610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-1434/2017 |
22 сентября 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2017 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2017 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя – ФИО2, действующей на основании доверенности от 28.03.2017, ФИО3 (директор),
представителя ответчика – ФИО4, действующей на основании доверенности от 08.09.2017,
представителя Управления образования – ФИО2, действующей на основании доверенности от 20.04.2017,
представителя администрации – ФИО5, действующей на основании доверенности от 09.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.07.2017 по делу №А28-1434/2017, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 г. Омутнинска Кировской области (ИНН<***>, ОГРН<***>)
к Министерству финансов Кировской области (ИНН<***>, ОГРН<***>)
с участием в деле третьих лиц: Министерство образования Кировской области(ИНН<***>, ОГРН<***>), Управление образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ИНН<***>, ОГРН<***>), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ИНН<***>, ОГРН<***>)
о признании недействительным представления в части и предписания,
установил:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Омутнинска Кировской области (далее – заявитель, Учреждение, МКОУ СОШ № 2) обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству финансов Кировской области (далее – ответчик, Министерство), уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным представления Министерства от 18.01.2017 № 53-19-05/146 в части указания на нецелевое использование бюджетных средств в размере 131 214 рублей 79 копеек на приобретение проектора в количестве 2 шт. - 69 780 рублей, кабеля соединительного 10 м в количестве 2 шт. – 1 980 рублей, потолочного кронштейна в количестве 2 шт. - 2 956 рублей 90 копеек, графического планшета в количестве 1 шт. - 6 895 рублей, парты СН-37.02.01 в количестве 2 шт. - 19 000 рублей, проектора в количестве 1 шт. - 30 602 рублей 89 копеек; о признании недействительным предписания Министерства от 18.01.2017 № 53-19-05/146.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство образования Кировской области (далее – Министерство образования), администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее – Администрация), Управление образования администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее – Управление образования).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.07.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой проситизменить решение арбитражного суда.
Ответчик настаивает на том, что использование интерактивного, проекционного оборудования в образовательном процессе, в том числе в общеобразовательных классах, где находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, не присваивают указанному оборудованию тип «специального оборудования». В соответствии с пунктом 1 соглашения от 01.06.2015 № 1 предметом соглашения, а, следовательно, целью выделения субсидии из областного бюджета является предоставление субсидии на создание универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом. Таким образом, Учреждение, приобретая оспариваемое оборудование (интерактивные доски, проекторы, графический планшет) произвело расходование средств областного бюджета в нарушение целей, предусмотренных соглашением от 01.06.2015 № 1. В апелляционной жалобе Министерство также признает, что расходование МКОУ СОШ № 2 средств субсидии на приобретение парт в количестве 2 штук на сумму 19 000 рублей является целевым.
Подробно позиция Министерства изложена письменно в апелляционной жалобе.
Министерство образования в письменном отзыве на жалобу поддерживает завяленные в ней доводы, просит удовлетворить жалобу ответчика.
Учреждение в отзыве на жалобу опровергает заявленные в ней доводы, просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация и Управление образования письменные отзывы не представили.
В судебном заседании представителя лиц, участвующих в деле, поддержали занятые по делу позиции.
Министерство образования и явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя указанного лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.11.2014 Департамент образования Кировской области и Администрация подписали соглашение № 6 о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (далее – Соглашение от 25.11.2014).
Предметом данного Соглашения является предоставление бюджету муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области из областного бюджета субсидии на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (пункт 1.1 Соглашения от 25.11.2014).Субсидия предоставляется на софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы № 2 г. Омутнинска Кировской области в сумме 2 294 600 рублей (пункт 1.1.1 названного Соглашения). В силу пункта 1.1.2 размер финансового обеспечения на исполнения расходных обязательств муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за счет средств местного бюджета на софинансирование указанных мероприятий составляет 255 000 рублей.
01.06.2015 Департамент образования Кировской области и Администрация подписали соглашение № 1 о предоставлении субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (далее – Соглашение от 01.06.2015).
Предметом указанного Соглашения является предоставление бюджету муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области из областного бюджета субсидии на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов (пункт 1.1 Соглашения от 01.06.2015).Субсидия предоставляется на софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальными, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы № 2 г. Омутнинска Кировской области в сумме 1 929,6 тысяч рублей (пункт 1.1.1 Соглашения от 01.06.2015). В силу пункта 1.1.2 названного Соглашения размер финансового обеспечения на исполнения расходных обязательств муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области за счет средств местного бюджета на софинансирование указанных мероприятий составляет 214,0 тысяч рублей.
В период с 08.12.2016 по 23.12.2016 на основании удостоверения от 02.12.2016 №166 (л.д. 25 т.2), выданного заместителем министра финансов Кировской области, главным специалистом-экспертом отдела осуществления государственного финансового контроля министерства финансов Кировской области проведена проверка подпрограммы «Доступная среда» государственной программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013 - 2020 годы в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 2 г. Омутнинска Кировской области за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.
В ходе контрольных мероприятий ответчиком установлено, что в 2015 году МКОУ СОШ № 2 приобретено компьютерное оборудование, материалы и мебель, не являющееся специальным оборудованием, на сумму 313 611,90 рублей, в том числе за счет средств субсидии областного бюджета на сумму 131 214,79 рублей, а именно: проектор в количестве 2 шт. - 69 780 рублей, кабель соединительный 10 м в количестве 2 шт. - 1 980 рублей, потолочный кронштейн в количестве 2 шт. - 2 956,90 рублей, графический планшет в количестве 1 шт. - 6 895 рублей, парта СН-37.02.01 в количестве 2 шт. на сумму 19 000 рублей, проектор в количестве 1 шт. — 30 602,89 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 23.12.2016 (л.д. 174-181 т.1).
На основании указанного акта 18.01.2017 Министерство вынесло представление № 53-19-05/146, в котором, в том числе, указало, что в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Кировской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013 - 2020 годы, муниципальной программы «Развитие образования Омутнинского района» на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 14.11.2013 № 2630, с изменениями, Перечня оборудования, рекомендованного письмом Департамента образования Кировской области от 03.08.2012 № 3498-42-04-15 о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, средства областного бюджета в сумме 131 214,79 рублей и средства местного бюджета в сумме 182 397,11 рублей, выделенные на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной «безбарьерной» среды и оснащение специальным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, фактически израсходованы на приобретение учебного оборудования и мебели, не предназначенных для инклюзивного образования детей-инвалидов, то есть израсходованы на цели, не соответствующие целям, определенным документами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств (л.д. 53-54 т.1).
Также 18.01.2017 Министерство выдало в адрес МКОУ СОШ № 2 предписание № 53-19-05/146, которым возложило на Учреждение обязанность возместить в областной бюджет средства субсидии из областного бюджета на создание в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов в сумме 131 214,79 рублей до 18.02.2017 (л.д. 52 т.1).
Не согласившись с названными представлением от 18.01.2017 в указанной части и предписанием от 18.01.2017, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представление от 18.01.2017 в части указания на нецелевое использование бюджетных средств в размере 131 214 рублей 79 копеек и предписание от 18.01.2017 не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно положениям статьи 162 БК получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Из материалов настоящего дела усматривается, что в декабре 2016 года ответчиком проводились контрольные мероприятия, связанные с проверкой подпрограммы «Доступная среда», являющейся приложением № 8 к государственной программе Кировской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/845, в рамках которой предполагается увеличить долю общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная «безбарьерная» среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей- инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.
Следует отметить, что в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании, Закон № 273-ФЗ) раскрыты следующие понятия:обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;средства обучения и воспитания – это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности; инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья установлена положениями статьи 79 Закона об образовании.
В силу части 1 статьи 79 Закона № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (часть 2 статьи 79 Закона № 273-ФЗ). Частью 3 статьи 79 Закона № 273-ФЗ установлено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно части 6 статьи 11 Закона об образовании в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Так приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт № 1598).
Пунктом 1.1 Стандарта № 1598 предусмотрено, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация).Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ). АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
В силу пункта 3.3 Стандарта № 1598 организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие, в том числе возможность достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; учета особых образовательных потребностей - общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для отдельных групп; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий; обновления содержания АООП НОО, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также особенностей субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 3.6.4 Стандарта № 1598 организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации АООП НОО.
В соответствии с пунктом 3.6 приложений №1, №2 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для глухих обучающихся и к условиям реализации АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся) важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является, в том числе использование аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран). Согласно пункту 3.6 приложения № 4 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для слабовидящих обучающихся) в целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать, в том числе интерактивные доски.В силу пункта 3.6 приложения № 5 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) реализация программы коррекционной работы обеспечивается, в том числе видеопроекционным оборудованием. Освоение содержания коррекционно-развивающей области и программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием. В соответствии с пунктом 3.6 приложения № 6 к Стандарту № 1598 (требования к структуре АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата) каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для детей, имеющих тяжелые поражения рук и использующих компьютер в качестве рабочей тетради. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудиотехнику. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты).
Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Стандарт № 1599).
Из пункта 1.1 Стандарта № 1599 следует, что федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация). Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В соответствии с пунктом 3.3 Стандарта № 1599 организация создает условия для реализации АООП, в том числе обеспечивающие возможность использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа, в том числе информационных. В силу пункта 3.6.7 Стандарта № 1599 организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации АООП.
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт № 1897).
В соответствии с пунктом 18.2.4 Стандарта № 1897 программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. Программа должна обеспечивать, в том числе создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт № 373).
Согласно пункту 19.8 Стандарта № 373 Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы должна содержать, в том числе описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование адаптированных образовательных программ начального общего образования и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Материалами дела подтверждается, что с целью создания в муниципальных общеобразовательных организациях универсальной «безбарьерной» среды и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным оборудованием для детей-инвалидов между Департаментом образования Кировской области и Администрацией былиподписаны Соглашение от 25.11.2014 и Соглашение от 01.06.2015 о предоставлении бюджету муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области из областного бюджета субсидий. Субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих создание универсальной безбарьерной среды и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школы № 2 г. Омутнинска Кировской области.
Из оспариваемых заявителем актов, следует, что Учреждению вменяется нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в приобретении компьютерного оборудования, материалов и мебели, на сумму 313 611,90 рублей, в том числе за счет средств субсидии областного бюджета на сумму 131 214, 79 рублей (проектор в количестве 2 шт., кабель соединительный 10 м в количестве 2 шт., потолочный кронштейн в количестве 2 шт., графический планшет в количестве 1 шт., парта СН-37.02.01 в количестве 2 шт., проектор в количестве 1 шт.),которое, по мнению ответчика, не предназначено для инклюзивного образования детей-инвалидов.
При этом арбитражный суд первой инстанции, учитывая положения вышеуказанных образовательных стандартов, пришел к правильному выводу о том, что видеопроекционное оборудование, интерактивные доски, сенсорные планшеты, а также необходимые для их установки средства, в том числе относятся к учебному реабилитационному оборудованию для детей-инвалидов, потребность в котором определяется образовательной организацией самостоятельно. Согласно сертификату соответствия № РОСС RU.ИМ10.Н00106 парта СН-37.02.01 является приспособлением для занятий детей-инвалидов.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что спорное оборудование не является специализированным оборудованием, подлежат отклонению.
Также арбитражным судом обоснованно не принята ссылка ответчика на письмо Департамента образования Кировской области от 03.08.2012 № 3498-42-04-15 о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, содержащее перечень специального оборудования, рекомендованного при реализации указанной программы, как не свидетельствующая о невозможности рассматривать в качестве специального учебного реабилитационного оборудования для детей-инвалидов видеопроекционное оборудование, интерактивные доски, сенсорные планшеты. Приведенный в приложении к указанному письму примерный перечень не может носить обязательного характера и не является закрытым. Кроме того, из Соглашений от 25.11.2014 и от 01.06.2015 не следует, что перечень специального, в том числе учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования и автотранспорта для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов определяется на основании соответствующих писем или рекомендаций Департамента образования Кировской области (Министерства образования).
Таким образом, доводы ответчика о том, что МКОУ СОШ № 2, приобретая спорное оборудование, произвело техническое оснащение учебного учреждения, которое должно производиться за счет средств местного бюджета, а не за счет субсидии, являются несостоятельными в силу изложенного.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась совокупность условий, необходимых для признания недействительными представления от 18.01.2017 в части указания на нецелевое использование бюджетных средств в размере 131 214 рублей 79 копеек и предписания от 18.01.2017.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, решение Арбитражного суда Кировской области следует оставить без изменения, жалобу Министерства - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 04.07.2017 по делу №А28-1434/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобуМинистерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Е.В. Минаева ФИО6 ФИО1 |