ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-1434/17 от 10.01.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-1434/2017

10 января 2018 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И. ,

судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш. ,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства финансов Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.07.2017,

принятое судьей Шмыриным С.Ю.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017,

принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.,

по делу № А28-1434/2017

по заявлению муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней                общеобразовательной школы № 2 города Омутнинска Кировской области

(ИНН: 4322005579, ОГРН: 1024300964390)

о признании частично недействительными представления и предписания

Министерства финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497),

третьи лица – Министерство образования Кировской области (ИНН: 4345419230,                   ОГРН: 1154350000034), Управление образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ИНН: 4322001528,                  ОГРН: 1024300963653), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ИНН: 4322001623, ОГРН: 1024300964588),

и   у с т а н о в и л :

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Омутнинска Кировской области (далее  –  Учреждение, МКОУ СОШ              № 2) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Министерству финансов Кировской области (далее – Министерство финансов), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными представления Министерства финансов от 18.01.2017 № 53-19-05/146 в части указания на нецелевое использование бюджетных средств в размере 131 214 рублей 79 копеек и предписания от 18.01.2017 № 53-19-05/146.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Кировской области (далее – Министерство образования), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее – Администрация), Управление образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее – Управление образования).

Решением суда первой инстанции от 04.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда  от 22.09.2017, заявленные требования удовлетворены.

Министерство финансов не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

Ссылаясь на статьи 179, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее  –  БК РФ), положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ, Закон об образовании), заявитель считает, что в рассмотренном случае целью выделения субсидии из областного бюджета являлось предоставление субсидии на создание универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом. Использование интерактивного, проекционного оборудования в образовательном процессе, в том числе в общеобразовательных классах, где находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, не присваивают указанному оборудованию тип «специального оборудования». МКОУ СОШ № 2, приобретая спорное оборудование, произвело техническое оснащение учебного учреждения, которое должно производиться за счет средств местного бюджета, а не за счет субсидии. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Учреждение в отзыве возразило относительно доводов заявителя.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Департамент образования Кировской области и Администрация подписали соглашение от 25.11.2014 № 6 о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (далее – Соглашение от 25.11.2014).

Предметом данного Соглашения являлось предоставление бюджету муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области из областного бюджета субсидии на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (пункт 1.1 Соглашения от 25.11.2014). Субсидия предоставляется на софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов МКОУ СОШ № 2 в сумме 2 294 600 рублей (пункт 1.1.1 Соглашения). В силу пункта 1.1.2 размер финансового обеспечения на исполнения расходных обязательств муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за счет средств местного бюджета на софинансирование указанных мероприятий составляет 255 000 рублей.

Департамент образования Кировской области и Администрация подписали соглашение от 01.06.2015 № 1 о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (далее – Соглашение от 01.06.2015).

Предметом указанного Соглашения являлось предоставление бюджету муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области из областного бюджета субсидии на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (пункт 1.1 Соглашения от 01.06.2015). Субсидия предоставляется на софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальными, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы № 2 города Омутнинска Кировской области в сумме 1 929 600 рублей (пункт 1.1.1 Соглашения от 01.06.2015).

В силу пункта 1.1.2 названного Соглашения размер финансового обеспечения на исполнения расходных обязательств муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за счет средств местного бюджета на софинансирование указанных мероприятий составляет 214 000 рублей.

В период с 08.12 по 23.12.2016 на основании удостоверения от 02.12.2016 № 166, выданного заместителем министра финансов Кировской области, главным специалистом-экспертом отдела осуществления государственного финансового контроля министерства финансов Кировской области проведена проверка подпрограммы «Доступная среда» государственной программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013 – 2020 годы в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 2 города Омутнинска Кировской области за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.

В ходе контрольных мероприятий Министерство финансов установило, что в 2015 году МКОУ СОШ № 2 приобрело компьютерное оборудование, материалы и мебель, не являющиеся специальным оборудованием, на сумму 313 611 рублей 90 копеек, в том числе за счет средств субсидии областного бюджета на сумму 131 214 рублей 79 копеек, а именно: два проектора на сумму 69 780 рублей, два кабеля соединительных 10 м на сумму 1980 рублей, два потолочных кронштейна  на сумму 2 956 рублей 90 копеек, графический планшет на сумму 6 895 рублей, две парты СН-37.02.01 на сумму 19 000 рублей, один проектор на сумму 30 602 рубля 89 копеек.

Результаты проверки отражены в акте от 23.12.2016.

На основании указанного акта Министерство финансов вынесло представление от 18.01.2017 № 53-19-05/146, в котором, в том числе, указало, что в нарушение статьи 162                  БК РФ, подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Кировской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013-2020 годы, муниципальной программы «Развитие образования Омутнинского района» на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 14.11.2013                    № 2630, с изменениями, Перечня оборудования, рекомендованного письмом Департамента образования Кировской области от 03.08.2012  № 3498-42-04-15 о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, средства областного бюджета в сумме 131 214 рублей 79 копеек и средства местного бюджета в сумме 182 397 рублей 11 копеек, выделенные на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной «безбарьерной» среды и оснащение специальным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, фактически израсходованы на приобретение учебного оборудования и мебели, не предназначенных для инклюзивного образования детей-инвалидов, то есть израсходованы на цели, не соответствующие целям, определенным документами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Министерство финансов 18.01.2017 выдало МКОУ СОШ № 2 предписание                           № 53-19-05/146, которым возложило на Учреждение обязанность возместить в областной бюджет средства субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов в сумме 131 214 рублей 79 копеек до 18.02.2017.

Не согласившись с названными представлением и предписанием в указанной части, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 162, 306.1, 306.4 БК РФ, статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов), статьями 2, 79 Федерального закона № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые представление и предписание в части указания на нецелевое использование бюджетных средств в размере 131 214 рублей 79 копеек не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе, обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Из материалов дела следует, что в декабре 2016 года Министерство финансов провело контрольные мероприятия, связанные с проверкой подпрограммы «Доступная среда», являющейся приложением № 8 к государственной программе Кировской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением правительства Кировской области от 28.12.2012                        № 189/845, в рамках которой предполагается увеличить долю общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная «безбарьерная» среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.

В силу статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; средства обучения и воспитания – это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности; инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья установлена положениями статьи 79 Закона об образовании.

В  статье 79 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

 В части 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно части 6 статьи 11 Закона об образовании в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Приказом Министерства образования и науки от 19.12.2014 № 1598 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт № 1598).

Пунктом 1.1 Стандарта № 1598 предусмотрено, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – организация). Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее – обучающиеся с ОВЗ). АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

В силу пункта 3.3 Стандарта № 1598 организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие, в том числе возможность достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; учета особых образовательных потребностей – общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий; обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 3.6.4 Стандарта № 1598 организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП НОО.

На основании пункта 3.6 приложений № 1 и 2 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для глухих обучающихся и к условиям реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся) важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является, в том числе использование аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран). Согласно пункту 3.6 приложения № 4 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для слабовидящих обучающихся) в целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать, в том числе интерактивные доски. В силу пункта 3.6 приложения № 5 к Стандарту            № 1598 (требования к структуре АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) реализация программы коррекционной работы обеспечивается, в том числе видеопроекционным оборудованием. Освоение содержания коррекционно-развивающей области и программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием.

В соответствии с пунктом 3.6 приложения № 6 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата) каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для детей, имеющих тяжелые поражения рук и использующих компьютер в качестве рабочей тетради. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудиотехнику. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты).

Приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт № 1599).

Из пункта 1.1 Стандарта № 1599 следует, что федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – организация). Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В пункте 3.3 Стандарта № 1599 определено, что организация создает условия для реализации АООП, в том числе обеспечивающие возможность использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе информационных. В силу пункта 3.6.7 Стандарта № 1599 организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации АООП.

Приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт № 1897).

На основании пункта 18.2.4 Стандарта № 1897 программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. Программа должна обеспечивать, в том числе создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт № 373).

Согласно пункту 19.8 Стандарта № 373 Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы должна содержать, в том числе описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование адаптированных образовательных программ начального общего образования и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Из материалов дела следует, что с целью создания в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов Департамент образования Кировской области и Администрация подписали Соглашения от 25.11.2014 и от 01.06.2015 о предоставлении бюджету муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области из областного бюджета субсидий. Субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, МКОУ СОШ  № 2.

В рассмотренном случае Учреждению вменяется нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в приобретении компьютерного оборудования, материалов и мебели, на сумму 313 611 рублей 90 копеек, в том числе за счет средств субсидии областного бюджета на сумму 131 214 рублей 79 копеек (двух проекторов, двух кабелей соединительных 10 м, двух потолочных кронштейнов, одного графического планшета, двух парт СН-37.02.01, одного проектора), которое, по мнению Министерства финансов, не предназначено для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Вместе с тем суды  пришли к правильному выводу о том, что видеопроекционное оборудование, интерактивные доски, сенсорные планшеты, а также необходимые для их установки средства, в том числе относятся к учебному реабилитационному оборудованию для детей-инвалидов, потребность в котором определяется образовательной организацией самостоятельно. Согласно сертификату соответствия № РОСС RU.ИМ10.Н00106 парта СН-37.02.01 является приспособлением для занятий детей-инвалидов.

При таких обстоятельствах довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорное оборудование не является специализированным оборудованием, несостоятелен.

Суды правомерно отклонили ссылку Министерства финансов на письмо Департамента образования Кировской области от 03.08.2012 № 3498-42-04-15 о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, содержащее перечень специального оборудования, рекомендованного при реализации указанной программы, как не свидетельствующая о невозможности рассматривать в качестве специального учебного реабилитационного оборудования для детей-инвалидов видеопроекционное оборудование, интерактивные доски, сенсорные планшеты.

Приведенный в приложении к указанному письму примерный перечень не может носить обязательного характера и не является закрытым.

Кроме того, из Соглашений от 25.11.2014 и от 01.06.2015 не следует, что перечень специального, в том числе учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования и автотранспорта для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов определяется на основании соответствующих писем или рекомендаций Департамента образования Кировской области (Министерства образования).

Таким образом, довод Министерства финансов о том, что МКОУ СОШ № 2, приобретая спорное оборудование, произвело техническое оснащение учебного учреждения, которое должно производиться за счет средств местного бюджета, а не за счет субсидии, подлежит отклонению.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 04.07.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 по делу №  А28-1434/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

А.И. Чиграков

Судьи

О.В. Александрова

Н.Ш. Радченкова