ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-14280/14 от 18.09.2015 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-14280/2014

24 сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2015.

Полный текст постановления изготовлен 24.09.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чернышова Д.В. ,

судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.

при участии представителя

от истца: Обуховой И.В. (доверенность от 05.05.2015)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика –

администрации муниципального образования «Город Киров»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2015,

принятое судьей Караниной Н.С.,

по делу № А28-14280/2014

по иску открытого акционерного общества «Кировский

мебельно-деревообрабатывающий комбинат»

(ИНН: 4348001018, ОГРН: 1024301348136)

к администрации муниципального образования «Город Киров»

(ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238)

о понуждении к принятию жилищного фонда в муниципальную собственность,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –Департамент государственной собственности Кировской области

(ИНН: 4347002114, ОГРН: 1034316517509),

муниципальное автономное учреждение «Управление жилищного хозяйства г. Кирова»

(ИНН: 4346046380, ОГРН: 1024301341041),

Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Кировского филиала

(ИНН 7701018922, ОГРН 1027739346502),

и  у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Кировский мебельно-деревообрабатывающий комбинат» (далее –  ОАО «КМДК») обратилось с иском  в Арбитражный суд Кировской области к администрации муниципального образования «Город Киров» (далее – Администрация) о понуждении к принятию жилищного фонда в муниципальную собственность, а именно здания общежития № 9, расположенного по адресу: г. Киров, пер. Крайний, д. 9, и здания общежития № 11, расположенного по адресу: г. Киров, пер. Крайний, д. 11.

            Исковые требования основаны на положениях постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1), нормах Федерального закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) и Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах) и мотивированы тем, что ответчик неправомерно не принимает спорные объекты в муниципальную собственность.

            К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  привлечены Департамент государственной собственности Кировской области (далее – Департамент госсобственности), муниципальное автономное учреждение «Управление жилищного хозяйства г. Кирова» (далее – МАУ «УЖХ г. Кирова»), Федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Кировского филиала (далее – Федеральное БТИ).

            Арбитражный суд Кировской области решением от 10.04.2015 удовлетворил иск.

Руководствуясь статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 АПК РФ, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для обязания Администрации принять в муниципальную собственность муниципального образования «Город Киров» спорных объектов жилищного фонда.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация  обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Заявитель полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для обязания ответчика принять в муниципальную собственность спорное имущество ввиду недоказанности прав истца на данные объекты и физической гибели последних.

В судебном заседании представитель истца возразил против доводов кассационной жалобы и просил оставить ее без удовлетворения.

При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства  Администрация и третьи лица не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.

В соответствии со статьей 286 АПК РФ суд округа проверяет правильность применения судом первой инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2015 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя истца, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, спорный жилой фонд находится на балансе ОАО «КМДК», внесен в реестр государственного имущества Кировской области на основании постановления Администрации от 27.04.1994 № 44 «О признании имущества собственностью Кировской области».

При создании Кировского мебельно-деревообрабатывающего комбината в ходе приватизации в 1992 году в его уставный капитал жилой фонд включен не был.

Решением Кировской городской думы третьего созыва от 23.06.2004 № 28/14 «Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства ОАО «КМДК», передаваемых из областной собственности в собственность муниципального образования «Город Киров» Кировская городская дума утвердила перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства ОАО «КМДК», передаваемых из областной собственности в собственность муниципального образования «Город Киров». В этом перечне объектов жилищно-коммунального хозяйства ОАО «КМДК», передаваемых в собственность муниципального образования «Город Киров», в числе прочего указаны следующие объекты недвижимого имущества: - здание общежития № 9, расположенное по адресу: г. Киров, пер. Крайний, д. 9, - здание общежития № 11, расположенное по адресу: г. Киров, пер. Крайний, д. 11. Распоряжением Правительства Кировской области от 29.12.2008            № 563 «О передаче жилищного фонда в собственность муниципальных образований области» утвержден перечень жилого фонда, передаваемого из собственности Кировской области в собственность муниципальных образований, в том числе общежития по адресу: г. Киров, пер. Крайний, д. 9 и 11, - в собственность муниципального образования «Город Киров».

Указанные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 24.02.2015 по делу                              № А28- 13546/2014, которое в силу  части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела.

Также суд в рамках рассмотрения указанного дела установил, что перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства ОАО «КМДК», передаваемых в собственность муниципального образования «Город Киров», утвержден решением Кировской городской думы третьего созыва от 23.06.2004 № 28/14. Данный перечень подписан тремя сторонами: директором Департамента госсобственности, главой администрации города Кирова и генеральным директором ОАО «КМДК» и скреплен печатями. В настоящее время спорные объекты числятся в реестре государственного имущества Кировской области и учитываются на балансе ОАО «КМДК»; в собственность муниципального образования не переданы. В целях передачи имущества в муниципальную собственность истец неоднократно обращался к ответчику с требованиями о реализации выше названных правовых актов (письмо от 03.03.2008 № 01-136).

Ответчик в добровольном порядке не принял спорные объекты недвижимого имущества в свою собственность, что явилось основанием для обращения –  ОАО «КМДК» в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, которые предусмотрены законом.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Из анализа приведенных правовых норм усматривается, что  условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права истца ответчиком.

В ходе рассмотрения дела по запросу суда лицами, участвующими в деле, были представлены сведения из Федерального БТИ, согласно которым в Кировском филиале ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на техническом учете стоит здание общежития по адресу: г. Киров, пер. Крайний, д. 9; последняя техническая инвентаризация по нему проводилась 18.09.2003, год постройки здания – 1955, общая площадь – 539,9 квадратного метра, жилая площадь – 455 квадратных метров, количество жилых комнат – 30; на дату последней инвентаризации физический износ дома составил  69 процентов. Общежитие по адресу: г. Киров, пер. Крайний, д. 11, на техническом учете не состоит.

Владельцем обеих зданий, по сведениям Федерального БТИ, является ОАО «КМДК» на основании решения Кировского городского совета от 08.04.1969   № 259.

Из фотографий спорных объектов усматривается, что в зданиях общежитий отсутствуют окна, состояние зданий неудовлетворительное.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ доказательств, подтверждающих проживание в спорных общежитиях граждан по состоянию на 2004 год и позднее, лицами по делу представлено не было.

Из материалов дела следует, что Кировская городская дума (орган местного самоуправления, действующий на уровне муниципального образования «Город Киров») уже распорядилась спорными объектами путем принятия в отношении общежитий ненормативного правового акта о принятии их в собственность муниципального образования «Город Киров» (решение Кировской городской думы третьего созыва от 23.06.2004 № 28/14).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.02.2015 по делу                   № А28-13546/2014 Департаменту госсобственности отказано в удовлетворении требования об обязании ОАО «КДМК» передать, а Администрацию  принять в муниципальную собственность спорные здания общежитий по адресу: г. Киров, пер. Крайний, д. 9, 11 по мотиву отсутствия права на предъявление соответствующего требования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно пункту 2 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В приложении № 3 к  Постановлению № 3020-1 поименован, в том числе, жилищный фонд.

Объекты, названные в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона (пункт 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий») .

            Согласно статье 18 Закона о приватизации при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

            На основании статьи 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления жилищный фонд, находящийся на территории соответствующего муниципального образования, относится исключительно к объектам муниципальной собственности.

В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении дополнений и изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в федеральной собственности.

В связи с указанным, спорное имущество в силу прямого указания закона подлежит передаче в муниципальную собственность.

Конституционный Суд РФ, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, отметил в постановлении от 30.06.2006 № 8- П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов РФ или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.

По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным судом РФ было принято определение  07.02.2012 № 234-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 828-О-П», в котором содержалась следующая правовая позиция: арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Проверка законности и обоснованности конкретных решений арбитражных судов относится к компетенции их вышестоящих инстанций.

В рамках настоящего дела такое волеизъявление муниципального образования имеется.

Кировская городская дума приняла решение от 23.06.2004 № 28/14 «Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства ОАО «КМДК», передаваемых из областной собственности в собственность муниципального образования «Город Киров», которым утвердила перечень передаваемого имущества (включая спорные объекты), подписанный всеми сторонами настоящего спора, что указывает на  передачу имущества в муниципальную собственность в добровольном порядке.

Ответчик не заявил каких-либо возражений против передачи имущества в муниципальную собственность при подписании данных документов в связи с аварийностью, непригодностью, неэффективностью использования данных объектов.

В связи с изложенным, при наличии соответствующего решения Кировской городской думы об утверждении перечня имущества, подлежащего передаче, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик обязан принять в собственность имущество, указанное в данном решении (сходная правовая позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 23.03.2015 по делу  № 302-ЭС15-1100).

Довод заявителя о том, что ОАО «КМДК» не является владельцем спорного имущества, направлен на переоценку представленной в материалы дела доказательственной базы, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.

Указание заявителя на гибель спорных объектов суд кассационной инстанции не принял во внимание ввиду того, то ответчик вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представил в материалы дела соответствующих доказательств.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

Вопрос о взыскании расходов за рассмотрение кассационной жалобы суд округа не рассматривал, поскольку Администрация в силу статьи подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37  Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Кировской области от 10.04.2015 по делу № А28-14280/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Киров» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

            Председательствующий

                                                                 Д.В. Чернышов

Судьи

                                                                       С.В. Бабаев

                                                                 В.Ю. Павлов