АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А28-13464/2021 |
13 сентября 2022 года |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Александровой О.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет»
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022
по делу № А28-13464/2021
по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконным и отмене постановления
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову
о привлечении к административной ответственности
и у с т а н о в и л :
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее – Инспекция) от 13.04.2021 № 43452108600105200002 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 2218 рублей 50 копеек.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Учреждение указывает, что в нарушение части 8 приказа Федеральной налоговой службы от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с Инспекция неправомерно запросила вид на жительство иностранного гражданина у Учреждения. Доказательства отсутствия данного документа в материалах дела отсутствуют.
На основании приказов Учреждения от 09.09.2019 и от 17.10.2019 у заявителя возникла обязанность выплатить обучающимся денежные средства. Действующим законодательством не установлена обязанность обучающихся открывать счет в специальном банке для получения таких выплат. Сведения о получении Инспекцией информации из автоматизированной информационной системы «Налог-3» в материалах дела отсутствуют.
Подробно доводы Учреждения изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить судебные акты, принятые по настоящему делу, без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку соблюдения Учреждением требований валютного законодательства и установила, что 25.07.2019 заявитель выплатил стипендию (материальную помощь) студенту ФИО1, являющемуся гражданином Таджикистана, в размере 2958 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации через кассу Учреждения по платежной ведомости от 25.07.2019 № 2019-37, минуя счет в уполномоченном банке,.
По результатам проверки составлены справка о проведении проверки валютного законодательства от 29.03.2021 № 434520200063005 и акт проверки соблюдения валютного законодательства от 23.04.2021 № 434520200063006.
По факту осуществления незаконной валютной операции составлен протокол об административном правонарушении от 30.03.2021 в присутствии представителя Учреждения.
Постановлением от 13.04.2021 № 43452108600105200002 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 2218 рублей 50 копеек.
Не согласившись с данным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 2.9, 4.4 и 15.25 КоАП РФ, ТК РФ, Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта совершения правонарушения и не усмотрел оснований для освобождения Учреждения от административной ответственности.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, установлена в части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены в Законе № 173-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ резидентами признаются, в том числе физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами – физические лица, не являющиеся резидентами; валютной операцией признается использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Статья 14 Закона № 173-ФЗ определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций. В силу части 2 указанной статьи, если иное не предусмотрено данным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств.
В этой же норме установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица – резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации.
Возможность выплаты резидентом физическому лицу – нерезиденту стипендии (материальной помощи) наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации в перечень исключений не входит, совершение такой выплаты образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае в нарушение указанных требований законодательства Учреждение выплатило стипендию (материальную помощь) студенту, являющемуся гражданином Таджикистана, минуя счет в уполномоченном банке.
Факты выплаты денежных средств Учреждение (резидентом) и отсутствие гражданства Российской Федерации у студента ФИО1 установлены судами, подтверждены материалами дела и заявителем по существу не оспариваются.
Довод Учреждения о том, что материалами дела не подтверждено отсутствие у иностранного гражданина вида на жительство, отклоняется судом округа, поскольку в материалы дела такой документ не представлен.
Ссылки Учреждение на наличие у него обязательств по выплате спорных денежных средств и отсутствие у студентов обязанности открыть счет в уполномоченном банке не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения Учреждения от необходимости соблюдения требований, установленных в Законе № 171-ФЗ. Закон
№ 171-ФЗ является нормативным актом, опубликованным в установленном порядке и обязательным к исполнению на территории Российской Федерации.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований суды не установили. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, суды не установили, основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не нашли.
Выводы судов соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых судебных актов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Федеральным законом от 13.07.2022 № 235-ФЗ согласно пункту 1 статьи 1 которого внесены изменения в абзац второй части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в следующей редакции: «влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг...». Указанные положения вступили в силу с 24.07.2022.
Следовательно, после совершения Учреждением административного правонарушения и рассмотрения настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций ответственность за него смягчена.
Учитывая изложенное и разъяснения, данные в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», после принятия закона, смягчающего административную ответственность за содеянное, неисполненное (полностью или в части) к моменту смягчения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит в части, превышающей установленный и действующий размер ответственности, что является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению в соответствующей части.
В рассматриваемом случае в резолютивной части судебного акта надлежит указать на то, что оспариваемое постановление Инспекции не подлежит исполнению в части привлечения Учреждения к административной ответственности в виде административного штрафа, превышающего 591 рубля 60 копеек, в случае не исполнения постановления по состоянию на 13.09.2022.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу № А28-13464/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет» – без удовлетворения.
Признать не подлежащим исполнению постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову от 13.04.2021 № 43452108600105200002 по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания, вынесенное в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет» по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части суммы штрафа, превышающего 591 рубля 60 копеек, в случае не исполнения постановления по состоянию на 13.09.2022.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья | О.В. Александрова | |