ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-15699/20 от 06.09.2023 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-15699/2020

11 сентября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2023 года .

Полный текст постановления изготовлен сентября 2023 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Волковой С.С.,

судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савельевой А.Г.

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1, действующего на основании доверенности от 18.01.2023, представителей ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от 15.11.2022, ФИО3, действующей на основании доверенности от 28.09.2021,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Зуевского района Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2023 по делу № А28-15699/2020

по заявлению администрации Зуевского района Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о признании недействительным представления от 13.11.2020 № 40-23-09/6 в части требований о возврате в федеральный бюджет средств субсидии, изложенных в его пункте 2,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: МКОУ СОШ «Образовательный центр г. Зуевка», Министерство образования Кировской области,

установил:

Администрация Зуевского района Кировской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением от 09.12.2020 к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее – ответчик, УФК), Министерству образования Кировской области (далее – Министерство) о признании незаконным представления УФК от 13.11.2020 № 40-23-09/6; о признании недействительным пункта 4.3.8.2 Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях от 11.10.2018 № 33614000-1-2018-008; о признании недействительным пункта 4.3.8.3 Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях от 12.03.2019 № 33614000-1-2019-005.

Определением суда от 17.03.2021 требования заявителя к Министерству о признании недействительным пункта 4.3.8.2 Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях от 11.10.2018 № 33614000-1-2018-008; о признании недействительным пункта 4.3.8.3 Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях от 12.03.2019 № 33614000-1-2019-005 выделены в отдельное производство, указанный спор разрешен с вынесением решения от 31.05.2022 по делу № А28-3487/2021.

Заявлением от 07.12.2022 Администрация уточнила свои требования в данном деле, просила признать недействительным представление от 13.11.2020 № 40-23-09/6 в части требований о возврате в федеральный бюджет средств субсидии, изложенных в его пункте 2.

Поскольку данное уточнение положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не противоречит, оно принято арбитражным судом, дело рассмотрено по уточненным требованиям.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКОУ СОШ «Образовательный центр г. Зуевка» (далее – Учреждение) и Министерство.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

Заявитель указал, что оснащение здания для размещения общеобразовательной организации является вариативным и зависит исключительно от потребностей самой образовательной организации в оборудовании, необходимом для осуществления ею образовательной деятельности. Условия предоставления субсидии Администрацией соблюдены полностью, приобретено здание, возведенное в соответствии с типовой проектной документацией, и по условия Соглашений оснащено современными средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336. По условиям Соглашений механизм приобретения здания для размещения образовательной организации, процесс (мероприятия) по его оснащению современными оборудованием и средствами обучения и расходование средств субсидии находились под контролем Министерства, как главного распорядителя средств бюджета, что само по себе не могло привести к необоснованному (излишнему), нецелевому расходованию средств субсидии.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 25.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы заявителя.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали занятые по делу правовые позиции.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом от 15.09.2020 № 521 в период с 16.09.2020 по 28.09.2020 УФК проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования Администрацией субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Проверкой проанализированы обстоятельства расходования Администрацией средств федерального бюджета, предоставленных во исполнение Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях между министерством образования Кировской области и администрацией Зуевского района Кировской области от 11.10.2018 № 33614000-1-2018-008 (далее – Соглашение от 11.10.2018) и Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях между министерством образования Кировской области и администрацией Зуевского района Кировской области от 12.03.2019 № 33614000-1-2019-005 (далее – Соглашение от 12.03.2019), заключенных с Министерством.

02.08.2018 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Кировской области подписано соглашение № 074-09-2018-024 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Кировской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в соответствии с пунктом 1.2 которого предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 30.08.2017 № 448-П «Об утверждении государственной программы Кировской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» на 2018-2025 годы» (далее - Государственная программа).

В соответствии с разделом 3 Государственной программы достижение цели Государственной программы осуществляется путем выполнения комплекса отдельных мероприятий и реализации регионального проекта «Создание современных школ в Кировской области». В рамках отдельного мероприятия «Строительство или выкуп (приобретение) зданий и объектов общеобразовательных организаций» в 2018 и 2025 годах планируется проведение мероприятий по строительству и выкупу (приобретению) зданий и объектов для размещения 3 общеобразовательных организаций. При строительстве школ предполагается использовать типовые проекты, предусматривающие соответствие архитектурных решений современным требованиям к организации образовательного процесса, возможность трансформации помещений, что позволит использовать их для разных видов деятельности. В 2019 - 2024 годах субсидии на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях предоставляются в рамках регионального проекта «Создание современных школ в Кировской области».

В соответствии с приложением № 6 к Государственной программе в перечень объектов, строительства, реконструкции и капитального ремонта общеобразовательных организаций, а также объектов, приобретаемых для размещения общеобразовательных организаций, в рамках государственной программы включено приобретение здания для размещения общеобразовательной организации на 825 мест в г. Зуевка Зуевского района Кировской области с оснащением.

На основании указанной Государственной программы между Министерством и Администрацией заключено Соглашение от 11.10.2018.

В соответствии с пунктом 4.3.8.2 Соглашения от 11.10.2018 Администрация обязуется приобретать здание для размещения школы, возведенное в соответствии с типовой проектной документацией для объектов образовательных организаций, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

На основании Государственной программы между Министерством и Администрацией подписано Соглашение от 12.03.2019.

Согласно пункту 4.3.8.3 Соглашения от 12.03.2019 Администрация обязуется при реализации мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (приобретение здания для размещения общеобразовательной организации на 825 мест в г. Зуевка Зуевского района Кировской области с оснащением), приобретать здание для размещения школы, возведенное в соответствии с типовой проектной документацией для объектов образовательных организаций, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Во исполнение постановления Администрации от 03.05.2018 № 209 «Об осуществлении бюджетных инвестиций «Приобретение здания для размещения общеобразовательной организации на 825 мест в г. Зуевка Кировской области» 11.12.2018 Администрацией и АО «КССК» заключен муниципальный контракт № 1 на приобретение нежилого здания «Школа на 825 мест в г. Зуевка Кировской области» с хозблоком для муниципальных нужд с дополнительными соглашениями к нему.

Соглашения от 18.12.2018 и от 12.03.2019 исполнены, Министерство перечислило субсидии в соответствии с условиями Соглашений.

Полагая, что пункт 4.3.8.2 Соглашения от 11.10.2018 и пункт 4.3.8.3 Соглашения от 12.03.2019 противоречат действующему законодательству и не должны были включаться в Соглашения, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными указанных пунктов Соглашений.

Решением от 31.05.2022 по делу № А28-3487/2021 в удовлетворении требований Администрации отказано. Решение вступило в законную силу.

Указанным судебным актом условия оспариваемых пунктов Соглашений признаны соответствующими положениям приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642, а также не противоречащими положениям Государственной программы.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение положений статей 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктов 1.2, 4.3.8.2, 4.3 Соглашения от 11.10.2018, пунктов 1.2, 4.3.8.3, 4.3 Соглашения от 12.03.2019, муниципальной программы «Развитие образования Зуевского района Кировской области на 2014 - 2020 годы», Государственной программы в проверяемом периоде Администрацией необоснованно израсходованы средства субсидии в общей сумме 25 846 077 рублей 92 копейки:

- на закупку и установку монтируемой системы электроснабжения потолочной для кабинета физики;

- на приобретение ученической мебели;

- на приобретение и монтаж гардеробной системы;

- на приобретение и монтаж кресел для зрительного (актового) зала;

- на приобретение 22 интерактивных программно-аппаратных комплексов, 59 компьютеров, 2 многофункциональных устройств, мобильного лингафонного класса, музыкального центра;

- на приобретение иного оборудования и предметов оснащения.

Указанные виды оборудования и предметы оснащения здания приобретены и смонтированы вместо оборудования, предусмотренного проектной документацией, получившей положительное заключение экспертов и признанной экономически эффективной проектной документацией повторного использования, входящего в рыночную стоимость здания и оплаченного при покупке здания общеобразовательной организации.

По результатам проверки составлен акт от 28.09.2020 и вынесено представление от 13.11.2020 № 40-23-09/6, в пункте 2 резолютивной части которого заявителю указано на необходимость по нарушениям, указанным в пунктах 3-8 настоящего представления, произвести возврат в федеральный бюджет средств субсидии, полученной по Соглашениям от 11.10.2018, от 12.03.2019, в общей сумме 25 846 077,92 руб., необоснованно израсходованных на приобретение оборудования и предметов оснащения вместо монтируемого и комплектующего оборудования, входящего в стоимость здания общеобразовательной организации и оплаченного при покупке здания общеобразовательной организации и предусмотренного Проектной документацией (552-17), признанной Министерством строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации (протокол от 21.08.2018 № 479 ПРМ-ОД) экономически эффективной проектной документацией повторного использования, размещенной на его официальном сайте и получившей положительное заключение экспертов, путем перечисления средств в федеральный бюджет до 01.09.2021.

Полагая, что пункт 2 резолютивной части представления не соответствуют закону и нарушают права Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе эффективности использования бюджетных средств.

В статье 34 БК РФ сформулирован принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (подпункт 2 пункта 1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

По результатам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть выдано представление, содержащее информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

Пунктом 2 представления заявителю указано на необходимость принятия мер к возврату в федеральный бюджет средств субсидии, полученной по Соглашениям от 11.10.2018, от 12.03.2019, в общей сумме 25 846 077,92 руб., необоснованно израсходованных на приобретение оборудования и предметов оснащения вместо монтируемого и комплектующего оборудования, входящего в стоимость здания общеобразовательной организации и оплаченного при покупке здания общеобразовательной организации и предусмотренного Проектной документацией (552-17), признанной Министерством строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации (протокол от 21.08.2018 № 479 ПРМ-ОД) экономически эффективной проектной документацией повторного использования, размещенной на его официальном сайте и получившей положительное заключение экспертов.

В соответствии  с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Пунктом 3 статьи 132 БК РФ установлено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее – Правила № 999).

Согласно подпункту «в» пункта 8 Правил № 999 в качестве условия предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предусматривается заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.

Соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать обязательство об использовании типовой проектной документации (при наличии такой документации) - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства;

На основании Государственной программы между Министерством и Администрацией заключены Соглашения от 11.10.2018, от 12.03.2019, пунктами 4.3.8.2, 4.3.8.3 которых на Администрацию возложены обязанности приобретать здание для размещения школы, возведенное в соответствии с типовой проектной документацией для объектов образовательных организаций, информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Проектной документацией предусмотрено наличие в приобретаемом здании определенной системы электроснабжения потолочной, ученической мебели, гардеробной системы, кресел для зрительного (актового) зала, интерактивных программно-аппаратных комплексов, компьютеров, многофункциональных устройств, мобильного лингафонного класса, музыкального центра, иного оборудования и предметов оснащения.

Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспорено, что Администрацией приобретено оборудование и мебель, не соответствующие проектной документации и выходящие за стоимость здания.

Таким образом, ответчик пришел к правомерному выводу о неэффективном расходовании заявителем средств субсидии.

Довод заявителя о том, что оснащение здания для размещения общеобразовательной организации является вариативным и зависит исключительно от потребностей самой образовательной организации в оборудовании, необходимом для осуществления ею образовательной деятельности, суд апелляционной инстанции признает ошибочным.

Довод Администрации об оснащении здания средствами обучения в соответствии с перечнем оборудования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336, в обоснование соблюдения условий предоставления субсидии подлежит отклонению.

Несмотря на то, что приобретенное оборудование и мебель соответствуют перечню, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336, оно не соответствует проектной документации, как основного условия бюджетного софинансирования.

Осуществление Министерством контроля за механизмом приобретения здания для размещения образовательной организации, процессом (мероприятия) его оснащения современными оборудованием и средствами обучения и расходованием средств субсидии не исключает нарушение Администрацией бюджетного законодательства.

Учитывая, что представление ответчика в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 19.06.2023 по делу № А28-15699/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Зуевского района Кировской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий

С.С. Волкова

Судьи

Г.Г. Ившина

Е.В. Минаева