ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-16470/17 от 24.10.2018 АС Кировской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-16470/2017

24 октября 2018 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И. ,

судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш. ,

при участии представителя

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 09.01.2018)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Государственной жилищной инспекции Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 12.04.2018,

принятое судьей Андрияновым А.А.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018,

принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.,

по делу № А28-16470/2017

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный кооператив-7» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

о признании недействительным предписания

Государственной жилищной инспекции Кировской области

(ОГРН: <***>; ИНН: <***>)

от 21.11.2017 № 28/72/17

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный кооператив-7» (далее – Общество, ООО «ЖЭК-7») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее – Инспекция, уполномоченный орган) от 21.11.2017               № 28/72/17.

Решением суда первой инстанции от 12.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.08.2018, заявленное требование удовлетворено.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами в части перерасчета платы за электроэнергию за июнь, июль 2017 года и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в этой части.

Ссылаясь на Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, вывод судов о необходимости при расчете платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества дома, в июне-июле 2017 года применять норматив потребления, является неверным и основан на неправильном толковании норм действующего законодательства. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.

Законность принятых судебных актов в обжалуемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.10.2017 № 2631/17  Инспекция провела внеплановую документарную проверку Общества с целью проверки фактов, указанных в обращении физического лица, проживающего в многоквартирном доме  (далее –  МКД) по адресу: <...> Октября, дом 9,  корпус 1.

В ходе проверки установлено, что управление названным жилым домом осуществляет ООО «ЖЭК-7» на основании договора управления от 01.07.2015 № 13/4-У-2016. Многоквартирный жилой дом оснащен общедомовым прибором учета электрической энергии.

Между заявителем и ресурсоснабжающей организацией заключен договор энергоснабжения от 01.10.2017 № 413319.

По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о том, что Общество при начислении в период с января по июль 2017 года платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД, допустило нарушение требований статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее –  ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), пунктов 44, 46, пунктов 10, 11 13 приложения   № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Результаты проверки и выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 21.11.2017 № 28/104/17.

Обществу выдано предписание от 21.11.2017 № 28/72/17, которым на него возложена обязанность провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований, указанных в акте от 21.11.2017 № 28/104/17, произведя перерасчет (снятие) излишне начисленной суммы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в МКД, за январь – июль 2017 года собственникам (нанимателям) помещений МКД.

ООО «ЖЭК-7» не согласилось с данным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьями 4, 155, 156, 157 ЖК РФ, Правилами № 491, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление № 1498), суд первой инстанции, приняв во внимание, что при поступлении заявителю сведений от ресурсоснабжающей компании об объеме потребленного ресурса в период январь – май 2017 на содержание общего имущества, до момента окончания проверки, Общество произвело перерасчет размера платы за данный ресурс исходя из фактически потребленного объема ресурса, со снятием излишне начисленных сумм, а также придя к выводу, что в силу положений части 9.2. статьи 156 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 10.08.2017, ООО «ЖЭК-7» обоснованно произвело расчет платы собственникам помещений в многоквартирном доме за потребленную электроэнергию на содержание общего имущества в июне и июле 2017 года на основании нормативов потребления данного ресурса, удовлетворил заявленное требование.

Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей с 04.07.2016 по 10.08.2017) предусмотрено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В пункте 29 Правил № 491 (в редакции Постановления № 1498) определено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил № 354), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил № 354).

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

В силу пунктов 2 и 3 Постановления № 1498 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений данного постановления.

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Во исполнение Постановления № 1498 Правительство Кировской области приняло постановление от 30.05.2017 № 285-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Кировской области при отсутствии приборов учета», действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.

Таким образом, размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунального ресурса (в том числе электроэнергию), потребляемого при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае утверждения органом государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих нормативов.

С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что при расчете платы в рассматриваемый обжалуемый период (июнь – июль 2017 года) применяются положения части 9.2 статьи 156 ЖК РФ исходя из того, что на территории Кировской области положения данной нормы закона могли быть реализованы после издания постановления Правительства Кировской области от 30.05.2017 № 285-П.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали предписание Инспекции незаконным в оспариваемой части и правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебную практику по иным делам подлежит отклонению, поскольку указанные судебные акты не имеют преюдициального значения для рассматриваемого спора.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 12.04.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 по делу №  А28-16470/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

А.И. Чиграков

Судьи

И.Л. Забурдаева

Н.Ш. Радченкова