610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-14360/2017 |
16 мая 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен мая 2018 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глазыриной Н.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя – ФИО2, действующего на основании доверенности от 05.08.2016,
представителя ответчика – ФИО3, действующей на основании доверенности от 14.12.2017,
представителя третьего лица – ФИО4, действующей на основании доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города ФИО7
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2018 по делу
№А28-14360/2017, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО5 (ОГРНИП<***>; ИНН<***>)
к администрации города ФИО7 (ОГРН<***>; ИНН<***>)
с участием в деле третьего лица: территориального управления администрации города ФИО7 по Нововятскому району (ОГРН<***>; ИНН<***>)
о признании незаконными действий,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО5 (далее – заявитель, ИП ФИО5, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к администрации города ФИО7 (далее – ответчик, администрация) о признании недействительным плана проведения документарных и выездных проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами на 4 квартал 2017 года (далее – План) территориальным управлением администрации города ФИО7 по Нововятскому району (далее – ТУ администрации г. ФИО7 по Нововятскому району), утвержденного постановлением администрации города ФИО7 от 11.08.2017 № 2789-п, в части включения в план ФИО5
После окончательного уточнения заявленных требований Арбитражный суд Кировской области рассмотрел требования заявителя о признании незаконными действий администрации по включению плановой проверки ФИО5 в План, о восстановлении нарушенного права ФИО5 путем возложения на Администрацию обязанности исключить из плана проверку ФИО5
Решением от 09.02.2018 Арбитражный суд Кировской области признал незаконными действия администрации по включению плановой проверки ФИО5 в план проведения документарных и выездных проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами на 4 квартал 2017 года ТУ администрации города ФИО7 по Нововятскому району, утвержденный постановлением ответчика от 11.08.2017 № 2798-п. Суд возложил на администрацию обязанность исключить из Плана проверку ФИО5
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя либо о прекращении производства по делу в порядке статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
По мнению ответчика, при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального права (применен закон, не подлежащий применению), решение суда не основано на фактических обстоятельствах.
ИП ФИО5 в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
ТУ администрации города ФИО7 по Нововятскому району в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию ответчика и просит отменить решение суда первой инстанции.
Подробно доводы сторон и третьего лица изложены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали занятые по делу позиции.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.04.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 05.04.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в общей долевой собственности ФИО5 (1/2 доля в праве общей долевой собственности) находятся: земельный участок с кадастровым номером 43:40:000745:58 (разрешенное использование: размещение существующей двухэтажной надземной автостоянки для хранения автомобильного транспорта), двухэтажная надземная автостоянка для хранения автомобильного транспорта (кадастровый (условный) номер: 43:40:000233:58), нежилое помещение 1001 (кадастровый (условный) номер: 43:40:000745:1218) площадью 162,7 кв.м, нежилое помещение 1002, (кадастровый (условный) номер: 43:40:000745:1219) площадью 82,9 кв.м, нежилое помещение 1003 (кадастровый (условный) номер: 43:40:000745:1217) площадью 102,7 кв.м, расположенные по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, д.11г.
01.06.2016 ИП ФИО5 и общество с ограниченной ответственностью «Арктур» подписали договор аренды части нежилого помещения с кадастровым (условным) номером: 43:40:000745:1217 площадью 102,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, д.11г.
В ТУ администрации г. ФИО7 по Нововятскому району поступило коллективное обращение граждан от 30.03.2017, содержащее просьбу разобраться в ситуации с одинаковой нумерацией их многоквартирного дома и расположенного рядом с домом бара «Кочегарка» с целью исключения возможных ситуаций по возникновению ошибок в оплате коммунальных услуг.
14.04.2017 главным специалистом отдела благоустройства ТУ администрации г. ФИО7 по Нововятскому району подготовлена служебная записка, из которой следует, что в рамках расследования коллективного обращения граждан-собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, д. 11г установлено использование земельного участка с кадастровым номером 43:40:000745:58, в границах которого расположен бар «Кочегарка», не по целевому назначению.
19.07.2017 ТУ администрации г. ФИО7 по Нововятскому району получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 43/014/5000/2017-89150 о назначении земельного участка с кадастровым номером 43:40:000745:58 (земли населенных пунктов, размещение существующей двухэтажной наземной автостоянки для хранения автомобильного транспорта, адрес: <...> (Нововятск), д.11г) и правообладателях земельного участка (ФИО5, общая долевая собственность, доля в праве 1/2 и ФИО6, общая долевая собственность, доля в праве 1/2).
11.08.2017 администрацией издано постановление № 2798-п об утверждении плана проведения документарных и выездных проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами на 4 квартал 2017 года ТУ администрации г. ФИО7 по Нововятскому району.
В план проведения документарных и выездных проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами на 4 квартал 2017 года включена проверка ФИО5
Согласно Плану цель и основание проведения плановой проверки: соблюдение земельного законодательства (статьи 7.1 и 8.8 КоАП РФ), поступление сведений о нарушении обязательных требований земельного законодательства; земельный участок: <...> (Нововятск), д.11г, кадастровый номер 43:40:000745:58, площадь 873 кв.м.
Не согласившись с действиями администрации по включению плановой проверки ФИО5 в план проведения документарных и выездных проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами на 4 квартал 2017 года, предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статей 9, 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 (далее - Правила подготовки планов), Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории Кировской области, утвержденным Постановлением правительства Кировской области от 15.09.2015 № 60/595 (далее - Порядок муниципального земельного контроля), Административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденным Постановлением Администрации города ФИО7 от 24.04.2014 № 1714-П (далее - Административный регламент), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Пунктом 3 Правил подготовки планов установлено, что при разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 - 9 статьи 9, статьей 26(1) Закона № 294-ФЗ, федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ.
Согласно пункту 3(1) названных Правил при разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрос о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства. Уполномоченный орган направляет ответ на поступивший запрос в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления.
В соответствии с пунктом 4 Правил подготовки планов утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
Частями 2, 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В силу частей 6-6.2, 6.4, 7 статьи 9 Закона № 294-ФЗ в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.
В силу части 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ, если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи (часть 3 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ).
На основании части 4 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ при разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны с использованием межведомственного информационного взаимодействия проверить информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства. Порядок такого межведомственного информационного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 Порядка муниципального земельного контроля в рамках муниципального земельного контроля осуществляется: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, Кировской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Кировской области предусмотрена административная и иная ответственность. В силу пункта 8 Порядка муниципального земельного контроля порядок организации и проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 9 Порядка муниципального земельного контроля порядок организации и проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан определяется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящего Порядка. Ограничения по проведению контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждан.
Пунктом 12 Порядка муниципального земельного контроля предусмотрено, что планы проведения плановых проверок составляются отдельно в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 1 главы 3 Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 30.10.2013 № 19/7 (далее - Положение о земельном контроле) порядок проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется Законом № 294-ФЗ и административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Киров», утверждаемым постановлением администрации города ФИО7. Установленные настоящим Положением в соответствии с Законом № 294-ФЗ ограничения по проведению контрольных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не распространяются на физических лиц.
В силу пунктов 2, 3 главы 3 Положения о земельном контроле порядок проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении физических лиц определяется административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Киров», утверждаемым постановлением администрации города ФИО7. Видами муниципального земельного контроля являются проведение плановых и внеплановых проверок исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих вопросы использования земель на территории муниципального образования «Город Киров».
Пунктом 5 главы 3 Положения о земельном контроле установлено, что плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ, в соответствии с ежегодным планом, утвержденным постановлением администрации города ФИО7.
Из пункта 6 главы 3 Положения о земельном контроле следует, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Согласно пунктам 8, 9 главы 3 Положения о земельном контроле в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: 1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; 2) цель и основание проведения каждой плановой проверки; 3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование органа муниципального земельного контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами муниципального земельного контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов. Утвержденный постановлением администрации города ФИО7 ежегодный план проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Киров» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на Портале государственных и муниципальных услуг Кировской области.
В силу пункта 10 главы 3 Положения о земельном контроле плановые проверки физических лиц осуществляются в порядке, определенном административным регламентом, в соответствии с ежеквартальным планом, утвержденным постановлением Администрации города ФИО7.
Согласно пункту 3.2.1.1 Административного регламента предметом плановой проверки является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В пункте 3.2.1.2 Административного регламента указано, что основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Из пунктов 3.2.1.4, 3.2.1.5, 3.2.1.7, 3.2.1.8 Административного регламента следует, что проект сводного ежегодного плана проведения плановых проверок в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, контрольное управление администрации города ФИО7 направляет в прокуратуру города ФИО7. Прокуратура города ФИО7 рассматривает проект ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в него объектов муниципального земельного контроля в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносит предложения руководителю органа муниципального земельного контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок. Утвержденный главой администрации города ФИО7 ежегодный план проведения плановых проверок по осуществлению муниципального земельного контроля направляется в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в органы прокуратуры. Ежегодный план проведения плановых проверок по осуществлению муниципального земельного контроля утверждается постановлением администрации города ФИО7 после размещения на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации плана проверок на очередной год.
Способом фиксации административной процедуры по организации проведения плановых проверок является размещение ежегодного плана проведения плановых проверок на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Киров» (пункт 3.2.1.10 Административного регламента).
В отношении физических лиц составляется поквартальный план проведения плановых проверок по каждому отраслевому (функциональному) и территориальному органу администрации города ФИО7 отдельно (пункт 3.2.1.11 Административного регламента).
Согласно пункту 3.2.1.12 Административного регламента основаниями для включения физических лиц в ежеквартальный план проведения плановых проверок являются: поступление в отношении физического лица в администрацию города ФИО7 обращений и (или) заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также полученные из иных источников сведения, содержащие информацию о нарушении обязательных требований земельного законодательства, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми актами; выявление нарушений обязательных требований земельного законодательства, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми актами, в результате проведения кадастровых работ в отношении земельных участков, формируемых для последующего предоставления путем проведения торгов (конкурсов, аукционов); выявление нарушений обязательных требований земельного законодательства, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми актами, по результатам рассмотрения и согласования материалов кадастровых работ в отношении земельных участков; выявление нарушений обязательных требований земельного законодательства, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми актами, в результате инвентаризации кадастровых кварталов на территории муниципального образования «Город Киров».
В соответствии с пунктом 3.2.1.13 Административного регламента ежеквартальный план проведения плановых проверок в отношении физических лиц в прокуратуру города ФИО7 на согласование не направляется.
Ежеквартальный план проведения плановых проверок в отношении физических лиц утверждается постановлением администрации города ФИО7 (пункт 3.2.1.14 Административного регламента).
Проанализировав приведенные выше положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что предметом плановой проверки при муниципальном земельном контроле является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований. Действующее законодательство устанавливает разный порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и в отношении физических лиц. Порядок проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определяется Законом № 294-ФЗ. При проведении муниципального земельного контроля в отношении физических лиц положения данного закона не применяются. Следовательно, при планировании проведения муниципального земельного контроля должно быть определенно установлено правовое положение лица, в отношении которого предполагается проведение плановой проверки. Включение данного лица в план проверки осуществляется с учетом особенностей его правового положения.
Согласно материалам дела 29.09.2015 ФИО5 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. 01.08.2016 ФИО5 включена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности предпринимателя является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
В общей долевой собственности ФИО5 (1/2 доля в праве общей долевой собственности) находятся: земельный участок с кадастровым номером 43:40:000745:58 (разрешенное использование: размещение существующей двухэтажной надземной автостоянки для хранения автомобильного транспорта), двухэтажная надземная автостоянка для хранения автомобильного транспорта (кадастровый (условный) номер: 43:40:000233:58), нежилое помещение 1001 (кадастровый (условный) номер: 43:40:000745:1218) площадью 162,7 кв.м, нежилое помещение 1002 (кадастровый (условный) номер: 43:40:000745:1219) площадью 82,9 кв.м, нежилое помещение 1003 (кадастровый (условный) номер: 43:40:000745:1217) площадью 102,7 кв.м, расположенные по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, д.11г.
ИП ФИО5 и ООО «Арктур» 01.06.2016 заключили договор аренды части нежилого помещения площадью 102,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, д.11г. В соответствии с разделом 3 указанного договора арендатор выплачивает ИП ФИО5 арендную плату.
Объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000745:58, используется для осуществления предпринимательской деятельности. В данном здании расположены бар «Кочегарка», букмекерская компания «Лига ставок».
С учетом приведенных фактических обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИП ФИО5 является индивидуальным предпринимателем, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. На земельном участке с кадастровым номером 43:40:000745:58 ИП ФИО5 осуществляет предпринимательскую деятельность, а именно: сдает в аренду объект недвижимого имущества, расположенный на данном земельном участке. Использование земельного участка с кадастровым номером 43:40:000745:58 связано с осуществлением предпринимательской деятельности заявителем и иными лицами. Названные обстоятельства необходимо учитывать при планировании проверки соблюдения ИП ФИО5 земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером 43:40:000745:58. При этом администрация должна была принять во внимание положения статей 9, 26.1 Закона 294-ФЗ, пунктов 3, 3(1), 4 Правил подготовки планов, пунктов 8, 12 Порядка муниципального земельного контроля, главы 3 Положения о земельном контроле, пунктов 3.2.1.2, 3.2.1.4-3.2.1.8 Административного регламента, в том числе ограничения, установленные в отношении проверок индивидуальных предпринимателей. Сведения о правовом положении ИП ФИО5 носят открытый характер. Осуществление на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000745:58 предпринимательской деятельности подтверждается доказательствами, собранными до утверждения Плана ответчиком.
Между тем ответчик включил ИП ФИО5 в план проведения документарных и выездных проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами без учета ее статуса индивидуального предпринимателя, субъекта малого и среднего предпринимательства, а также без учета использования земельного участка с кадастровым номером 43:40:000745:58 в предпринимательской деятельности, что противоречит положениям статей 9, 26.1 Закона 294-ФЗ, пунктов 3, 3(1) Правил подготовки планов, пунктов 8, 12 Порядка муниципального земельного контроля, главы 3 Положения о земельном контроле, пункта 3.2.1.2 Административного регламента.
Включение заявителя в план проведения документарных и выездных проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами определило порядок проведения проверки в отношении ИП ФИО5 как в отношении физического лица, что является препятствием для распространения на заявителя ограничений по проведению плановых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей, предусмотренных Законом № 294-ФЗ, а также Правилами подготовки планов, Порядком муниципального земельного контроля, Положением о земельном контроле, Административным регламентом, в том числе положений статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ, согласно которым по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, Арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия администрации по включению плановой проверки ИП ФИО5 в План нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемых действий администрации. Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, правомерно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы ответчика исследованы апелляционным судом в полном объеме, однако они не опровергают выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о правомерности позиции ответчика, в связи с чем отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2018 по делу № А28-14360/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрация города ФИО7 – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | Е.В. Минаева |
Судьи | ФИО8 ФИО1 |