ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-14053/18 от 03.06.2019 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-14053/2018

06 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .      

Полный текст постановления изготовлен июня 2019 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Немчаниновой М.В., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Россохиной К.М.,

при участии представителей

заявителя: ФИО2 по доверенности от 15.01.2019,

заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 17.01.2019, ФИО4 по доверенности от 26.12.2018,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Примекс-Киров»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.03.2019 по делу

№ А28-14053/2018, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Примекс-Киров» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову

(ИНН: 4345001066 , ОГРН: 1044316882301)

о признании решений недействительными,  

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Примекс-Киров» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее – Инспекция) от 23.07.2018 № 51693 и № 51694.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Заявитель указывает, что сроки для принудительного взыскания налогов, пеней, штрафов необходимо рассматривать в рамках единого процесса. Заявитель считает, что срок вынесения оспариваемых решений Инспекцией пропущен. Кроме того, заявитель указывает, что факт не оспаривания в судебном порядке решений, принятых по результатам камеральных налоговых проверок, не означает согласие с ними. В данном случае оспаривание указанных решений направлено на оспаривание незаконного принудительного взыскания налогов, пени, штрафов.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Общества не согласилась.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 4 квартал 2016 года, представленной Обществом 30.03.2017, результаты которой отражены в акте от 14.07.2017 № 9655.

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 05.03.2018 № 928 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 9 167 рублей 80 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также  183 356 рублей налога, 19 930 рублей 78 копеек пени.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее – Управление) от 18.06.2018 апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции от 05.03.2018 оставлена без удовлетворения.

Требованием от 22.06.2018 № 12060 Инспекция предложила Обществу уплатить налог, пени, штраф в срок до 16.07.2018.

В связи с тем, что требование Обществом в добровольном порядке не исполнено, Инспекцией в соответствии со статьей 46 НК РФ принято решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 23.07.2018 № 51693.

Кроме того, Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2017 года, представленной Обществом 25.04.2017, результаты которой отражены в акте от 04.08.2017 № 11758.

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 05.03.2018 № 926 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 3 920 рублей 35 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 78 407 рублей налога, 6 264 рублей 05 копеек пени.

Решением Управления от 18.06.2018 апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции от 05.03.2018 оставлена без удовлетворения.

Требованием от 22.06.2018 № 12061 Инспекция предложила Обществу уплатить налог, пени, штраф в срок до 16.07.2018.

В связи с тем, что требование Обществом в добровольном порядке не исполнено, Инспекцией в соответствии со статьей 46 НК РФ принято решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 23.07.2018 № 51694.

Решением Управления от 18.10.2018 апелляционная жалоба Общества на решения от 23.07.2018 № 51693, № 51694 о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решениями Инспекции от 23.07.2018 № 51693 и № 51694, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктами 1, 3, 2 статьи 46, пунктами 1, 2 статьи 76,  пунктами 2, 3, 5 статьи 88, пунктами 1, 5, 6 статьи 100, пунктами 1, 2, 6, 6.1 статьи 101 НК РФ, пунктом 63 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 57), и исходил из того, что обжалование оспариваемых решений может быть только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, которых в данном случае Инспекцией допущено не было.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ (в редакции, действующей в период проведения налоговой проверки) камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Согласно статье 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (пункт 1).

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (пункт 5).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 6).

В соответствии со статьей 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 1).

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.1 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи (пункт 2).

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части (пункт 6.1).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма (пункт 9).

В соответствии с пунктом 1 статьи 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

В силу пункта 6 статьи 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 1 статьи 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

На основании пункта 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В пункте 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

В пункте 63 Постановления № 57 разъяснено, что установление пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ обязательной досудебной процедуры только в отношении обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обусловлено тем обстоятельством, что все последующие ненормативные правовые акты (равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа) принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений, то есть являют собой механизм их реализации.

В связи с этим оспаривание таких актов возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.

В пункте 31 Постановления № 57 разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Как следует из материалов дела, камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года, представленной Обществом 30.03.2017, в соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ должна быть окончена 30.06.2017.

Следовательно, акт по результатам проверки должен быть составлен не позднее 14.07.2017 (пункт 1 статьи 100 НК РФ), вручен налогоплательщику не позднее 21.07.2017, в случае направления акта по почте заказным письмом он считается полученным 31.07.2017 (пункт 5 статьи 100 НК РФ).

Срок для представления возражений на акт проверки истекает 01.09.2017 (пункт 6 статьи 100 НК РФ); срок для рассмотрения акта и возражений на него – не позднее 15.09.2017 (пункт 1 статьи 101 НК РФ). С учетом продления срока рассмотрения материалов проверки, срок рассмотрения материалов проверки истекает 16.10.2017 (пункт 1 статьи 101 НК РФ). С учетом принятия Инспекцией решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля срок рассмотрения материалов проверки продляется до 16.11.2017 (пункт 6 статьи 101 НК РФ). Срок для представления налогоплательщиком возражений на дополнительные мероприятия налогового контроля истекает 30.11.2017 (пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).

Следовательно, акт проверки и дополнительные материалы налогового контроля должны быть рассмотрены в срок до 14.12.2017 (пункт 1 статьи 101 НК РФ); решение по результатам налоговой проверки должно быть вручено не позднее 21.12.2017, в случае направления решения заказным письмом считается полученным налогоплательщиком 29.12.2017, вступает в силу 09.02.2018 (пункт 9 статьи 101 НК РФ).

С учетом поступления на решение Инспекции апелляционной жалобы, последняя должна быть направлена в Управление не позднее 14.02.2018 (пункт 1 статьи 139.1 НК РФ). Соответственно решение вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе должно быть принято не позднее 15.03.2018 (пункт 6 статьи 140 НК РФ), с учетом продления срока рассмотрения жалобы решение вышестоящего налогового органа должно быть принято не позднее 16.04.2018.

В связи с этим требование об уплате налогов, пени, штрафов должно быть направлено налогоплательщиком не позднее 17.05.2018 (пункт 2 статьи 70 НК РФ), и считается полученным 25.05.2018 (пункт 6 статьи 69 НК РФ), должно быть исполнено – 06.06.2018 (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

Следовательно, решение о взыскании налогов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках должно быть принято 07.08.2018 (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Согласно материалам дела, решение о взыскании налогов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 51693 принято 23.07.2018, то есть в соответствии с процедурой, порядком и сроками (продолжительностью), которые установлены положениями НК РФ, поэтому не является незаконным и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2017 года, представленной Обществом 25.04.2017, в соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ должна быть окончена 25.07.2017.

Следовательно, акт по результатам проверки должен быть составлен не позднее 08.08.2017 (пункт 1 статьи 100 НК РФ), вручен налогоплательщику не позднее 15.08.2017, в случае направления акта по почте заказным письмом он считается полученным 23.08.2017 (пункт 5 статьи 100 НК РФ).

Срок для представления возражений на акт проверки истекает 25.09.2017 (пункт 6 статьи 100 НК РФ); срок для рассмотрения акта и возражений на него – не позднее 09.10.2017 (пункт 1 статьи 101 НК РФ). С учетом продления срока рассмотрения материалов проверки, срок рассмотрения материалов проверки истекает 09.11.2017 (пункт 1 статьи 101 НК РФ). С учетом принятия Инспекцией решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля срок рассмотрения материалов проверки продляется до 11.12.2017 (пункт 6 статьи 101 НК РФ). Срок для представления налогоплательщиком возражений на дополнительные мероприятия налогового контроля истекает 25.12.2017 (пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).

Следовательно, акт проверки и дополнительные материалы налогового контроля должны быть рассмотрены в срок до 16.01.2018 (пункт 1 статьи 101 НК РФ); решение по результатам налоговой проверки должно быть вручено не позднее 23.01.2018, и в случае направления решения по почте заказным письмом считается полученным налогоплательщиком – 31.01.2018, вступает в силу 01.03.2018 (пункт 9 статьи 101 НК РФ).

С учетом поступления на решение Инспекции апелляционной жалобы, последняя должна быть направлена в Управление не позднее 06.03.2018 (пункт 1 статьи 139.1 НК РФ). Соответственно решение вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе должно быть принято не позднее 09.04.2018 (пункт 6 статьи 140 НК РФ), с учетом продления срока рассмотрения жалобы решение вышестоящего налогового органа должно быть принято не позднее 10.05.2018.

В связи с этим требование об уплате налогов, пени, штрафов должно быть направлено налогоплательщику не позднее 07.06.2018 (пункт 2 статьи 70 НК РФ), и считается полученным – 18.06.2018 (пункт 6 статьи 69 НК РФ), должно быть исполнено – 28.06.2018 (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

Следовательно, решение о взыскании налогов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках должно быть принято 29.08.2018 (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Согласно материалам дела, решение о взыскании налогов, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 51694 принято 23.07.2018, то есть в соответствии с процедурой, порядком и сроками (продолжительностью), которые установлены положениями НК РФ, поэтому не является незаконным и не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

При таких обстоятельствах основания для отмены оспариваемых решений Инспекции от 23.07.2018 № 51693 и № 51694 отсутствуют.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению. Суд апелляционной инстанции исходит из того, что порядок и сроки процедуры принятия оспариваемых решений необходимо определить так, как они установлены положениями НК РФ. При этом, не учитывая второй и последующие протоколы ознакомления с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (не продлевая ими срок для принятия решений), срок для принятия оспариваемых решений в любом случае Инспекцией не пропущен. Аргументы заявителя жалобы о том, что возможно предоставление не максимально предусмотренного НК РФ срока, а также учесть направление документов по ТКС, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку суд приходит к выводу, что для проверки срока принятия решений с учетом той последовательности и продолжительности процедуры, которая установлена НК РФ, необходимо учитывать требования НК РФ, предоставляющие право и обязанность налогового органа направить документ в соответствующем виде и в установленный срок. Проверив порядок и сроки для совершения соответствующих действий так, как они предусмотрены НК РФ, суд апелляционной инстанции, как установлено выше, признает, что процедура и сроки для принятия оспариваемых решений, установленные НК РФ, не нарушены (не пропущены). 

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 07.03.2019 по делу №А28-14053/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Примекс-Киров» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

Л.И. Черных

ФИО5

ФИО1