ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-13215/19 от 10.06.2020 АС Кировской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-13215/2019

11 июня 2020 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю. ,

судей Александровой О.В., Чигракова А.И. ,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Государственной жилищной инспекции Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.12.2019 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020

по делу № А28-13215/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго ФИО1» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции

Кировской области

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго ФИО1» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области       (далее – Инспекция) от 12.08.2019 № 50/2533/19П.

Решением суда от 04.12.2019 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлениемПравительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Инспекции, суды ошибочно посчитали, что спорное помещение является неотапливаемым. В связи с допущенными Обществом нарушениями Инспекция правомерно выдала оспариваемое предписание. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Общество в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила. 

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 10.06.2020  (определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.04.2020).

Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.06.2020 произведена замена судьи Забурдаевой И.Л. на судью Александрову О.В. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным  судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, Инспекция в период с 18.07 по 12.08.2019 провела  внеплановую документарную проверку Общества с целью проверки фактов, указанных в обращении гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: <...>

В ходе проверки Инспекция установила, что Общество при расчете платы по отоплению за май 2019 года использовало площадь только жилых помещений, без учета площади нежилых помещений, что является нарушением пункта 42 (1) Правил № 354, пункта 3 приложения 2 к Правилам № 354, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Результаты проверки зафиксированы в акте от 12.08.2018 № 50/2533/19А.

В целях устранения выявленного нарушения Обществу выдано предписание от 12.08.2019 № 50/2533/19П. Предписанием на Общество возложена обязанность  в срок до 12.10.2019 устранить нарушения, указанные в акте от 12.08.2019, и обеспечить соблюдение обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в спорном доме, произведя снятие излишне начисленной платы по отоплению за май 2019 года собственникам всех жилых помещений дома.

Общество оспорило предписание в судебном порядке.

Руководствуясь положениями Правил № 354, суд первой инстанции пришел к выводу, что Инспекция не доказала законность и обоснованность выданного предписания, и удовлетворил заявленное требование.

Суд апелляционной инстанции руководствовался также положениями Кодекса,  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа  не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия,  могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из статьи 17 Закона № 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом законодательства органы государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным, возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Необоснованное возложение предписанием обязанностей на юридическое лицо, влечет нарушение его законных прав и интересов.

Согласно пункту 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определен в Правилах № 354.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными правилами,  за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 Правил № 354.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил № 354.

В пункте пункту 42 (1) Правил № 354 определено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения № 2 к данным правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего – пятого данного пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.

Согласно пункту 3 приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3, которая учитывает объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3 (6); общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; тариф (цену) на тепловую энергию, установленный (определенную) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Суды установили и материалами дела подтверждено, что спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, допущенным в эксплуатацию с 30.09.2015 по 11.09.2019.

Общество (теплоснабжающая организация) на основании муниципального контракта от 06.05.2019 № 46, заключенного с Департаментом муниципальной собственности администрации города Кирова (заказчиком), осуществляло подачу тепловой энергии и горячей воды заказчику на указанный объект.

При расчете платы по отоплению за май 2019 года Общество использовало площадь только жилых помещений, без учета площади нежилых.

Доказательств того, что спорное помещение – подвал (с кадастровым номером 43:40:004005:2621, площадью 111 квадратных метров относится к типу – нежилые помещения) оснащено тепловыми принимающими устройствами и является отапливаемым, Инспекция не представила, в ходе проверки  данный вопрос не исследовала.

Согласно составленному Обществом при участии представителя управляющей организации акту осмотра теплового узла и системы теплопотребления потребителя от 02.12.2019 в нежилом помещении отопительные приборы (батарея, регистры) отсутствуют.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Инспекция не представила необходимых и достаточных доказательств, подтверждающих законность, обоснованность выданного предписания, и  удовлетворили заявленное требование.

Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.

Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный  апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 04.12.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу № А28-13215/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Ю. Башева

Судьи

О.В. Александрова

А.И. Чиграков