ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-13647/17 от 16.10.2018 АС Кировской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-13647/2017

18 октября 2018 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Александровой О.В. ,

судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И. ,

при участии представителя

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 09.01.2018)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Государственной жилищной инспекции Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области  от 25.05.2018,

принятое судьей Волковой С.С.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018,

принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.,

по делу № А28-13647/2017

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный

кооператив-7» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –

акционерное общество «Кировская теплоснабжающая компания»,

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный кооператив-7» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее – Инспекция, надзорный орган) от 29.09.2017                     № 20/187/17 в части обязания произвести перерасчет (снятие) платы за коммунальный ресурс (горячая вода (тепловая энергия)), потребляемый при содержании общего имущества, собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <...> за период с июня по август 2017 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Кировская теплоснабжающая компания» (далее – АО «КТК»).

Арбитражный суд Кировской области решением от 25.05.2018, оставленным без изменения постановлением  Второго  арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018, удовлетворил требование Общества.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

По мнению заявителя, начисление платы за коммунальный ресурс – горячая вода (тепловая энергия), потребляемый при содержании общего имущества, за период с июня по август 2017 года произведено Обществом в нарушение норм действующего законодательства, соответственно, выданное в адрес заявителя предписание является законным и обоснованным. Подробно доводы надзорного органа приведены в кассационной жалобе.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Инспекции, сославшись на законность обжалованных решения и постановления суда.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, под управлением Общества находятся многоквартирные жилые дома, расположенные в городе Кирово-Чепецке по адресам: улица Луначарского, 11 (договор управления от 01.08.2015 № 99/7-У-2016), улица Сосновая, 32 (договор управления от 01.07.2015 № 76/7-У-2016), улица Речная, 6 (договор управления от 01.08.2015).

В период с 04.09.2017 по 29.09.2017 на основании приказа Инспекции от 10.08.2017 № 1977 в отношении Общества проведена плановая выездная проверка деятельности лицензиата, в ходе которой установлено, что Общество (исполнитель) и АО «КТК» (теплоснабжающая организация) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды (снабжение тепловой энергией и горячей водой в объеме, поставляемом при содержании общего имущества МКД) от 17.05.2017 № 901523.

Многоквартирные жилые дома № 11 по улице Луначарского, № 6 по улице Речной и № 32 по улице Сосновой города Кирово-Чепецка включены в указанный договор, при этом в перечисленных домах открытая система горячего водоснабжения.

В целях проверки деятельности Общества на предмет соответствия требованиям действующего законодательства надзорный орган провел анализ ряда нормативных документов, по результатам которого установил, что с 01.07.2013 распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 28.05.2013 № 61-р утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в муниципальном образовании «Город Кирово-Чепецк».

В соответствии с указанным правовым актом норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды установлен в размере 0,03 кубического метра в месяц на один квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды – 0,03 кубического метра в месяц на один  квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

С 01.06.2017 распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 30.05.2017 № 154-р утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в муниципальном образовании «Город Кирово-Чепецк».

Согласно названному акту норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды установлен в размере 0,02 кубического метра в месяц на один квадратный метр общей площади (для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, централизованным водоотведением этажностью от 6 до 9), и 0,04 кубического метра в месяц на один квадратный метр общей площади (для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, централизованным водоотведением этажностью от 1 до 5); норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды – 0,02 кубического метра в месяц на один квадратный метр общей площади (для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, централизованным водоотведением этажностью от 6 до 9), и 0,04 кубического метра в месяц на один квадратный метр общей площади (для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, централизованным водоотведением этажностью от 1 до 5).

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 17.06.2016 № 105-р утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленные с применением расчетного метода, в соответствии с пунктом 2 которых норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в муниципальных образованиях Кировской области с расчетной продолжительностью холодного периода со среднесуточной температурой меньше 8 градусов Цельсия в течение 231 календарного дня в домах без наружной сети горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями составляет 0,0718 Гкал/кубический метр.

Сославшись на пункт 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), Инспекция заключила, что поскольку в отношении коммунального ресурса – тепловой энергии, потребляемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, норматив потребления не устанавливается,  начисление платы за данный коммунальный ресурс с 01.06.2017 не производится.

Установив, что размер платы за коммунальный ресурс – горячую воду (тепловую энергию), потребляемую при содержании общего имущества, за период с июня по август 2017 года рассчитан Обществом исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного с применением расчетного метода, действующего только до 30.05.2017, надзорный орган пришел к выводу о том, что начисление платы за коммунальный ресурс «горячая вода (тепловая энергия)», потребляемый при содержании общего имущества, за период с июня по август 2017 года произведено в нарушение частей 9.1 и 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), и пункта 10 Правил № 306.

При этом Инспекция произвела свой расчет платы за горячее водоснабжение, потребляемое при содержании общего имущества всех трех рассматриваемых домов, определив его равным стоимости только теплоносителя. Стоимость тепловой энергии, затрачиваемой на подогрев холодной воды, ответчик при расчете исключил.

Результаты проверки и выявленные нарушения отражены проверяющими в  акте от 29.09.2017 № 41/47/17.

Надзорный орган выдал Обществу обязательное для исполнения предписание от 29.09.2017 № 20/187/17, в котором указал на необходимость произвести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований действующего законодательства, в том числе произвести перерасчет (снятие) платы за коммунальные ресурсы (горячая вода, холодная вода), потребляемые при содержании общего имущества, собственникам (нанимателям) жилых помещений перечисленных многоквартирных домов за период июнь – август 2017 года.

Общество не согласилось с предписанием Инспекции и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в части.

Руководствуясь статьями 64, 65, 71, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 154. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами № 491 и № 306, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг  и содержания общего имущества в многоквартирном доме», Арбитражный суд Кировской области удовлетворил требование Общества.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

            Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Указанные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 1 января 2017 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2016 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

  Пунктом 29 Правил № 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло- газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления (пункт 2).

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).

Согласно пункту 10 Правил № 306 в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, нормативы потребления устанавливаются по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества.

Суды установили, что в период с января по август 2017 года Общество при расчете платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах № 11 по улице Луначарского, № 6 по улице Речной и № 32 по улице Сосновой  города Кирово-Чепецка применяло компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию. При этом, размер платы за тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определялся Обществом исходя из норматива, утвержденного распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 17.06.2016 № 105-р.

Инспекция полагает, что применение данного норматива являлось правомерным только в период с января по май 2017 года, с июня по август 2017 года  норматив расхода тепловой энергии при определении размера платы за горячую воду в целях содержания общедомового имущества применен быть не мог, поскольку действовал до 30.05.2017.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 17.06.2016 № 105-р в установленном порядке не отменено, недействительным не признано, соответствующие доказательства обратного материалы дела не содержат; какое-либо нормативное обоснование невозможности применения данного правового акта надзорным органом не приведено. В связи с изложенным суды посчитали, что вывод Инспекции об окончании срока действия указанного распоряжения 30.05.2017 не основан на положениях действующего законодательства.

Суды установили, что применительно к Кировской области нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме были утверждены распоряжением Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 13.03.2018 № 165-р, согласно которому норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для подготовки горячей воды с целью содержания общего имущества, в отношении рассматриваемых домов составляет 0,0718 Гкал/кв. м.  Именно в таком размере Обществом (со ссылкой на распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 17.06.2016 № 105-р) и был применен норматив на тепловую энергию, используемый для расчета платы за горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества дома, в период с января по август 2017 года.

Кроме того, спорные многоквартирные дома имеют открытую систему водоснабжения, что в силу пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» требует установления двухкомпонентных тарифов, которые и были утверждены решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 30.11.2015 № 46/7-кс-2016. В рассматриваемый период АО «КТК» при расчете применялись двухкомпонентные тарифы, тогда как Инспекция, не приведя соответствующего нормативного обоснования, произвела расчет платы за горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирных домов с применением только одного компонента – теплоносителя с использованием соответствующих тарифа и норматива. Таким образом, в целях исполнения предписания Общество обязано произвести перерасчет платы таким образом, что размер платы за холодное водоснабжение при содержании общего имущества в два раза превысит размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды.

Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительным оспариваемого в части предписания надзорного органа и удовлетворили требование заявителя.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Инспекция освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 25.05.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по делу №  А28-13647/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской  области – без удовлетворения.

           Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

О.В. Александрова

Судьи

И.Л. Забурдаева

А.И. Чиграков