610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-11493/2020 |
29 сентября 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2021 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО2, действующего на основании доверенности от 14.09.2021;
от ответчика – ФИО3, действующего на основании доверенности от 04.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мурашинский фанерный завод»
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.07.2021
по делу №А28-11493/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мурашинский фанерный завод» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Министерству промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
о признании недействительным распоряжения, о признании незаконными действий (бездействия) и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Мурашинский фанерный завод» (далее – заявитель, ООО «Мурашинский фанерный завод», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным распоряжения Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее – Министерство) от 10.08.2020 №374 «Об отказе в утверждении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО «Мурашинский фанерный завод»», о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в ненаправлении на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства исправленной заявки от 29.07.2020, о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в принятии и опубликовании проекта распоряжения «Об отклонении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО «Мурашинский фанерный завод»» по результатам рассмотрения исправленной заявки от 29.07.2020, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – третье лицо, Рослесхоз, Агентство).
В ходе рассмотрения дела определением Арбитражного суда Кировской области от 19.02.2021 произведена замена стороны – Министерства лесного хозяйства Кировской области на правопреемника –Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области (далее – ответчик).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом,ООО «Мурашинский фанерный завод» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным распоряжения Министерства от 10.08.2020 №374, о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в ненаправлении на согласование в Рослесхоз исправленной заявки от 29.07.2020 и о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в принятии и опубликовании проекта распоряжения об отклонении заявки Общества по результатам рассмотрения исправленной заявки от 29.07.2020, возложив на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что каждый из этапов процедуры по включению инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов имеет самостоятельный характер, в связи с чем непрохождение инвестором одного из этапов процедуры (применительно к обстоятельствам настоящего дела этапа согласования заявки на реализацию инвестиционного проекта Рослесхозом), препятствуя дальнейшему рассмотрению названной заявки, тем не менее не аннулирует итоги ранее пройденных этапов, в том числе отбора данной заявки. В этой связи, при принятии оспариваемого распоряжения от 10.08.2020 №374 Министерство, излагая содержание пункта 2, вышло за рамки Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 №190 (далее – Положение №190). Как отмечает Общество, Положение №190 не содержит запрета на исправление замечаний Рослесхоза. По мнению ООО «Мурашинский фанерный завод», в случае исправления инвестором замечаний Рослесхоза заявка на реализацию инвестиционного проекта в новой редакции на основании результатов первоначального отбора сразу подлежит направлению в Рослесхоз для ее согласования, минуя предыдущие этапы (то есть исправленная заявка должна рассматриваться именно как новая редакция первоначальной заявки, а не как вновь поданная заявка). Подробно позиция заявителя со ссылками на нормы права, фактические обстоятельства дела, судебную практику, письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства изложена в апелляционной жалобе.
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразило, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 03.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятые ими по делу позиции. Рослесхоз явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителейтретьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.12.2019 письмом №01-1038 Обществом в Министерство подана заявка на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов «Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО «Мурашинский фанерный завод».
Министерством принято решение об отборе обозначенной заявки Общества, о чем вынесено распоряжение от 03.02.2020 №60. Заявка, прошедшая отбор, направлена для согласования в Рослесхоз.
В письме от 20.02.2020 Рослесхозом указано на то, что заявка ООО «Мурашинский фанерный завод» по ряду обозначенных в данном письме причин не соответствует требованиям Положения №190, а также Методическим указаниям по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.05.2018 №1870 (далее – Методические указания). В связи с этим, Рослесхозом принято решение об отказе в согласовании заявки Общества.
На основании представленного письмом от 20.02.2020 отказа в согласовании заявки ООО «Мурашинский фанерный завод», в соответствии с Положением №190 Министерством принято решение об отказе в утверждении заявки Общества (пункт 1 распоряжения от 14.04.2020 №181 «Об отказе в утверждении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта»). В пункте 2 распоряжения от 14.04.2020 №181 указано на признание утратившим силу распоряжения Министерства от 03.02.2020 №60 об отборе заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта.
Письмом от 27.03.2020 №01-191 (с учетом писем от 23.04.2020 №01-262, от 25.05.2020 №01-324) Общество подало в Министерство заявку на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО «Мурашинский фанерный завод»», обозначив, что учло замечания, изложенные Рослесхозом в письме от 20.02.2020.
На заседании комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО «Мурашинский фанерный завод»», 04.06.2020 принята рекомендация об отборе заявки Общества, заинтересованному органу – Министерству внесено предложение об отборе обозначенной заявки (выписка из протокола от 04.06.2020 №10).
В письме от 05.06.2020 №01-350 инвестор уведомил заинтересованный орган о том, что ООО «Мурашинский фанерный завод» не планирует обжаловать проект решения от 04.06.2020.
На основании рекомендации от 04.06.2020 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, Министерство приняло решение об отборе заявки Общества, о чем вынесло распоряжение от 05.06.2020 №276 с приложением перечня лесных участков, на которых предполагается реализация приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. Во исполнение пункта 15 Положения №190 заявка ООО «Мурашинский фанерный завод» направлена на согласование в Рослесхоз.
В письме от 06.07.2020 Рослесхоз обозначил, что заявка Общества не соответствует требованиям Положения №190, а также Методическим указаниям ввиду наличия допущенных неточностей в обосновании заявленных потребностей древесного сырья и выхода готовой продукции для реализации инвестиционного проекта (в балансе сырья при реализации проекта выход фанерного кряжа превышает объем деловой древесины породы береза (крупная и средняя) на лесных участках, объем производства брикетов указан в тыс. м3, а не в тоннах), некорректного выполнения расчета размера арендной платы; также Агентство обратило внимание на то, что замечания, отраженные в письме от 20.02.2020, устранены Обществом частично. Основываясь на данных обстоятельствах, Рослесхоз отказал в согласовании заявки ООО «Мурашинский фанерный завод».
На основании представленного письмом от 06.07.2020 отказа в согласовании заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» в соответствии с пунктом 21 Положения №190 Министерством принято решение об отказе в утверждении заявки Общества (пункт 1 распоряжения от 10.08.2020 №374«Об отказе в утверждении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта»). В пункте 2 распоряжения от 10.08.2020 №374 указано на признание утратившим силу распоряжения Министерства от 05.06.2020 №276 об отборе заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта.
Письмом от 29.07.2020 №01-444Общество обратилось в Министерство с заявкой на реализацию инвестиционного проекта, указав на исправление замечаний, содержащихся в письме Рослесхоза от 06.07.2020.
В ходе рассмотрения заявки от 29.07.2020 заинтересованный орган установил, что данная заявка не является идентичной заявке от 27.03.2020, получившей отказ в согласовании Рослесхоза, содержит в отдельных структурных единицахизмененные количественные и качественные характеристики баланса сырья и измененные расчеты. Основываясь на данных обстоятельствах и полагая, что согласно Положению №190 процесс рассмотрения заинтересованным органом заявки завершается принятием решения об утверждении заявки или об отказе в утверждении заявки, Министерство в ответ на запрос Общества от 11.08.2020 №01-496 в письме от 20.08.2020 пояснило, что на основании пункта 12 Положения №190 проводит процедуру отбора заявки от 29.07.2020 как для вновь поступившей.
При рассмотрении заявки от 29.07.2020 Министерством установлен факт несоответствия инвестора требованиям, предусмотренным подпунктом «г» пункта 8 Положения №190 (реализация инвестиционного проекта начата ранее, чем за два года до дня подачи заявки от 29.07.2020 в заинтересованный орган, а именно 01.04.2018); кроме того, в нарушение пункта 9 Положения №190 выявлено несоответствие концепции инвестиционного проекта Методическим указаниям (сведения о планируемой потребности в средствах предупреждения и тушения лесных пожаров, отраженные в разделе 12 и таблице 5.4 приложения 5 концепции, не соответствуют нормативам, определенным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 №161; объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, отраженные в таблице 5.4 приложения 5, не соответствуют нормативам, установленным приказом Рослесхоза от 27.04.2012 №174; в таблице 3 «Баланс сырья по лесничествам» объем лиственного баланса не соответствует лиственному балансу в приложении 2).
В связи с указанными обстоятельствами комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО «Мурашинский фанерный завод»», 28.08.2020 принята рекомендация об отклонении заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта, заинтересованному органу внесено предложение об отклонении обозначенной заявки (протокол заседания комиссии от 28.08.2020 №11).
Проект распоряжения Министерства «Об отклонении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта» размещен на официальном сайте заинтересованного органа и направлен в адрес Общества сопроводительным письмом от 08.09.2020 с разъяснением инвестору его права на обжалование проекта распоряжения об отклонении заявки в межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов. На основании пункта 13 Положения №190 инвестором реализовано право на обжалование проекта решения заинтересованного органа об отклонении заявки в межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов.
16.09.2020 ООО «Мурашинский фанерный завод» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемымив рамках настоящего дела требованиями.
По результатам рассмотрения поданной Обществом жалобы межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации рекомендовано заинтересованному органу принять решение об отборе заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» (протокол заседания комиссии от 26.11.2020 №43-ЕВ/08).
Министерством принято решение об отборе заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта, о чем вынесено распоряжение от 21.01.2021 №29 с приложением перечня лесных участков, на которых предполагается реализация приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. Во исполнение пункта 15 Положения №190 заявка ООО «Мурашинский фанерный завод», датированная 29.07.2020, направлена на согласование в Рослесхоз.
В письме от 18.02.2021 Агентство отразило, что заявка Общества не соответствует требованиям Положения №190, а также Методическим указаниям по следующим причинам: в концепции инвестиционного проекта в таблице 3 «Баланс сырья по лесничествам» объем лиственного баланса не соответствует объему лиственного баланса в приложении 2; расчет размера арендной платы в приложении 6 концепции выполнен некорректно; сведения о планируемой потребности в средствах предупреждения и тушения лесных пожаров, отраженные в разделе 12 и таблице 5.4 приложения 5 концепции, не соответствуют нормативам, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 №161; объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, отраженные в таблице 5.4 приложения 5 концепции, не соответствуют нормативам, установленным приказом Рослесхоза от 27.04.2012 №174; графиком заключения договоров аренды лесных участков, выделяемых для реализации инвестиционного проекта, и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта предусмотрено заключение договоров аренды лесных участков в 1 кв. 2021 года, что требует актуализации; требуется уточнение стоимости затрат на лесовосстановление. Основываясь на данных обстоятельствах, Рослесхоз отказал в согласовании заявки ООО «Мурашинский фанерный завод».
На основании представленного письмом от 18.02.2021 отказа в согласовании заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» в соответствии с пунктом 21 Положения №190 Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области как правопреемником Министерства лесного хозяйства принято решение об отказе в утверждении заявки Общества, о чем вынесено распоряжение от 12.03.2021 №5-Р «Об отказе в утверждении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта».
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.07.2021 ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее,заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лицавправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рамках настоящего дела заявителем оспариваютсяраспоряжение Министерства от 10.08.2020 №374 об отказе в утверждении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО «Мурашинский фанерный завод», а также бездействие Министерства, выразившееся в ненаправлении на согласование в Рослесхоз исправленной заявки от 29.07.2020, его действия по принятию и опубликованию проекта распоряжения «Об отклонении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО «Мурашинский фанерный завод» по результатам рассмотрения исправленной заявки от 29.07.2020.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает итоговые выводы арбитражного суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов регламентирован Положением №190 (в редакции, действовавшей в период соответствующих правоотношений).
Согласно пункту 5 Положения №190 основанием для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, принятое на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта.
Пункт 7 Положения №190 содержит указание на сведения и документы, подлежащие включению в заявку инвестора, составляемую в произвольной форме; пункт 8 Положения №190 устанавливает требования, которым должен соответствовать инвестор.
В силу пункта 9 Положения №190 концепция инвестиционного проекта разрабатывается в соответствии Методическими указаниями.
На основании пункта 12 Положения №190 заинтересованный орган осуществляет в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявок отбор заявок в соответствии с положениями пунктов 2 и 7-10 Положения №190 и подготавливает проект решения об отборе заявки либо проект решения об отклонении заявки.
Из содержания пункта 13 Положения №190 следует, что заинтересованный орган в течение трех рабочих дней после отбора заявки размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» проект решения об отборе заявки, содержащего сведения об инвесторе, заявка которого прошла отбор, с перечнем лесных участков, на которых предполагается реализация инвестиционного проекта, либо проект решения об отклонении заявки, содержащего информацию об отказе в отборе заявки (в случае несоответствия инвестора и заявки положениям пунктов 2 и 7-10 Положения №190) с указанием основания отказа.
В течение десяти рабочих дней со дня размещения заинтересованным органом на своем официальном сайте в сети «Интернет» соответствующих проектов решений инвестор вправе обжаловать проект решения заинтересованного органа об отборе заявки либо проект решения об отклонении заявки в межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов, подав соответствующее заявление с обоснованием своей позиции (в произвольной форме) с приложением к нему копии заявки.
В течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления от инвестора о рассмотрении соответствующего решения межведомственная комиссия представляет в заинтересованный орган заключение об обоснованности отбора заявки либо отказа в отборе заявки, а также информирует инвестора о соответствующем заключении.
В абзаце первом пункта 14 Положения №190 предусмотрено, что заинтересованный орган в течение десяти рабочих дней после получения от межведомственной комиссии заключения об обоснованности отбора заявки либо отказа в отборе заявки, принимает решение об отборе заявки либо об отклонении заявки и возвращает заявку инвестору с указанием оснований для отказа в отборе заявки.
При отказе инвестора от обжалования проекта решения заинтересованного органа об отборе заявки либо проекта решения об отклонении заявки межведомственной комиссией инвестор в течение трех рабочих дней уведомляет об этом заинтересованный орган (абзац второй пункта 14 Положения №190).
Согласно пункту 15 Положения №190 заявка, прошедшая отбор, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отборе заявки направляется заинтересованными органами для согласования в Федеральное агентство лесного хозяйства (в части лесосырьевого обеспечения инвестиционных проектов и внесения арендной платы за использование лесов) с приложением решения об отборе заявки. Федеральное агентство лесного хозяйства при поступлении заявки с приложением решения об отборе заявки принимает решение о согласовании заявки или об отказе в согласовании заявки в течение десяти рабочих дней со дня ее получения с обоснованием причин отказа, о чем информирует в письменной форме заинтересованный орган.
Заинтересованный орган после согласования заявки с Федеральным агентством лесного хозяйства – в случае, предусмотренном пунктом 15 Положения №190, в течение десяти рабочих дней принимает решение об утверждении заявки, оформленное в виде соответствующего акта (пункт 18 Положения №190).
Основанием для отказа заинтересованного органа в утверждении заявки является отказ в согласовании заявки в случаях, предусмотренных пунктами 15-17 Положения №190. Решение об отказе в утверждении заявки может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 21 Положения №190).
В силу пункта 22 Положения №190 заинтересованный орган в течение десяти рабочих дней со дня принятия акта об утверждении заявки направляет его и заявку в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое в течение четырнадцати рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов, оформленное в виде приказа, либо возвращает с мотивированным отказом в письменной форме заявку и решение заинтересованного органа в течение тридцати рабочих дней со дня поступления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Заинтересованный орган после включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов размещает решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов на своем официальном сайте в сети «Интернет», а также ежеквартально размещает на указанном сайте информацию о ходе реализации инвестиционного проекта с приложением фото- и видеоматериалов.
Как следует из обстоятельств настоящего дела, на основании представленного письмом от 06.07.2020 отказа Рослесхоза в согласовании заявки Обществана реализацию приоритетного инвестиционного проекта «Модернизация производства березовой фанеры, включающая создание переработки отходов в биоэнергетических целях на предприятии ООО «Мурашинский фанерный завод»» и в соответствии с пунктом 21 Положения №190, Министерством принято оспариваемое распоряжение от 10.08.2020 №374 «Об отказе в утверждении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта», в пункте 1 которого указано на принятие соответствующего решения об отказе в утверждении заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта.
В силу пункта 21 Положения №190 отказ Рослесхоза в согласовании заявки (пункт 15 Положения №190) является основанием для отказа заинтересованного органа в утверждении данной заявки. Как верно отмечено судом первой инстанции и не оспорено Обществом, учитывая, что в письме от06.07.2020 Рослесхоз отказал в согласовании заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» от 27.03.2020 ввиду ее несоответствия требованиям Положения №190, Методическим указаниям по причине допущенных инвестором неточностей в обосновании заявленных потребностей древесного сырья и выхода готовой продукции для реализации инвестиционного проекта (в балансе сырья при реализации проекта выход фанерного кряжа превышает объем деловой древесины породы береза (крупная и средняя) на лесных участках, объем производства брикетов указан в тыс. м3, а не в тоннах), а также некорректного выполнения расчета размера арендной платы, Министерство правомерно отказало Обществу в утверждении его заявки на реализацию инвестиционного проекта, о чем вынесло распоряжение от 10.08.2020 №374 (пункт 1).
Относительно пункта 2 распоряжения от 10.08.2020 №374, в котором Министерство указало на признание утратившим силу распоряжения Министерства от 05.06.2020 №276 об отборе заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Действительно, Положение №190 не содержит конкретных норм, которые бы прямо предусматривали, что в случае отказа заинтересованного органа в утверждении заявки утрачивает свою силу и подлежит признанию таковым принятое решение об отборе заявки на реализацию инвестиционного проекта.
Вместе с тем доказательства того, что само по себе признание заинтересованным органом распоряжения от 05.06.2020 №276 об отборе заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» утратившим силу в рассматриваемом случае привело к нарушению прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в материалах дела отсутствуют. Приходя к данному выводу, апелляционный суд исходит из следующего.
Так, указав на исправление замечаний Рослесхоза, изложенных в письме от 06.07.2020, ООО «Мурашинский фанерный завод» письмом от 29.07.2020 №01-444 обратилось в Министерство с заявкой на реализацию названного инвестиционного проекта.
С учетом рекомендации от 28.08.2020 комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов (протокол заседания комиссии от 28.08.2020 №11) на основании абзаца первого пункта 13 Положения №190 Министерством подготовлен и размещен проект распоряжения об отклонении заявки Общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта, который подготавливается в случае несоответствия инвестора и заявки положениям пунктов 2 и 7-10 Положения №190, на что указано в названном пункте Положения №190. Причиной принятия и опубликования проекта решения об отклонении заявки явились несоответствие инвестора требованиям, установленным подпунктом «г» пункта 8 Положения №190(реализация инвестиционного проекта начата ранее, чем за два года до дня подачи заявки от 29.07.2020 в заинтересованный орган), а также нарушение пункта 9 Положения №190, выразившееся в несоответствии концепции инвестиционного проекта Методическим указаниям (как отражено Министерством, сведения о планируемой потребности в средствах предупреждения и тушения лесных пожаров, отраженные в разделе 12 и таблице 5.4 приложения 5 концепции, не соответствуют нормативам, определенным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 №161; объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, отраженные в таблице 5.4 приложения 5, не соответствуют нормативам, установленным приказом Рослесхоза от 27.04.2012 №174; в таблице 3 «Баланс сырья по лесничествам» объем лиственного баланса не соответствует лиственному балансу в приложении 2).
В результате обжалования Обществом обозначенного проекта распоряжения Министерства в межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов реализации инвестиционных проектов, заявка ООО «Мурашинский фанерный завод» отобрана Министерством (распоряжение от 21.01.2021 №29) и направлена на согласование в Рослесхоз.
Письмом от 18.02.2021 Рослесхоз вновь отказал в согласовании заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта. Отказ в согласовании Агентство мотивировало несоответствием заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» Положению №190 и Методическим указаниям, в том числе по причине несоответствия сведений о планируемой потребности в средствах предупреждения и тушения лесных пожаров, отраженных в разделе 12 и таблице 5.4 приложения 5 концепции, нормативам, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 №161, несоответствия объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов, отраженных в таблице 5.4 приложения 5 концепции, нормативам, установленным приказом Рослесхоза от 27.04.2012 №174, и несоответствия объема лиственного баланса, обозначенного в таблице 3 объему лиственного баланса в приложении 2 (то есть по основаниям, аналогичным содержащимся в проекте распоряжения Министерства об отклонении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта). Кроме того, Рослесхозом приведены иные причины отказа в согласовании заявки (некорректный расчет размера арендной платы в приложении 6 концепции, необходимость уточнения стоимости затрат на лесовосстановление и актуализации графика заключения договоров аренды лесных участков, выделяемых для реализации инвестиционного проекта, и поквартального графика реализации инвестиционного проекта).
На основании письма Рослесхоза от 18.02.2021 Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области вынесено распоряжение от 12.03.2021 №5-Р об отказе в утверждении заявки Общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта.
Таким образом, несмотря на признание распоряжения от 05.06.2020 №276 об отборе заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта утратившим силу, заявка ООО «Мурашинский фанерный завод» вновь была отобрана заинтересованным органом; также Обществу была предоставлена возможность прохождения всех этапов процедуры, следующих за отбором (согласования заявки с Рослесхозом, ее утверждения заинтересованным органом и включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов).
При этом аргумент, на который ссылается заявитель в апелляционной жалобе, касающийся того, что в связи с повторным прохождением этапа отбора заявки инвестор и его заявка могут быть признаны не соответствующими требованиям к сроку начала реализации инвестиционного проекта (не ранее чем за 2 года до дня подачи заявки в заинтересованный орган – подпункт «г» пункта 8 Положения №190), либо к объему капитальных вложений (пункт 2 Положения №190), не принимается во внимание, поскольку применительно к настоящему делу данные обстоятельства не повлияли на осуществление заинтересованным органом отбора заявок Общества и не были положены в основу отказов Рослесхоза в согласовании и отказов заинтересованного органа в последующем утверждении данных заявок на реализацию приоритетного инвестиционного проекта.
Распоряжение от 12.03.2021 №5-Р«Об отказе в утверждении заявки ООО «Мурашинский фанерный завод» на реализацию приоритетного инвестиционного проекта» в установленном порядке (пункт 21 Положения №190) не оспорено и не признано недействительным. Иного из материалов рассматриваемого дела не следует.
По указанным выше причинам апелляционный суд полагает, что заявитель также не доказал нарушения своих прав и законных интересов действиями Министерства, выразившимися в принятии и опубликовании проекта распоряжения по результатам рассмотрения исправленной заявки от 29.07.2020: оспариваемые действия заинтересованного органа не создали объективного препятствия для заявителя в дальнейшем прохождении этапов процедуры в соответствии с Положением №190 (заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта, датированная 29.07.2020, отобрана заинтересованным органом).
Бездействия Министерства по ненаправлению на согласование в Рослесхоз исправленной заявки от 29.07.2020 апелляционный суд не усматривает, поскольку по результатам состоявшегося отбора заявка направлена в Рослесхоз, отказавший в ее согласовании.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что признание оспариваемых распоряжения от 10.08.2020 №374, действий (бездействия) Министерства, не приведет к восстановлению нарушенных, по мнению Общества, его прав и законных интересов, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела инвестором повторно осуществлено прохождение тех этапов процедуры по включению инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, которые осуществляются с участием заинтересованного органа, с принятием Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Кировской области не оспоренного в установленном порядке распоряжения от 12.03.2021 об отказе в утверждении заявки Общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта.
Приведенная Обществом судебная практика по другим делам судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку она основана на иных фактических обстоятельствах, нежели имеющих место в рамках настоящего дела.
Письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку соответствующие органы не наделены полномочиями по разъяснению законодательства, на что прямо указано в представленных письмах; данные письма не относятся к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел. К тому же, содержание соответствующих писем, не опровергает изложенные выше выводы, основанные на обстоятельствах данного дела.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данной ситуации отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого распоряжения от 10.08.2020 №374, для признания оспариваемых действий, бездействия незаконными. Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятого судом первой инстанции решения.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 02.07.2021 по делу №А28-11493/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобуООО «Мурашинский фанерный завод»– без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 21.07.2021 №5881 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.07.2021 по делу №А28-11493/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мурашинский фанерный завод» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Мурашинский фанерный завод» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 21.07.2021 №5881.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | П.И. Кононов |
Судьи | ФИО4 ФИО1 |