ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-10010/2021 от 26.07.2023 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-10010/2021

01 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2023 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Волковой С.С.,

судей Черных Л.И., Щелокаевой Т.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,

при участии в судебном заседании представителя ответчика Подлевских В.Н., действующего по доверенности от 15.11.2022,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.05.2023 по делу № А28-10010/2021

по заявлению администрации Лебяжского муниципального округа Кировской области (ИНН 4315007470, ОГРН 1214300009461)

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН 4347015804, ОГРН 1024301337246),

третье лицо: министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН 4345421582, ОГРН 1154350002641),

о признании недействительным представления,

установил:

администрация Лебяжского муниципального округа Кировской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее – ответчик, УФК) о признании недействительным представления от 23.06.2021 № 40-24-09/42.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – Министерство).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.05.2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, УФК обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой.

В жалобе ответчик указал, что приложением № 8 к муниципальной программе (в редакции постановления администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области от 02.10.2020 № 148 с изменениями от 21.10.2020) утвержден перечень работ по благоустройству общественных пространств, который устанавливал: ремонт (обустройство) пешеходных зон, зон общего пользования; обеспечение освещения общественных территорий; установка малых архитектурных форм (МАФ): скамеек, урн, цветочниц, но не предусматривал возможность обустройства парковки общего пользования (увеличение площади парковки (изменение существующих параметров, реконструкцию парковки), создание новой автопарковки), выполнение работ, которые относятся к мероприятиям по организации дорожного движения (нанесение разметки, установка дорожных знаков), включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов. Общественные территории - парковки общего пользования, расположенные по адресу: ул. Комсомольская между домами № 2 и № 4, от дома № 5 до пересечения с ул. Комарова, перекресток ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный пгт. Лебяжье, включенные в муниципальную программу, являются частью автомобильной дороги, примыкающей к проезжей части, которая предназначена для организованной стоянки транспортных средств. Таким образом, включение Администрацией в перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству, общественной территории в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская между домами № 2 и № 4, от дома № 5 до пересечения с ул. Комарова с выполнением мероприятий по реконструкции автомобильной парковки, общественной территории в пгт. Лебяжье перекресток ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный, и последующее финансирование выполненных на основании заключенных муниципальных контрактов соответствующих работ за счет средств субсидии, предоставляемой в рамках в рамках реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», противоречит целям и условиям предоставления указанной субсидии, предусмотренным пунктом 2 Правил № 1710, Соглашением, Муниципальной программой. Средства субсидии в рамках реализации Правил № 1710 предоставлены на благоустройство общественных территорий, следовательно, за счет средств данной субсидии могли быть оплачены только такие мероприятия, которые предусмотрены Правилами благоустройства № 59. Поскольку мероприятия по созданию (обустройству), реконструкции автопарковок (стоянок) не относятся и не могли относиться к мероприятиям по благоустройству, средства субсидии израсходованы с нарушением целей, определенных при предоставлении таких средств.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.06.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 20.06.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Администрация представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, в котором также указала на законность решения суда.

Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал занятую по делу правовую позицию.

Заявитель и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области от 01.12.2017 № 243 утверждена муниципальная программа «Формирование комфортной городской среды на 2018-2020 годы» (далее – Муниципальная программа).

Постановлениями администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области от 26.12.2018 № 242, от 01.11.2018 № 195, от 01.11.2019 № 195 внесены изменения в Муниципальную программу.

Разделом II «Основные характеристики текущего состояния дворовых территорий и мест массового отдыха населения, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы» Муниципальной программы в редакции постановления от 01.11.2019 определено, что на территории поселка отсутствуют оборудованные в соответствии с условиями ГОСТа парковки общего пользования. Парковка общего пользования - атрибут современного городского пространства, так как пользование транспортным средством вынужденная необходимость общества. Автомобильная парковка будет располагаться вдоль домов № 2 и № 4, на участке, расположенном между зданиями районного суда и районного Дома культуры, напротив здания администрации района. Общая площадь автомобильной парковки 1323 кв. м, возможно, будет расположить до 50 автомобилей, что очень актуально в условиях отсутствия на территории поселка других оборудованных парковочных мест. Благоустройство автомобильной парковки предполагает укладку асфальтобетонного покрытия с устройством основания из щебня, нанесение разметки, установку дорожных знаков, в том числе с соблюдением условий физической, пространственной информационной доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, замена бордюрных камней.

Приложением № 10 к Муниципальной программе в редакции постановления от 01.11.2019 является адресный перечень общественных территорий, на которых планируется благоустройство в 2018-2024 годах, в рамках указанной программы, который включает работы по обустройству парковки общего пользования в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская между домами № 2 и № 4, от дома № 5 до пересечения с ул. Комарова, а также работы по благоустройству общественного пространства в пгт. Лебяжье, перекресток ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный.

Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 741-П утверждена государственная программа Кировской области «Формирование современной городской среды в населенных пунктах» (далее – Государственная программа). В адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в 2020 году, была включена улица: Кировская обл., Лебяжский р-н, пос. Лебяжье, ул. Комсомольская (между д. 4 и д. 2, от д. 5 до перекрестка с ул. Комарова).

Между Министерством и Администрацией заключено соглашения о предоставлении субсидии на поддержку формирования современной городской среды из бюджета Кировской области местному бюджету от 22.01.2020 № 33621151-1-2020-001 (далее – Соглашение).

Пунктом 1.1 Соглашения предусмотрено предоставление субсидии на поддержку формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области» Государственной программы.

В силу пункта 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата регионального проекта по Муниципалитету согласно приложению № 1 и приложению № 2 к настоящему соглашению, являющимися его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области от 01.12.2017 № 243 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2020 годы».

В приложениях № 1 и № 2 к Соглашению определен результат регионального проекта: «Реализованы мероприятий по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды с типом результата: «Благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества».

Постановлением Правительства Кировской области от 27.11.2020 № 646-П, распространяющимся на правоотношения, возникшие с 23.04.2020, в Государственную программу внесены изменения. В адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в 2020 году, включена автомобильная парковка: Кировская обл., Лебяжский р-н, пос. Лебяжье, ул. Комсомольская (между д. 2 и д. 4, от д. 5 до перекрестка с ул. Комарова), пешеходная зона: Кировская обл., Лебяжский р-н, пос. Лебяжье, перекресток ул. Советская (у д. 69 по ул. Советская) и пер. Больничного.

В рамках реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды на территории Лебяжского городского поселения Администрацией (заказчик) и непубличным акционерным обществом «Карьер Приверх» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по обустройству автомобильной парковки общего пользования в пгт. Лебяжье, ул. Комсомольская между домами № 2 и № 4, от дома №5 до пересечения с ул. Комарова от 05.05.2020 № 034020000332004400-001 (далее – контракт от 05.05.2020).

Работы по контракту от 05.05.2020 осуществлялись на основании локально-сметного расчета «Обустройство автомобильной парковки общего пользования в пгт. Лебяжье ул. Комсомольская между домами № 2 и № 4, от дома № 5 до пересечения с ул. Комарова», составленного в ценах на 1 квартал 2020 год, на сумму 1 069 030, 80 руб. в соответствии с дефектной ведомостью, утвержденной главой Администрации 27.12.2019.

Согласно акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 15.09.2020 №1 в рамках контракта от 05.05.2020 подрядчиком выполнены следующие работы: разборка бортовых камней; снятие деформированных асфальтобетонных покрытий; устройство бортовых камней; устройство нового асфальтобетонного покрытия; нанесение линии горизонтальной дорожной разметки; нанесение линии поперечной дорожной разметки; демонтаж светильников с лампами накаливания; установка светильников с лампами люминисцентными; установка дорожных знаков; цветочница.

Актом приемки законченных работ от 15.09.2020 подтверждается принятие указанного участка в эксплуатацию.

Работы по обустройству автомобильной парковки общего пользования оплачены за счет целевых средств, предоставленных на реализацию мероприятий Муниципальной программы, платежным поручением от 27.10.2020 № 577 в сумме 1 069 031, 00 руб. (из них средства федерального бюджета в сумме 1 047 757, 28 руб., средства областного бюджета - 10 583, 41 руб., средства местного бюджета - 10 690, 31 руб.).

В рамках реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды на территории Лебяжского городского поселения Администрацией (заказчик) и непубличным акционерным обществом «Карьер Приверх» (подрядчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству общественного пространства на перекрестке ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный пгт. Лебяжье от 24.05.2020 № 0340200003320005069-001 (далее – контракт от 24.05.2020).

Работы по контракту осуществлялись на основании локально-сметного расчета «Благоустройство общественного пространства на перекрестке ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный пгт. Лебяжье», составленного в ценах на 1 квартал 2020 год на сумму 554 516, 00 руб. в соответствии с дефектной ведомостью, утвержденной главой администрации поселения 21.02.2020.

Согласно акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 15.09.2020 №1 в рамках контракта от 24.05.2020 подрядчиком выполнены следующие работы: по площадке: устройство основания из щебня; устройство щебеночного основания; устройство бортовых камней; устройство нового асфальтобетонного покрытия; нанесение разметки проезжей части; установка дорожных знаков; цветочница; по тротуарам: устройство асфальтобетонных покрытий; устройство бортовых камней; установка малых архитектурных форм (скамейка, урна).

Стоимость работ по устройству площадки для стоянки автомобилей, выполненных на объекте «Благоустройство общественного пространства на перекрестке ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный пгт. Лебяжье» составила 375 658, 00 руб. средства федерального бюджета - 368 182, 41 руб., средства областного бюджета - 3719, 01 руб., средства местного бюджета - 3756, 58 руб.

УФК в отношении Администрации проведена выездная плановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда». Проверенный период: с 1 января 2020 года по истекший период 2021 года.

В ходе контрольного мероприятия выявлены, в том числе следующие нарушения:

1. в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющихся приложением № 15 к Государственной программе Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее – Правила № 1710), пункта 18.2.5 раздела III «Классификация расходов бюджетов» Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), пункта 1.1 Соглашения, пункта 7.4 Порядка предоставления и распределения субсидий на поддержку формирования современной городской среды, являющегося приложением № 3 к Государственной программе (далее – Порядок № 741-П), Администрацией за счет средств субсидии, предоставленных на достижение результата регионального проекта - «Реализация мероприятий по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды» с типом результата «Благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества» приняты и оплачены работы по реконструкции парковки общего пользования, примыкающей к участку проезжей части, в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская, относящиеся к мероприятию по организации дорожного движения (нанесение разметки, установка дорожных знаков), включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов в общей сумме 981 354,53 руб., что в свою очередь в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

2. В нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил № 1710, пункта 18.2.5 Раздела III «Классификация расходов бюджетов» Порядка № 85н, пункта 1.1 Соглашения, пункта 7.4 Порядка № 741-П, Администрацией за счет средств субсидии, предоставленных на достижение результата регионального проекта - «Реализация мероприятий по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, нейтральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды», с типом результата «Благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества», приняты и оплачены работы по созданию парковки общего пользования, примыкающей к участку проезжей части, в пгт. Лебяжье по пер. Больничный, относящиеся к мероприятию по организации дорожного движения (нанесение разметки, установка дорожных знаков), включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов в общей сумме 368 182,41 руб., что в свою очередь в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

3. В нарушение пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 27 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий паук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), пунктов 31, 34 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), в 2020 году Администрацией не приняты к бюджетному учету по счету 101.00 «Основные средства», а отнесены на финансовый результат текущей деятельности учреждения по счету 401.20 «Расходы текущего финансового года»:

- расходы по реконструкции автомобильной парковки, которая примыкает к автомобильной дороге ул. Комсомольская гит Лебяжье, и приобретению объекта основного средства - цветочниц в количестве 3 шт. на общую сумму 1 009 080,00 руб.;

- расходы по созданию автомобильной парковки, которая примыкает к автомобильной дороге по пер. Больничному пгт. Лебяжье, общей сумме 375 658,00 руб.,

что привело к составлению и представлению недостоверной бюджетной отчетности:

- в «Балансе главного распорядителя, распорядителя - получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета», форма 0503130, на 01.01.2021 по графе 6 «бюджетная деятельность» строке 010 «Основные средства (балансовая стоимость) 010100000» стоимость основных средств занижена на 1 384 738,00 руб.

- в «Отчете о финансовых результатах деятельности», форма 0503121, на 01.01.2021 по графе 4 «бюджетная деятельность» строке 170 «Оплата работ, услуг» по КОСГУ 225 «Работы, услуги но содержанию имущества» работы, услуги по содержанию имущества завышены на 1 384 738,00 руб. и не отражены по строке 321 «Увеличение стоимости основных средств» по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» увеличение стоимости основных средств на 1 384 738,00 руб.

По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 11.05.2021 и вынесено представление от 23.06.2021 № 40-24-09/42, в котором заявителю указано:

По нарушениям, указанным в пунктах 1, 2 представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления и возвратить средства субсидии, выделенной из федерального бюджета, на лицевой счет – Министерство, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета по КБК 069 2 18 25555 01 1002 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на реализацию программ формирования современной городской среды из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)» в срок до 31.12.2021 включительно в общей сумме 1 349 536,94 руб., использованных не по целевому назначению.

По нарушению, указанному в пункте 3 представления, принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления.

Полагая, что представление не соответствует закону и нарушает права Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).

Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

По результатам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть выдано представление, содержащее информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил № 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (далее - субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации).

Согласно подпунктам «б», «д» пункта 11 Правил № 1710 муниципальная программа должна предусматривать адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния общественной территории) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; иные мероприятия по благоустройству, определенные органом местного самоуправления.

В силу пункта 1.1 Соглашения предметом соглашения является предоставление из областного бюджета Кировской области в 2020-2022 годах бюджету муниципального образования Лебяжское городское поселение Лебяжского района Кировской области субсидии на поддержку формирования современной городской среды (далее – Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 758, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 30ЯF2 55550,вид расходов 523 в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области» Государственной программы.

Предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результата регионального проекта по Муниципалитету согласно приложению № 1 и приложению № 2 к настоящему соглашению, являющимися его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением администрации Лебяжского городского поселения Лебяжского района Кировской области от 01.12.2017 № 243 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды на 2018-2020 годы» (пункт 1.2 Соглашения).

В приложениях № 1 и № 2 к Соглашению определен результат регионального проекта: «Реализованы мероприятий по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды с типом результата: «Благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества».

Приложением № 10 к Муниципальной программе в редакции постановления от 01.11.2019 является адресный перечень общественных территорий, на которых планируется благоустройство в 2018-2024 годах, в рамках указанной программы, который включает работы по обустройству парковки общего пользования в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская между домами № 2 и № 4, от дома № 5 до пересечения с ул. Комарова, а также работы по благоустройству общественного пространства в пгт. Лебяжье, перекресток ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный.

В отношении парковки общего пользования в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская между домами № 2 и № 4, от дома № 5 до пересечения с ул. Комарова предусмотрены: укладка асфальтобетонного покрытия, нанесение разметки, установка дорожных знаков, устройство дорожных металлических ограждений, оборудование уличным освещением, а в отношении благоустройства общественного пространства в пгт. Лебяжье, перекресток ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный предусмотрены: асфальтирование территории, установка скамеек, урн, установка бордюров, устройство светильников.

Градостроительный кодекс Российской Федерации к благоустройству территории относит деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1).

Правила благоустройства не содержат определения понятия «мероприятия по благоустройству», и не устанавливают перечень таких мероприятий. Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, органы местного самоуправления, в том числе и Администрация, руководствуясь специальными нормами Правил № 1710 применительно к правоотношениям, возникающим по поводу использования средств субсидий, предоставляемых на реализацию мероприятий по благоустройству территории в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», вправе самостоятельно определять перечень таких мероприятий (видов работ) в отношении подлежащих благоустройству объектов.

В адресный перечень территорий Муниципальной программы включены спорные территории. В отношении данных территорий установлен перечень мероприятий по их благоустройству. При этом спорные территории и мероприятия по их благоустройству включены в Муниципальную программу до заключения контрактов от 05.05.2020 и от 24.05.2020.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что включение Администрацией парковки общего пользования в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская между домами № 2 и № 4, от дома № 5 до пересечения с ул. Комарова, общественного пространства в пгт. Лебяжье, перекресток ул. Советская у д. 69 и пер. Больничный в перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству, с выполнением мероприятий по их благоустройству и последующее финансирование выполненных на основании заключенных контрактов от 05.05.2020 и от 24.05.2020 соответствующих работ за счет средств субсидии, предоставляемой в рамках в рамках реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», не противоречит целям и условиям предоставления указанной субсидии, предусмотренным пунктом 2 Правил № 1710, Соглашением, Государственной и Муниципальной программами.

Содержащиеся в апелляционной жалобе УФК доводы об обратном с учетом вышеизложенного основаны на неправильном толковании приведенных выше нормативных положений и неверной оценке фактических обстоятельств дела.

Таким образом, расходы на оплату работ по реконструкции парковки общего пользования, примыкающей к участку проезжей части, в пгт. Лебяжье по ул. Комсомольская, по созданию парковки общего пользования, примыкающей к участку проезжей части, в пгт. Лебяжье по пер. Больничный в сумме 1 349 536,94 руб. не являются нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учет осуществляется в соответствии с планами счетов, включающими в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

Планы счетов бюджетного учета и инструкции по их применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 27 Инструкции № 157н предусмотрено, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении. Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.

В силу пункта 38 Инструкции № 157н счет 10100 «Основные средства» предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее - Стандарт Основные средства), а также для учета объектов неоперационной (финансовой) аренды.

Пунктом 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, определено, что основные средства - это являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

К основным средствам не относятся: а) непроизведенные активы; б) имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено настоящим Стандартом; в) материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, а также материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений; г) биологические активы.

Согласно пункту 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) объединяются согласно учетной политике в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (учитывается в составе дороги), если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

В силу пункта 70 Инструкции № 157н к непроизведенным активам относятся объекты нефинансовых активов, не являющиеся продуктами производства, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктом 31 Инструкции № 162н учет операций по вложениям в объекты основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в объекты имущества казны, в объекты учета права пользования нематериальными активами при их приобретении (в том числе в сумме затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ), в объекты учета финансовой аренды отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», а также с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 010700000 «Нефинансовые активы в пути» (010711310, 010731310) в случае приобретения объектов основных средств по аккредитиву при переходе права собственности на указанные объекты в момент их отгрузки поставщиком.

Принятие к учету законченных вложений в объекты нефинансовых активов, в работы по достройке, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению, модернизации, дооборудованию объектов нефинансовых активов отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 010100000 «Основные средства» (010111310 - 010113310, 010115310, 010118310, 010131310 - 010136310, 010138310), 010230000 «Нематериальные активы - иное движимое имущество учреждения», 010300000 «Непроизведенные активы», 010500000 «Материальные запасы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (пункт 34 Инструкции № 162н).

Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 № 305-КГ16-21236 по делу № А41-22756/2015 указано, что покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, используемое для стоянки автомобилей, не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится, а соответственно названную автостоянку нельзя признать самостоятельным объектом недвижимости.

Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 308-КГ16-3285 по делу № А53-7041/2015 следует, что укладка на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня) представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка, на котором данные работы выполнены, асфальтовое покрытие земельного участка по существу несет вспомогательную функцию, а не основное значение по отношению к недвижимому имуществу.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 01.09.2008 № 9626/08 по делу № А08-7744/06-5 разъяснено, что покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов используемое для стоянки автомобилей, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Покрытие (площадка), улучшающее свойства земельного участка, обычно используется совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняет их полезные свойства при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности собственника зданий и сооружений. При этом твердое покрытие (площадка) имеет вспомогательное, а не основное значение по отношению к остальному недвижимому имуществу, входящему в такой имущественный комплекс. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Материалы, из которых изготовлено покрытие (асфальт, щебень), при их переносе не теряют качества, необходимые для его дальнейшего использования.

Руководствуясь вышеприведенным нормами и разъяснениями, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответчик однозначно не доказал необходимость принятия к бюджетному учету по счету 101.00 «Основные средства» в полном объеме вышеназванные расходы по реконструкции автомобильной парковки, которая примыкает к автомобильной дороге ул. Комсомольская пгт. Лебяжье (на общую сумму 1 009 080,00 руб.), и расходы по созданию автомобильной парковки, которая примыкает к автомобильной дороге по пер. Больничному пгт. Лебяжье (в общей сумме 375 658,00 руб.).

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 10.05.2023 по делу № А28-10010/2021 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба УФК – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взыскивается.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 10.05.2023 по делу № А28-10010/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий

С.С. Волкова

Судьи

Л.И. Черных

Т.А. Щелокаева