ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-11396/14 от 16.09.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-11396/2014

16 сентября 2015 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш. ,

судей Александровой О.В., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 10.07.2015),

ФИО2 (доверенность от 24.12.2014)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

индивидуального предпринимателя ФИО3

на решение Арбитражного суда Кировской области от 11.03.2015,

принятое судьей Шмыриным С.Ю.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015,

принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.,

по делу № А28-11396/2014

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3

(ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>)

о признании недействительным решения Вятскополянской районной Думы

Кировской области

и   у с т а н о в и л :

индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Вятскополянской районной Думы Кировской области (далее – Дума) от 05.06.2013 № 33 «Об объявлении рекреационной зоны вдоль реки Вятка в деревне Нижние Изиверки особо охраняемой территорией местного значения».

Решением Арбитражного суда Кировской области от 11.03.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 решение суда оставлено без изменения.

Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок формирования территориальных зон. Оспариваемое решение принято Думой с нарушением требований действующего законодательства и с превышением предоставленных полномочий. Компетенцией на принятие решения об объявлении земельных участков в границах населенного пункта – деревни Нижние Изиверки землями особо охраняемых территорий обладает представительный орган муниципального образования «Слудское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области».  В дело не представлены доказательства, что земельные участки с кадастровыми номерами 43:07:080701:233 и 43:07:080702:287 имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как лишает его возможности осуществлять добычу и транспортировку песка.

Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.

Дума в отзыве отклонила доводы жалобы, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направила.

Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным  судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, 03.11.2011 Предприниматель направил в Департамент экологии и природопользования Кировской области (далее – Департамент экологии) заявление на право пользования участком недр «Изиверки», расположенным в Вятскополянском районе Кировской области.

Департамент экологии в связи с подготовкой к проведению аукциона на право пользования участком недр «Изиверки» затребовал у главы Вятскополянского района Кировской области информацию о собственниках, землепользователях или арендаторах земельного участка, в границах которого расположен указанный участок недр (письмо 14.12.2011 № 2656-49-01-11).

Глава Вятскополянского района Кировской области в письме от 16.02.2012      № 01-13-01/38 сообщил Департаменту экологии, что участок недр «Изиверки» прилегает к правому берегу реки Вятки в районе деревни Нижние Изиверки. Данная территория относится к рекреационной зоне. Администрация Вятскополянского района Кировской области возражает против предоставления участка недр «Изиверки» для геологического изучения, разведки и добычи песка.

Дума приняла решение от 05.06.2013 № 33 «Об объявлении рекреационной зоны вдоль реки Вятка в деревне Нижние Изиверки особо охраняемой территорией местного значения», которым территориальная зона вдоль берега реки Вятки, расположенная в границах населенного пункта д. Нижние Изиверки,  объявлена  особо охраняемой территорией местного значения рекреационного назначения (пункт 1) и утверждены ее границы (пункт 2); установлено, что в границах особо охраняемой территории местного значения ограничивается хозяйственная и иная деятельность на работы, ведущие к изменениям гидрологического режима территории; геологическое изучение и добычу полезных ископаемых; складирование песка и песчано-гравийной смеси; распашку земель; строительную деятельность; устройство стоянок автотранспорта; размещение отходов производства и истребления; захламление и замусоривание территории; движение и стоянку грузовых автотранспортных средств и тракторов, не связанных с функционированием особо охраняемой территории; размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети в границах особо охраняемой территории местного значения без согласования с администрацией; сдачу в аренду рекреационной зоны для ведения коммерческой деятельности; иные виды деятельности, которые могут повлечь нарушение режима охраняемой территории рекреационного назначения (пункт 3).

Согласно приложению к решению от 05.06.2013 № 33 граница особо охраняемой территории местного значения – рекреационной зоны вдоль берега реки Вятки в д. Нижние Изиверки определена в соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков: участок № 1 – кадастровый номер 43:07:080701:233, местоположение: Кировская область, Вятскополянский район, д. Нижние Изиверки, категория земель – земли населенных пунктов, площадь 145 565 квадратных метров, разрешенное использование – лесопарки; участок № 2 – кадастровый номер 43:07:080702:287, местоположение: Кировская область, Вятскополянский район, д. Нижние Изиверки, категория земель – земли населенных пунктов, площадь 67 285 квадратных метров, разрешенное использование – лесопарки.

Департамент экологии принял решение от 24.06.2013 № 16 о предоставлении Предпринимателю права пользования участком недр «Изиверки» (Вятскополянский район Кировской области) в целях геологического изучения, разведки и добычи песка.

Департамент экологии 01.07.2013 зарегистрировал выданную Предпринимателю лицензию на пользование участком недр «Изиверки» в целях геологического изучения, разведки и добычи песка. Статус участка – горный отвод. Срок действия лицензии – до 31.07.2038 (регистрационный номер КИР 90094 ТЭ).

Администрация Вятскополянского района Кировской области (далее – Администрация) на основании сообщения жителей дер. Нижние Изиверки осуществила выезд на место и установила, что в районе свинарника к берегу реки Вятки устроен спуск шириной 6 – 8  метров, в результате чего был снят плодородный слой почвы. В районе береговой линии реки Вятки устроено два спуска к месту добычи песка. Там же находятся две единицы техники: погрузчик и экскаватор, с помощью которых проводились данные работы. Дорога, по которой предполагается вывоз песка с берега реки Вятки, находится в границах особо охраняемой территории местного значения рекреационного назначения, установленной решением Думы от 05.06.2013 № 33, на которой не допускается движение и стоянка грузовых автотранспортных средств и тракторов, не связанных с функционированием особо охраняемой территории, в связи с чем Администрация 03.07.2014 направила Предпринимателю предупреждение № 1432-01-01-22 о прекращении противоправных действий.

Департамент экологии 14.07.2014 принял решение о предоставлении водного объекта в пользование Предпринимателю. Участок водопользования расположен на 106,5 – 107,5 километра от устья реки Вятки в Вятскополянском районе Кировской области.

Департамент экологии принял решение от 13.01.2015 № 2 «О согласовании Технического проекта разработки месторождения песка «Изиверки» в Вятскополянском районе Кировской области».

Предприниматель посчитал, что решение Думы от 05.06.2013 № 33 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьей 71, частью 1 статьи 198, частью 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 83, 85, 94, 98 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  статьей 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.

Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Кодекса перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 94 Кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, в том числе рекреационного назначения (подпункт 3 пункта 2 статьи 94 Кодекса ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 94 Кодекса порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В статье 98 Кодекса установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (пункт 1). В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункт 2). На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (пункт 5).

Как следует из материалов дела и установили суды, решением Слудской сельской Думы от 16.03.2010 № 10 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Слудское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области (далее – Правила).

В соответствии с Правилами земельные участки с кадастровыми номерами 43:07:080701:233, 43:07:080702:287 отнесены к рекреационной зоне, что подтверждают я кадастровые паспорта на указанные земельные участки и их межевые планы, карта градостроительного зонирования деревни Нижние Изиверки Слудского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области.

На основании изложенного суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение Думы об объявлении рекреационной зоны вдоль реки Вятка в деревне Нижние Изиверки особо охраняемой территорией местного значения не противоречит действующему законодательству, поскольку в силу статьи 94 Кодекса земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.

Кроме того, суды правомерно посчитали, что оспариваемое решение не могло нарушить прав Предпринимателя, так как вынесено до принятия Департаментом экологии решения о предоставлении Предпринимателю права пользования участком недр «Изиверки», выдачи лицензии, принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование и решения о согласовании Технического проекта разработки месторождения песка «Изиверки». При этом земельные участки, отнесенные оспариваемым решением к особо охраняемой территории местного значения, Предпринимателю в пользование не передавались.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение Думы соответствующим требованиям законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприниматель не представил.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.

Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный  апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. 

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 150 рублей относятся на заявителя.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2850 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 11.03.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу № А28-11396/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО3 из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 15.07.2015 № 132, и в сумме 850 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.07.2015 № 133.

Выдать справки на возврат государственной пошлины.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

Н.Ш. Радченкова

Судьи

О.В. Александрова

А.И. Чиграков