610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров 23 мая 2022 года | Дело № А28-15900/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьиКононова П.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Биг Фуд»
на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Кировской области от 02.03.2022 по делу № А28-15900/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Биг Фуд» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Административной комиссии Нововятского района муниципального образования «Город Киров» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Биг Фуд» (далее – заявитель, общество, ООО «Биг Фуд») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Нововятского района муниципального образования «Город Киров» (далее – ответчик, административный орган, Административная комиссия) от 10.11.2021 № 277, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 4.110 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» (далее – Закон № 200-ЗО) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 11.02.2022 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления общества отказано.
02.03.2022 по ходатайству заявителя судом изготовлено мотивированное решение по делу.
ООО «Биг Фуд» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 02.03.2022 отменить.
Общество указывает, что монтаж спорных вывесок осуществлен им 03.07.2020, тогда как часть 2 статьи 4.110Закона № 200-ЗО, устанавливающая административную ответственность за вмененное правонарушение, введена на основании Закона Кировской области от 15.12.2020 № 419-ЗО и вступила в действие с 28.12.2020, Правила внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденные решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 № 19/41, не предусматривают административную ответственность, в связи с чем, с учетом части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ООО «Биг Фуд» не может быть привлечено к административной ответственности.
Кроме того, общество отмечает, что уже было привлечено к административной ответственности за указанное правонарушение нарушение постановлением Административной комиссии от 14.07.2021 № 174, а в силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Административная комиссия отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 31.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решенияАрбитражного судаКировской областипроверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, Общество с ограниченной ответственностью «Биг Фуд» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
15.09.2021 сотрудником отдела благоустройства территориального управления Администрации города Кирова по Нововятскому району (далее-Территориальное управление) на основании планового рейдового задания, утвержденного распоряжением заместителя главы Администрации города Кирова, начальника Территориального управления от 15.09.2021 № 215, проведен плановый (рейдовый) осмотр (обследование) объектов благоустройства на территории Нововятского района города Кирова.
В ходе осмотра территории Нововятского района г. Кирова на предмет соблюдения Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 № 19/41 (далее – Правила № 19/41), главным специалистом отдела благоустройства установлен факт нарушения ООО «Биг Фуд» требований подпункта «а» пункта 12-1.3.1.3, пунктов 12-1.3.1.1, 12-1.7 Правил № 19/41, выразившегося в следующем: Общество разместило на фасаде здания по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, 54, на первом этаже в торговом центре «Сказка», средства наружной информации в виде вывесок:
- объемные световые буквы «ДОСТАВКА ПИЦЦЫ&РОЛЛОВ» размещены над входом и над окном не в единой горизонтальной оси с иными вывесками, установленными в пределах фасада и менее 20 см. от верхней части оконного проема под вывеской;
- объемный световой короб «PIZZA NINJA 206-111 pizzaninja.ru» размещен между оконными проемами.
Названные нарушения зафиксированы в акте осмотра от 15.09.2021 с приложением фотоматериалов.
17.09.2021 Территориальным управлением составлено уведомление о вызове 21.10.2021 законного представителя Общества для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.110 Закона № 200-ЗО. Уведомление Обществом получено не было, согласно сведениям официального сайта Почты России 21.09.2021 состоялась неудачная попытка вручения.
21.10.2021 главный специалист отдела благоустройства Территориального управления составил протокол об административном правонарушении, которым нарушения ООО «Биг Фуд» подпункта «а» пункта 12-1.3.1.3, пунктов 12-1.3.1.1, 12-1.7 Правил № 19/41 квалифицированы по части 2 статьи 4.1.10 Закона № 200-ЗО. Протокол составлен без участия представителя Общества.
27.10.2021 Административная комиссия вынесла определение о возвращении протокола и других материалов дела об административном правонарушении в связи с необходимостью устранения недостатков.
08.11.2021 главный специалист отдела благоустройства Территориального управления передал законному представителю Общества телефонограмму-уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 09.11.2021, а также о времени и месте рассмотрения административного дела 10.11.2021. Телефонограмму принял директор ООО «Биг Фуд» ФИО1 08.11.2021 в 16 час. 06 мин.
09.11.2021 главный специалист отдела благоустройства Территориального управления составил протокол об административном правонарушении, которым нарушения ООО «Биг Фуд» подпункта «а» пункта 12-1.3.1.3, пунктов 12-1.3.1.1, 12-1.7 Правил № 19/41 квалифицированы по части 2 статьи 4.110 Закона № 200-ЗО. Протокол составлен без участия представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.
Копия протокола направлена в адрес Общества почтой и по адресу электронной почты. Копия протокола содержит сведения о времени и месте рассмотрения административного дела.
10.11.2021 Административная комиссия, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление № 277 о привлечении ООО «Биг Фуд» к административной ответственности по части 2 статьи 4.110 Закона № 200-ЗО с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Полагая, что вынесенное Административной комиссией указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ООО «Биг Фуд» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции решением от 02.03.2022 отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или измененияобжалуемого решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (статьи 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ). Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. В отсутствие, а равно при недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 4.110 Закона № 200-ЗО размещение и (или) содержание средств наружной информации (кроме информационных материалов, касающихся реализации национальных проектов (бренд-бук)) в нарушение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Кировской области, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей.
Данная норма была внесена в Закон № 200-ЗО Законом Кировской области от 15.12.2020 № 419-ЗО и вступила в силу 28.12.2020.
Порядок размещения и содержания средств наружной информации, а также их виды определены в главе 12-1 Правил № 19/41.
Согласно пункту 12-1.3.1.1 Правил № 19/41 вывески размещаются (устанавливаются и эксплуатируются) на плоских участках фасада здания, строения, сооружения (далее - объект), свободных от архитектурных элементов, исключительно в пределах площади внешних поверхностей объекта. Вывески размещаются непосредственно у входа (справа или слева) в помещение, в котором осуществляют деятельность юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - помещение), или на входных дверях в него, не выше уровня дверного проема, либо над входом в такое помещение. При этом каждое юридическое и физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе размещать не более двух вывесок на одном объекте.
Согласно подпункту «а» пункта 12-1.3.1.3 Правил № 19/41 вывески, размещаемые на фасадах зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям:
а) вывески, размещаемые над входом или над окнами (витринами) помещений, должны быть расположены на единой горизонтальной оси с иными вывесками, установленными в пределах фасада, не выше линии перекрытий между первым и вторым этажами либо ниже указанной линии, но не менее чем 0,5 метра от земли.
Согласно пункту 2-1.7 Правил № 19/41 на объектах капитального строительства, для которых подготовлены паспорта наружной отделки фасадов зданий с требованиями к средствам наружной информации, согласованные управлением градостроительства и архитектуры Администрации города Кирова, размещение СНИ возможно только в соответствии с такими требованиями.
В отношении здания, расположенного по адресу: Кировская обл., г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, д. 54, Администрацией города Кирова (управлением градостроительства и архитектуры) согласован паспорт наружной отделки фасадов с требованиями к размещению средств наружной информации 1.6.9-20, которым определен порядок и место размещения всех средств наружной информации на фасаде здания, а также их размеры и формы. Указанный паспорт размещен на официальном сайте Администрации города Кирова и представляет собой упорядоченную форму всех требований, изложенных в главе 12-1 Правил № 19/41. Кроме того, согласно подпункту 5.2.1 пункта 5.2 Правил № 19/41 ремонт, обновление и изменение фасадов зданий, строений, сооружений, расположенных на территории муниципального образования "Город Киров", осуществляются в строгом соответствии с паспортом наружной отделки фасадов зданий, строений, сооружений (далее - паспорт), содержащим образцы цветов применяемых отделочных материалов, а также требования (схему) к размещению средств наружной информации и архитектурной подсветки, в порядке, утвержденном постановлением Администрации города Кирова.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Материалами дела подтверждается, что 15.09.2021 главным специалистом отдела благоустройства Территориального управления установлен факт нарушения ООО «Биг Фуд» требований подпункта «а» пункта 12-1.3.1.3, пунктов 12-1.3.1.1, 12-1.7 Правил № 19/41, а именно, на фасаде здания по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Советская, 54, на первом этаже в торговом центре «Сказка», размещены средства наружной информации в виде вывесок:
- объемные световые буквы «ДОСТАВКА ПИЦЦЫ&РОЛЛОВ» размещены над входом и над окном не в единой горизонтальной оси с иными вывесками, установленными в пределах фасада и менее 20 см. от верхней части оконного проема под вывеской;
- объемный световой короб «PIZZA NINJA 206-111 pizzaninja.ru» размещен между оконными проемами.
Размещение названных вывесок осуществлено Обществом в нарушение требований, предъявляемых к средствам наружной информации, для которых подготовлены паспорта наружной отделки фасадов зданий.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 15.09.2021 с приложением фотоматериалов, протоколом об административном правонарушении от 09.11.2021.
Изложенное свидетельствует о доказанности в деянии Общества всех признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 4.110 Закона № 200-ЗО.
Доводы заявителя о том, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку раздел 12-1 Правил № 19/41 введен решением Кировской городской думы 25.05.2016 № 47/5, подпункт «а» пункта 12-1.3.1.3 Правил № 19/41, пункт 12-1.7 Правил № 19/41, за нарушение которых общество привлечено к административной ответственности, действуют с 20.06.2018 и с 20.06.2017 соответственно. Таким образом, на момент установки (монтажа) спорных вывесок (03.07.2020) названные положения Правил № 19/41 уже действовали и были обязательны для исполнения Обществом.
На дату проведения планового (рейдового) осмотра (обследования) объектов благоустройства на территории Нововятского района г. Кирова-15.09.2021, было установлено, что размещенные Обществом 03.07.2020 на здании вывески не соответствовали требованиям подпункта «а» пункта 12-1.3.1.3, пунктов 12-1.3.1.1, 12-1.7 Правил № 19/41. За данное нарушение Правил № 19/41 по состоянию на дату его выявления-15.09.2021 уже была предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 4.110 Закона № 200-ЗО, введенной в действие с 28.12.2020. Факт того, что на дату размещения спорных вывесок-03.07.2020, за указанные выше нарушения требований Правил № 19/41 к их размещению не была предусмотрена административная ответственность, не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности за совершение таких нарушений, выявленных 15.09.2021 и применения положений статьи 1.7 КоАП РФ. При этом апелляционный суд исходит из того, что размещение на здании вывесок с нарушением нормативно установленных требований-это, не однократное, то есть совершенное один раз (применительно к настоящему делу-03.07.2020), а длящееся во времени деяние, факт совершения которого может быть выявлен в дальнейшем компетентным органом в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия и служить основанием для привлечения лица, размещающего такие вывески, к административной ответственности.
Довод о привлечении ООО «Биг Фуд» к административной ответственности дважды за одно и тоже административное правонарушение подлежит отклонению на основании следующего.
19.05.2021 Территориальным управлением было вынесено предостережение о недопустимости нарушения правил благоустройства на территории муниципального образования «Город Киров» № 954-01-16пр, согласно которому Обществу предлагалось принять меры по устранению нарушений требований пунктов 12-1.3.1 Правил № 19/41 в части размещения спорных вывесок в срок до 01.06.2021 и направить уведомление об исполнении настоящего предостережения в срок до 30.07.2021.
Постановлением Административной комиссии от 14.07.2021 № 174 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.110 Закона 200-ЗО, выразившегося в размещении спорных вывесок с нарушением требований пунктов 12-1.3.1 Правил № 19/41, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Несмотря на привлечение к административной ответственности, осведомленность ООО «Биг Фуд» о предъявляемых к нему требованиях по соблюдению правил размещения вывесок и установления административной ответственности за их несоблюдение, Общество не приняло мер по приведению спорных вывесок в нормативное состояние и продолжило размещать их с нарушением указанных правил. Факт продолжения такого размещения вывесок с нарушением нормативно установленных требований был выявлен вновь Территориальным управлением 15.09.2021. По данному факту Общество постановлением Административной комиссии от 10.11.2021 было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 4.110 Закона 200-ЗО с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Поскольку, как было отмечено выше, совершаемое ООО «Биг Фуд» административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 4.110 Закона 200-ЗО, является длящимся во времени, по факту его нового выявления 15.09.2021 Общество могло быть вновь привлечено к административной ответственности. В этой связи при вынесении Административной комиссией оспариваемого постановления от 10.11.2021 № 174 положения части 5 статьи 4.1 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ применению не подлежали и нарушены не были.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока привлечения Общества к административной ответственности также подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Исходя из разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В связи с тем, что днем обнаружения факта совершения вменяемого Обществу административного правонарушения является 15.09.2021, а обжалуемое постановление Административной комиссии о назначении административного наказания вынесено 10.11.2021, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок привлечения заявителя к административной ответственности по состоянию на 10.11.2021 не истек.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
На основании всего вышеизложенного, решение Арбитражного суда Кировской области от 02.03.2022 по делу № А28-15900/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Биг Фуд» - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.03.2022 по делу № А28-15900/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Биг Фуд»– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | П.И. Кононов |