ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-11778/2021 от 04.05.2022 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-11778/2021

12 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен мая 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Минаевой Е.В.,

судей Великоредчанина О.Б., Волковой С.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя – Ефремовой С.В., действующей на основании доверенности от 16.12.2021;

представителя ответчика – Момотюка В.В., действующего на основании доверенности от 29.12.2021.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Куприт»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.01.2022 по делу №А28-11778/2021

по заявлению акционерного общества «Куприт» (ИНН 4346049110, ОГРН1024301305654)

к прокуратуре Ленинского района г. Кирова

о признании недействительным представления,

установил:

акционерное общество «Куприт» (далее – заявитель, Общество, АО «Куприт») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления прокурора Ленинского района города Кирова (далее – ответчик, прокурор) от 10.08.2021 № 116-02-03-2021/Прдп826-21-20330041.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Куприт» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

В апелляционной жалобе АО «Куприт» указывает, что Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354), не предусмотрен порядок перерасчета в связи с временным отсутствием потребителя при начислении платы исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, рассчитанных на 1 кв.м общей площади жилого помещения. Из апелляционной жалобы также следует, что порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами № 354, ни иными нормативными актами не предусмотрен.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему указал, что в связи с непроживанием физического лица в жилом помещении отходы его жизнедеятельности в данном помещении образоваться не могут, в связи с чем коммунальная услуга по транспортировке и утилизации ТБО не оказывается; оплата не оказанной коммунальной услуги влечет последствия, поименованные в пункте 1 стать и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 26.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

В порядке статьи 163 АПК РФ в названном судебном заседании объявлен перерыв до 04.04.2022.

В последующем судебное заседание апелляционного суда на основании статьи 158 АПК РФ отложено на 04.05.2022.

В соответствии со статьей 18 АПК РФ в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Кононова П.И. в рассмотрении дела № А28-11778/2021 произведена его замена на судью Волкову С.С., рассмотрение дела начато сначала.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляциях жалобе, отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к ним.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 АО «Куприт» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области.

30.12.2020 и 24.05.2021 Воробьев В.В. (далее - потребитель) обратился в АО «Куприт» с заявлениями о зачете и аннулировании задолженности по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО за предшествующие периоды в связи с проживанием с 26.04.2018 по месту временной регистрации в ином населенном пункте, а также потреблением и оплатой данной коммунальной услуги по указанному новому адресу, приложив в качестве подтверждающих документов свидетельство о регистрации по месту пребывания на срок с 26.04.2018 по 28.10.2033.

Письмами от 19.01.2021 и от 26.05.2021 Общество отказало в перерасчете платы за коммунальную услугу, поскольку расчет платы за обращение с ТКО по адресу нахождения квартиры, принадлежащей потребителю на праве долевой собственности, из которой он переехал к новому месту жительства, осуществляется, исходя из площади жилого помещения (формула 9(2) приложения № 2 Правил № 354), а не по числу проживающих в жилом помещении лиц (формула 9(1) приложения № 2 Правил № 354), а начисление платы за данную коммунальную услугу по новому месту его жительства осуществляется, исходя из количества собственников жилого помещения.

10.08.2020 по результатам рассмотрения обращения потребителя генеральному директору АО «Куприт» вынесено представление № 116-02-03-2021/Прдп826-21-20330041, в котором содержится вывод о необходимости проведения перерасчета по коммунальной услуге «обращение с ТКО» в отношении потребителя за периоды временного отсутствия с 30.07.2020 по 30.06.2021.

Не согласившись с представлением, Общество направило в суд заявление о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого представления ответчика недействительным.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров регламентированы положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре, Закон № 2201-1).

Согласно пункту 2 статьи 1 названного Закона в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Закона о прокуратуре).

Предметом спора по настоящему делу является представление прокурора Ленинского района г. Кирова от 10.08.2021, которое выдано по результатам рассмотрения обращения Воробьева В.В. Оспариваемое в рамках настоящего дела представление оценивается судом исходя из обстоятельств, имеющих место на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности представления выяснению подлежит наличие у вынесшего это представление органа полномочий, в части чего у заявителя замечаний не имеется, а также наличие или отсутствие выявленных нарушений и обязанность лица, которому представление адресовано, по проведению требуемых мероприятий.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) упомянутых Правил.

В соответствии с пунктом 148 (1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении данной коммунальной услуги.

На основании пункта 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан, в том числе, производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, задолженности потребителя или переплаты им за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может проводиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки (подпункт «д»).

Согласно пункту 148 (27) Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 148 (28) Правил № 354).

В силу пункта 148 (30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам (абзац 1).

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам (абзац 2).

Пунктом 148 (24) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт «д»).

Таким образом, вышеназванными нормативными положениями предусмотрена возможность перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в случае временного отсутствия проживающего в жилом помещении потребителя. При этом порядок расчета платы за ТКО (исходя из общей площади жилого помещения или исходя из количества проживающих в нем лиц) не имеет правового значения.

В соответствии с пунктом 92 Правил № 354 в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

Согласно пункту 90 Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение

На основании пункта 91 Правил № 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Пунктом 93 Правил № 354 предусмотрен открытый перечень документов, подлежащих представлению вместе с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу, в том числе документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия (подпункт «д»).

Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются: а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе (пункт 97 Правил № 354).

Как усматривается из обстоятельств дела, 30.12.2020 Воробьев В.В. обратился в АО «Куприт» с заявлением от 24.12.2020, в котором указал, что он является собственником 13/25 доли в общей долевой собственности на квартиру (г. Киров); 11/25 доли на указанную квартиру принадлежит супруге потребителя; для оплаты услуг за энергоснабжение и обращение ТКО по данной квартире ежемесячно выставляется квитанция на лицевой счет № 1519819000. Воробьев В.В. указал, что в квитанции при расчете стоимости услуги «обращение с ТКО» указано 3 человека (Воробьев В.В., его супруга Воробьева Л.Г. и дочь Воробьева О.В.), однако дочь длительное время имеет прописку в другом городе и не проживает в названной квартире, с 26.04.2018 Воробьев В.В. зарегистрирован по иному месту пребывания (Кировская область, с. Юрьево), где открыт лицевой счет № 8571337000. Изложив указанные обстоятельства, Воробьев В.В. просил произвести зачет оплаченной им доли объема ТКО по лицевому счету №1519819000 в счет оплаты стоимости услуги «обращение ТКО» по лицевому счету № 8571337000. Согласно тексту заявления Воробьев В.В. представил Обществу, помимо прочего копию свидетельства № 165 о регистрации по месту пребывания, доказательства регистрации дочери в другом городе.

Свидетельство о государственной регистрации права на указанную квартиру (дата выдачи 21.03.2007), копия паспорта дочери Воробьева В.В., а также свидетельство о регистрации по месту пребывания от 26.04.2018 на срок с 26.04.2018 по 28.10.2033 приобщены в материалы дела.

Письмом от 19.01.2021 № 226/1 АО «Куприт» сообщило Воробьеву В.В. о том, что начисление платы по обращению с ТКО на территории многоквартирных домов г. Кирова осуществляется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 Правил № 354 исходя из общей площади жилых помещений, в связи с чем факт непроживания по определенному адресу не имеет значения для целей начисления платы за вывоз ТКО.

24.05.2021 Воробьев В.В.повторно обратился в АО «Куприт» с заявлением, согласно которому с апреля 2021 года лицевой счет № 1519819000 по оплате услуги «обращение с ТКО» разделен на лицевой счет № 0339297247, который оплачивает Воробьев В.В., и лицевой счет № 1519819000,который оплачивает супруга потребителя Воробьева Л.Г. Также Воробьев В.В. указал, что с 26.04.2018 он зарегистрирован и проживает в с. Юрьево Котельничского района, где на имя потребителя открыт лицевой счет № 8571337000, оплату по которому Воробьев В.В. начал с апреля 2021 года. В указанном заявлении потребитель просил произвести перерасчет по л/с № 8571337000 и аннулировать задолженность, а также прекратить начисление по л/с № 0339297247 ввиду оплаты услуги по л/с № 8571337000.

Письмом от 26.05.2021 АО «Куприт» отказало в перерасчете платы за вывоз ТКО, указав, что расчет платы по обращению с ТКО на территории многоквартирных домов г. Кирова осуществляется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 Правил № 354 исходя из общей площади жилого помещения, в связи с чем факт непроживания лица по определенному адресу не имеет значения для целей начисления платы за вывоз ТКО.

10.08.2020 по результатам рассмотрения обращения потребителя генеральному директору АО «Куприт» вынесено представление № 116-02-03-2021/Прдп826-21-20330041, в котором содержится вывод о необходимости проведения перерасчета по коммунальной услуге обращение с ТКО в отношении потребителя за периоды временного отсутствия с 30.07.2020 по 30.06.2021.

Признавая законность требований оспариваемого представления ответчика от 10.08.2021, суд первой инстанции исходил из того, что требования прокурора направлены на исполнение предусмотренных нормами права обязанностей. По убеждению суда первой инстанции, имея достаточные доказательства проживания потребителя по месту его временной регистрации, а также начисляя плату за рассматриваемую коммунальную услугу по указанному адресу, Общество, в отсутствие доказательств потребления этой услуги по адресу квартиры, принадлежащей потребителю на праве долевой собственности, начисляет ему плату за коммунальную услугу, которая ему не оказывалась. При этом разделение лицевых счетов потребителем с иным сособственником свидетельствует о том, что второй собственник оплачивает потребляемую им коммунальную услугу пропорционально принадлежащей ему доле в праве собственности на жилое помещение.

Между тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.

Частью 11 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148 (36) Правил № 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно пункту 56 (2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23.05.2018 №АКПИ18-238 признал пункт 56 (2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК РФ.

Неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета.

В пункте 148 (44) Правил № 354 предусмотрено право потребителя потребовать перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении (при представлении заявления и документов, подтверждающих факт и период отсутствия). Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.

Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2020 № 301-ЭС20-4119 и от 16.11.2020 № 309-ЭС20-17358.

В рассматриваемом случае требование потребителя о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО обосновано временным отсутствием Воробьева В.В. в принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартире (г. Киров). Вместе с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу потребителем представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания от 26.04.2018 на срок с 26.04.2018 по 28.10.2033. Однако, вопреки выводам суда первой инстанции, из данного документа не представляется возможным установить период именно временного отсутствия лица. Исходя из срока, на который Воробьеву В.В. выдано свидетельство № 165 о регистрации по месту пребывания (Кировская область, с. Юрьево) – с 26.04.2018 по 28.10.2033, следует, что в рассматриваемом случае имеет место неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении). Следовательно, наличие у потребителя временной регистрации по месту пребывания применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора не является основанием для освобождения Воробьева В.В. как собственника доли 14/25 жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Более того в представленных 30.12.2020, 24.05.2021 Обществу Воробьевым В.В. заявлениях потребителем в нарушение требованийпункта 92 Правил № 354 не указаны день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

Таким образом, из представленных документов Общество не могло установить факт временного отсутствия потребителя и принять необходимые меры для осуществления перерасчета платы за коммунальную услугу.

Довод ответчика о том, что в рассматриваемой ситуации потребителю не оказывается коммунальная услуга по обращению с ТКО по адресу находящейся в общей долевой собственности квартиры (поскольку потребитель такие отходы фактически не образует) подлежит отклонению, поскольку Правила № 354 (пункт 148 (44)) дают право потребителю требовать перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО только при временном отсутствии в жилом помещении (при представлении заявления и подтверждающих факт и период отсутствия документов).

Апелляционная коллегия считает, что представление ответчика, неправомерно возлагающее на Общество обязанность, в том числе, принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также к недопущению подобных нарушений впредь, при том, что фактически, как было указано выше, наличие нарушений требований действующего законодательства со стороны Общества не подтверждено, не может быть признано законным и не затрагивающим права и законные интересы заявителя.

По смыслу нормы части 1 статьи 198 АПК РФ в ее системном толковании с положениями части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд признает оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствующий закону или иному нормативному правовому акту, недействительным не только в случае нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, но и в случае незаконного возложения таким актом на заявителя какой-либо обязанности в указанной сфере. В рассматриваемом случае оспариваемым представлением прокурора на АО «Куприт» незаконно возложена обязанность принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, факт совершения которых материалами дела не подтверждается.

С учетом изложенного, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в их взаимной связи и в совокупности, с учетом подлежащих применению положений действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания представления ответчика от 10.08.2021 № 116-02-03-2021/Прдп826-21-20330041 недействительным.

Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.

Выводы суда первой инстанции об обратном суд апелляционной инстанции находит не соответствующими фактическим обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ). Доводы апелляционной жалобы являются правомерными.

На основании изложенного решение Арбитражного суда Кировской области от 17.01.2022 по делу № А28-11778/2021следует отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного АО «Куприт» требования. Апелляционную жалобу Общества надлежит удовлетворить.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы АО «Куприт» по платежному поручению от 11.02.2022 № 1484 за рассмотрение апелляционной жалобы уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, заявителю надлежит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.

При подаче заявления в суд первой инстанции АО «Куприт» представило платежное поручение от 21.12.2020 № 12814 (л.д. 35), подтверждающее уплату государственной пошлины в сумме 3 000 рублей по другому делу, справку на возврат государственной пошлины от 10.08.2021, выданную по делу № А28-15801/2020 (л.д.34), и просило зачесть ее в счет уплаты государственной пошлины по настоящему делу. Определением Арбитражного суда Кировской области от 21.09.2021 ходатайство АО «Куприт» удовлетворено, суд зачел уплаченную платежным поручением от 21.12.2020 № 12814 государственную пошлину на сумму 3 000 рублей в счет уплаты государственной пошлины по настоящему делу.

Учитывая результаты рассмотрения спора, понесенные заявителем расходы в виде уплаты государственной пошлины при обращении в суд первой инстанции в сумме 3 000 рублей, а также при обращении в суд апелляционной инстанции – 1 500 рублей, подлежат возмещению.

В пункте 1 статьи 52 Закона о прокуратуре отражено, что финансовое обеспечение деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», если по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления прокурора принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Таким образом, в случае участия в деле органов прокуратуры и принятия решения не в их пользу, судебные расходы по уплате государственной пошлины стороны, в пользу которой принято решение, должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

апелляционную жалобу акционерного общества «Куприт» удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Кировской области от 17.01.2022 по делу № А28-11778/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявление акционерного общества «Куприт» (ИНН 4346049110, ОГРН 1024301305654) удовлетворить.

Представление прокурора Ленинского района города Кирова от 10.08.2021 № 116-02-03-2021/Прдп826-21-20330041 признать недействительным.

Возвратить акционерному обществу «Куприт» (ИНН 4346049110, ОГРН 1024301305654) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.02.2022 № 1484.

Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу акционерного общества «Куприт» (ИНН 4346049110, ОГРН 1024301305654) 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей расходов по уплате государственной пошлины, в том числе 3 000 (три тысячи) рублей за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий               

Е.В. Минаева

Судьи

О.Б. Великоредчанин

С.С. Волкова