНН 4205076551, ОГРН 1044205090907) к обществу с ограниченной ответственностью «Завод шахтного пожарного оборудования» (652507, Кемеровская область – Кузбасс, город Ленинск-Кузнецкий, улица Васильева, дом 1Б, ИНН 4212034802, ОГРН 1124212001352) о привлечении
к административной ответственности.

Суд установил:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области – Кузбассу (далее – административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о привлечении общества
с ограниченной ответственностью «Завод шахтного пожарного оборудования» (далее – ООО «Завод ШПО», общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (дело
№ А27-8948/2021), по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (дело № А27-8949/2021).

Принятые к производству по указанным заявлениям дела в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу № А27-8948/2021.

Решением от 05.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 15.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено
к административной ответственности, предусмотренной частями 3,
4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества составов вменяемых
ему административных правонарушений; не разграничены требования, предъявляемые к соискателю лицензии и организации уже имеющей лицензию; на дату выдачи лицензии кадровый состав общества отвечал предъявляемым требованиям; общество не лишено права заключить договор с организацией, имеющей разрешение на клеймение огнетушителей.

Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представил.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением
в период с 01.04.2021 по 28.04.2021 на основании распоряжения
от 24.03.2021 № 9 проведена плановая выездная проверка по контролю
за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в отношении ООО «Завод ШПО»
, в ходе которой выявлены нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией от 12.08.2016 № 42-Б/00229, выразившиеся
в необеспечении наличия в штате у лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) – не менее 2 человек), заключивших
с лицензиатом трудовые договоры, имеющих высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности; необеспечении выполнения требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность (не обеспечено требование
к огнетушащему порошку марки «ИСТО-1»; не обеспечено наличие технического средства, предназначенного для клеймения корпусов огнетушителей и запорно-пусковых устройств).

По результатам проверки управлением составлены акт проверки
от 28.04.2021 № 9, протоколы об административном правонарушении
от 28.04.2021 №№ 50, 51 и поданы заявления в суд о привлечении общества
к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4
статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции установил в деянии общества составы вменяемых ему административных правонарушений, отсутствие нарушений порядка привлечения его к административной ответственности и правовых оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, посчитав возможным назначить штраф в размере ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 50 000 руб.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности
с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований
и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере
от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее –
Закон № 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию
и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

В силу пункта 4 Положения о лицензировании деятельности
по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 (далее – Положение № 1128), лицензионными требованиями
при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие
у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона
от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008
№ 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности
или на ином законном основании, предусматривающем право владения
и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности (подпункт «б»); наличие в штате у соискателя лицензии
или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) –
не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) – не менее
3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) – не менее
5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих: высшее или среднее профессиональное образование
в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности; минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года (подпункт «в»); выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности (подпункт «д»).

Пунктом 5 Положения № 1128 определено, что к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами «б»
и (или) «д» пункта 4 данного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ.

Как следует из части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами
по пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Закона (часть 3 статьи 4 Закона
№ 123-ФЗ).

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются
и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности,
а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств,
в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг
в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности
по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач
в области пожарной безопасности (статья 24 Закона № 69-ФЗ).

Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 571 утвержден Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – Минимальный перечень).

Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности, суды двух инстанций установили,
что в нарушение подпункта «б» пункта 4 Положения № 1128, пункта 5 раздела
X Минимального перечня обществом не обеспечено наличие технического средства, предназначенного для клеймения корпусов огнетушителей и запорно-пусковых устройств; в нарушение подпункта «д» Положения № 1128 не обеспечено выполнение требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность – при проверке качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту огнетушителя ОП-10 (3)-АВСЕ-01 № 7 выявлено несоблюдение требований подпунктов 4.1.4, 4.1.5, 4.1.7 пункта 4.1 ГОСТ Р 53280.4-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Установки пожаротушения автоматические. Огнетушащие вещества. Часть 4. Порошки огнетушащие общего назначения. Общие технические требования и методы испытаний» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 № 54-ст)
к огнетушащему порошку марки «ИСТО-1» (допущено содержание массовой доли влаги более 0.35% масс; допущено увеличение массы огнетушащего порошка более 3 %, чем не обеспечена требуемая склонность
к влагопоглощению; не обеспечена способность к водоотталкиванию капель воды в течение не менее 120 мин.); в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения № 1128 не обеспечено наличие в штате у лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) – не менее 2 человек), заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих: высшее
или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности (из представленных обществом документов
не следует, что работники общества – Войко Ю.Л., Ларионов В.Л.,
Камишков А.В. имеют высшее или среднее профессиональное образование
в области лицензируемой деятельности или прошли профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности в соответствии
с требованиями статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»).

При этом суды обоснованно сочли, что необеспечение лицензиатом требований в области пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (часть 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ).

Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных
на соблюдение вышеуказанных требований в области пожарной безопасности, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3,
4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делам
об административных правонарушениях не выявлено; срок давности
и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели. При этом суды, руководствуясь частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, сочли возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, до 50 000 руб.

Доводы общества об отсутствии составов вменяемых ему административных правонарушений направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами на основании представленных
в материалы доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.

Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора
не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области
и постановление от 15.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-8948/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     С.Т. Шохирева

Судьи                                                                  О.Ю. Черноусова

                                                                            Г.А. Шабанова