ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-12983/20 от 30.06.2021 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-12983/2020

01 июля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .      

Полный текст постановления изготовлен июля 2021 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Волковой С.С., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,

при участии в судебном заседании:

-представителя заявителя – исполнительного директора ФИО2 (по паспорту);

-представителя ответчика – ФИО3, действующей на основании доверенности от 07.09.2018,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Альфа-Ресурс»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2021

по делу №А28-12983/2020,

по заявлениюсельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Альфа-Ресурс» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Отделению по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации

о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,

установил:

сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Альфа-Ресурс» (далее – заявитель, СКПК «Альфа-Ресурс», Кооператив) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – ответчик, Банк, административный орган) от 02.10.2020 №20-8473/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №ТУ-33-ЮЛ-20-8473, в соответствии с которым Кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Суд первой инстанции, приняв заявление СКПК «Альфа-Ресурс» к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),определением от 11.12.2020 перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Кооператив обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней СКПК «Альфа-Ресурс» указывает на отсутствие в его деянии признаков состава вмененного административного правонарушения. Заявитель отмечает, что выдача займов ассоциированным членам Кооператива осуществлялась на основании и в рамках устава СКПК «Альфа-Ресурс» в 2019 году, при этом законодатель в пункте 5 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2020 №196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил, что учредительные и внутренние документы (положения) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов подлежат приведению в соответствие с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» не позднее чем по истечении двухсот семидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Кооператив отмечает, что обязательный характер носят предписания Банка России об устранении выявленных нарушений, между тем в адрес СКПК «Альфа-Ресурс» было направлено только письмо рекомендательного характера.

Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на наличие запрета на проведение в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.

Банк представил письменный отзыв, а также дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, в которых отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.04.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 13.04.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Судебное заседание, состоявшееся 19.05.2021 с участием представителей сторон, на основании статьи 158 АПК РФ было отложено до 14 часов 20 минут 30.06.2021.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 30.06.2021, представители сторон поддержали занятые ими по делу позиции.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, СКПК «Альфа-Ресурс» зарегистрирован в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>, включен в государственный реестр сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

В ходе осуществления контроля и надзора за деятельностью сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов на основании статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», подпунктов 3 и 4 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон №193-ФЗ, Закон о сельскохозяйственной кооперации) Банком в адрес заявителя направлены запросы о предоставлении информации от 11.02.2020 №Т4-30-2-3/3923 и от 17.07.2020 №Т4-30-2-3/15620 (том 1 л.д. 164-168).

На основании представленных Кооперативом в ответ на запросы Банка документов и сведений административным органом установлено, что СКПК «Альфа-Ресурс» заключило договоры займа от 16.10.2019 №201 и от 30.12.2019 №290 (том 1 л.д. 182-186, том 2 л.д. 9-13), во исполнение которых обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-Агро» и обществу с ограниченной ответственностью «A3», наделенным на момент выдачи соответствующих займов статусом ассоциированных членовСКПК «Альфа-Ресурс» в соответствии с договорами о приеме ассоциированного члена в Кооператив, что заявителем не отрицается и подтверждено материалами дела (том 1 л.д. 175-179), были предоставлены денежные средства (выданы займы), о чем имеются платежные поручения (том 1 л.д. 181, 188-189). Проанализировав изложенные обстоятельства, ответчик пришел к выводу о нарушении Кооперативом требований пункта 7 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ.

Соответствующие нарушения, среди прочих, отражены в мотивированном заключении о выявлении признаков административного правонарушения от 31.07.2020 №ВН-4-30-2-4115043 (том 1 л.д. 160-163).

Усмотрев в действиях Кооператива признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи15.38 КоАП РФ,уполномоченное должностное лицо Банка 18.09.2020 составило протокол №ТУ-33-ЮЛ-20-8473/1020-1об административном правонарушении(том 1 л.д. 125-130, 155-156). Указание на дату, время и место составления протокола об административном правонарушении содержится в уведомлении от 26.08.2020№130841/1010-2. О совершении соответствующего процессуального действия лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено надлежащим образом (том 1 л.д. 147-150), представило ходатайство от 17.09.2020 о составлении протокола в отсутствие законного представителя, а также письменные пояснения (том 1 л.д. 143-146).

Определением от 21.09.2020 №ТУ-33-ЮЛ-20-8473/3020-1 рассмотрение дела в отношении Кооператива назначено на02.10.2020 в 11 часов 00 минут.Извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении получено заявителем 23.09.2020, СКПК «Альфа-Ресурс» направил ходатайство от 01.10.2020 о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя, приложив к нему пояснения по существу вменяемого нарушения (том 1 л.д. 95-98, 120-124).

Постановлением Банка от 02.10.2020 №20-8473/3110-1 СКПК «Альфа-Ресурс» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.38 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. 

Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Кооператив обратился в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к ответственности, отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Часть 4 статьи 15.38 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации и требований законодательства о сельскохозяйственной кооперации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 13.25 КоАП РФ и частями 1-3 статьи 15.38 КоАП РФ.

Закон №193-ФЗ определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона о сельскохозяйственной кооперации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности) сельскохозяйственный кооператив представляет сбой организацию, созданную сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Под членом кооператива понимается принимающее личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива физическое лицо либо принимающее участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива физическое или юридическое лицо, удовлетворяющие требованиям Закона №193-ФЗ и устава кооператива, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке, принятые в кооператив с правом голоса и несущие по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность.

Ассоциированным членом кооператива является физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных Законом №193-ФЗ и уставом кооператива.

Субсидиарной ответственностью членов кооператива является ответственность членов кооператива, дополнительная к ответственности кооператива по его обязательствам и возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов. Размеры и условия субсидиарной ответственности членов кооператива определяются Законом №193-ФЗ и уставом кооператива.

На основании пункта 2 статьи 13 Закона №193-ФЗ членами потребительского кооператива могут быть признающие устав потребительского кооператива, принимающие участие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями граждане и (или) юридические лица, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, граждане, являющиеся членами или работниками сельскохозяйственных организаций и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств, граждане, занимающиеся растениеводством или животноводством, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 14 Закона №193-ФЗ в производственных и потребительских кооперативах допускается в соответствии с их уставами ассоциированное членство. Ассоциированными членами кооператива могут быть внесшие паевой взнос в кооператив юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и граждане. Ассоциированный член кооператива не обязан участвовать в хозяйственной деятельности кооператива или принимать в деятельности кооператива личное трудовое участие.

Согласно пункту 1 статьи 40.1 Закона о сельскохозяйственной кооперации в кредитном кооперативе должен быть создан фонд финансовой взаимопомощи, являющийся источником займов, предоставляемых членам кредитного кооператива.

Передача членами кредитного кооператива и ассоциированными членами кредитного кооператива этому кооперативу средств, не являющихся паевыми взносами, и выдача займов членам кооператива оформляются договором займа, заключаемым в письменной форме (пункт 4 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ кредитный кооператив не вправе выдавать займы гражданам или юридическим лицам, не являющимся членами кредитного кооператива.

Устав кредитного кооператива, помимо сведений, указанных в статье 11 Закона о сельскохозяйственной кооперации, должен содержать сведения об условиях и порядке выдачи займов кредитным кооперативом своим членам, а также об условиях и порядке получения займов кредитным кооперативом от своих членов и ассоциированных членов (пункт 10 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ).

Как верно указано в решении суда первой инстанции, положения Закона о сельскохозяйственной кооперации разграничивают понятия «член кооператива» и «ассоциированный член кооператива». Анализ содержания норм Закона №193-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что субсидиарная ответственность по обязательствам кооператива не распространяется на ассоциированного члена кооператива, специфика правового положения которого заключается в получении дивидендов по внесенному паевому взносу и несении риска убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах паевого взноса. Также разграничение правового положения членов и ассоциированных членов кооператива подтверждается вынесением положений, касающихся их статуса, в отдельные статьи закона (статьи 13, 14 Закона №193-ФЗ).

Из содержания пунктов 1, 4, 7, 10 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ следует, что сельскохозяйственный кредитный кооператив вправе выдавать займы только гражданам и юридическим лицам, являющимся членами кооператива.

Как установлено административным органом и подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ СКПК «Альфа-Ресурс» на основании заключенных договоров от 16.10.2019 №201 и от 30.12.2019 №290осуществило выдачу займов путем предоставления денежных средств ООО «Альфа-Агро» и ООО «A3», имеющим на момент выдачи соответствующих займов статус ассоциированных членовКооператива. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.38 КоАП РФ.

Относительно содержащегося в апелляционной жалобе указания заявителя на рекомендательный характер направленного в его адрес письма Банка суд отмечает следующее.

В письме от 15.07.2020 Кооперативу рекомендовано привести внутренние документы организации в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, предложено представить документы, подтверждающие принятие мер, направленных на минимизацию рисков в установленный срок (том 1 л.д. 19-23). Между тем ссылка заявителя на обозначенное письмо не имеет отношения к предмету рассматриваемого спора, в рамках которого суд оценивает законность вынесенного ответчиком постановления о привлечении СКПК «Альфа-Ресурс» к административной ответственности за нарушение требований законодательства о сельскохозяйственной кооперации, по приведенным в соответствующем постановлении основаниям (в связи с выдачей в нарушение пункта 7 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ займов ассоциированным членам). Оспариваемым постановлением заявителю не вменяется в вину несоответствие учредительного документа СКПК «Альфа-Ресурс» нормативно установленным требованиям, равно как и непринятие мер по приведению устава в соответствие с положениями закона.

Апелляционный суд отмечает, что наличие в уставе Кооператива положений, противоречащих требованиям действующего законодательства (в том числе, требованиям пунктов 7, 10 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ), не исключает обязанности СКПК «Альфа-Ресурс» соблюдать при выдаче займов императивно установленные требования Закона №193-ФЗ и не свидетельствует об отсутствии в его действиях события административного правонарушения.

Довод Кооператива о том, что выдача займов ассоциированным членам СКПК «Альфа-Ресурс» осуществлялась на основании положений устава СКПК «Альфа-Ресурс» в 2019 году, при этом законодатель в пункте 5 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2020 №196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил, что учредительные и внутренние документы (положения) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов подлежат приведению в соответствие с пунктом 8 статьи 4 Закона №193-ФЗ не позднее чем по истечении двухсот семидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона,  отклоняется на основании следующего.

Как следует из содержания оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, Кооперативу вменено несоблюдение требований, закрепленных в пункте 7 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ. Статья 40.1 Закона №193-ФЗ была введена в действие Федеральным законом от 11.06.2003 №73-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». На момент выдачи Кооперативом ассоциированным членам займов положения, предусматривающие, что кредитный кооператив не вправе выдавать займы гражданам или юридическим лицам, не являющимся членами кредитного кооператива, а также устанавливающие разграничение правового положения членов и ассоциированных членов кооперативов, были нормативно установлены, в связи с чем являлись обязательными для соблюдения.

Содержание пункта 8 статьи 4 Закона №193-ФЗ, на который ссылается заявитель, приведено в редакции Федерального закона от 13.07.2020 №196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 12.10.2020 (то есть после привлечения заявителя к административной ответственности; в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2020 №196-ФЗ он вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования). К тому же, соответствующие положения пункта 8 статьи 4 Закона №193-ФЗ также указывают на предоставление займов лишь членам кредитных кооперативов для удовлетворения их финансовых потребностей, в связи с чем не вступают в противоречие с пунктом 7 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.

Доказательств наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что СКПК «Альфа-Ресурс» приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии СКПК «Альфа-Ресурс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.38 КоАП РФ

Ссылка заявителя на наличие запрета на проведение в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства подлежит отклонению ввиду следующего.

На основании статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон №86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 40.2 Закона №193-ФЗ Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований Закона №193-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 40.3 Закона №193-ФЗ.

Согласно приказу Банка России от 16.12.2019 №ОД-2886 Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации осуществляет деятельность по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации находящимися на территории Кировской области сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами.

В соответствии с пунктом 4.2 Стандарта надзорной деятельности в отношении некредитных финансовых организаций, утвержденного приказом Банка России от 29.12.2017 №ОД-3768, профильные надзорные подразделения осуществляют мониторинг деятельности некредитных финансовых организаций, к которым пунктом 17 статьи 76.1 Закона №86-ФЗ отнесены, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Запросы о предоставлении информации от 11.02.2020 №Т4-30-2-3/3923 и от 17.07.2020 №Т4-30-2-3/15620, по результатам рассмотрения ответов на которые были установлены факты выдачи Кооперативом займов ассоциированным членам, направлялись Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации в адрес СКПК «Альфа-Ресурс» в рамках проведения мониторинга деятельности Кооператива в дистанционном формате, что подтверждается, в том числе сведениями, изложенными в мотивированном заключении о выявлении признаков административного правонарушения от 31.07.2020 №ВН-4-30-2-4115043 (том 1 л.д. 161).

В связи с выявленным в рамках мониторинга фактом нарушения Кооперативом требований Закона №193-ФЗ, выразившегося в выдаче займов ассоциированным членам, в соответствии с Регламентом взаимодействия структурных подразделений Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях мотивированное заключение от 31.07.2020 №ВН-4-30-2-4115043 было направлено в адрес Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заключения и прилагаемых к нему материалов, в связи с выявлением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.38 КоАП РФ, должностным лицом Банка, уполномоченным на основании приказа Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 24.03.2020 №ОДТ433-144 (том 1 л.д. 155-156) составлять протоколы об административных правонарушениях, в отношении Кооператива составлен протокол №ТУ-33-ЮЛ-20-8473/1020-1об административном правонарушении от 18.09.2020.

Федеральным законом от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (статья 6) в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) были внесены изменения, в частности статья 26.2 Закона №294-ФЗ дополнена частью 1.1. Как следует из содержания части 1.1 статьи 26.2 Закона №294-ФЗ, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Между тем, факт нарушения СКПК «Альфа-Ресурс» пункта 7 статьи 40.1 Закона №193-ФЗ установлен не в ходе проверки, проводимой в рамках Закона №294-ФЗ, а при осуществлении Банком возложенных на него специальным законом полномочий в рамках мониторинга деятельности Кооператива, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на наличие моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не принимается судом апелляционной инстанции.

Процедура привлечения Кооператива к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении не пропущен.

Юридико-фактические основания для квалификации допущенного Кооперативом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Соответствующих мотивированных и документально подтвержденных доводов, позволяющих прийти к иному выводу, заявителем не приведено.

Размер административного штрафа определен в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 15.38 КоАП РФ, назначенное заявителю административное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2021 по делу №А28-12983/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу СКПК «Альфа-Ресурс» – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная Кооперативом по платежному поручению от 01.04.2021 №440 государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 23.03.2021 по делу №А28-12983/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Альфа-Ресурс» – без удовлетворения.

Возвратить сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Альфа-Ресурс» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 01.04.2021 №440.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

                                П.И. Кононов

Судьи

                               ФИО4

                                ФИО1