ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-18068/19 от 18.01.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-18068/2019

18 января 2022 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Александровой О.В.,

судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Кировского областного государственного бюджетного учреждения

«Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.04.2021 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021

по делу № А28-18068/2019

заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения

«Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительным предписания

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – федеральное государственное бюджетное учреждение

«Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

открытое акционерное общество «Институт территориального планирования «Кировское архитектурное, землеустроительное проектно-изыскательское предприятие»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>) и

Министерство имущественных отношений Кировской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

и   у с т а н о в и л :

Кировское областное государственное бюджетное учреждение «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» (далее – Центр) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее – Управление) от 12.11.2019 № 17/02-2/19.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» (далее – Учреждение), открытое акционерное общество «Институт территориального планирования «Кировское архитектурное, землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» (далее – Общество) и Министерство имущественных отношений Кировской области (далее – Министерство),

Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.04.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 решение суда оставлено без изменения.

Центр не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 431-ФЗ).

Центр указывает, что во исполнение предписания от 24.05.2019 направил Учреждению  техническое задание и технические отчеты по геодезическим работам. Общество отказалось представить недостающие технические данные по запросу Центра, сославшись на то обстоятельство, что сеть базисная опорная активная «Регион Вятка» не является геодезической сетью. Фактически для исполнения предписания Управления необходимо выполнить ряд долгосрочных работ, требующих больших финансовых вложений, провести модернизацию сети.

Подробно доводы Центра изложены в кассационной жалобе.

Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Министерство в отзыве поддержало доводы кассационной жалобы; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Отзывы от Учреждения и Общества в суд не поступили.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.11.2019 № 35-р Управление 12.11.2019 провело внеплановую документарную проверку в отношении Центра в связи с истечением 30.08.2019 срока исполнения субъектом проверки предписания Управления от 24.05.2019 № 17/01-2/19 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии.

По итогам проверки установлено, что выявленные нарушения по несоответствию технических отчетов нормам действующего законодательства и использованию геодезической сети специального назначения после передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных не устранены.

По результатам проверки составлен акт проверки от 12.11.2019 № 17/01-2/19 и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 12.11.2019 № 17/2-2/19, с установленным сроком устранения нарушений – до 13.12.2019.

В предписании указано на нарушение Центром требований законодательства и нормативно-технических документов в области геодезии и картографии при осуществлении геодезической и картографической деятельности, а именно: отчет о создании сети базисной опорной активной «Регион Вятка» не передан в федеральный фонд пространственных данных, что является нарушением части 8 статьи 9 Закона № 431-ФЗ; технические отчеты по геодезическим работам при создании спутниковой опорной межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo на территории Кировской области (в рамках 1, 2, 3 этапов) не соответствуют требованиям, установленным в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2017 № 139 «Об установлении требований к содержанию технического проекта геодезической сети специального назначения, порядка утверждения технического проекта геодезической сети специального назначения, включая основания для отказа в его утверждении, требований к форме и составу отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов геодезической сети специального назначения, порядка передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных» (далее – Требования № 139).

Центр не согласился с указанным предписанием и обратился в арбитражный суд.

Руководствуясь Законом № 431 и Положением о создании геодезических сетей специального назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 433, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания вынесенного предписания недействительным.

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем, регулирует Закон № 431.

Геодезическая сеть представляет собой совокупность геодезических пунктов, используемых в целях установления и (или) распространения предусмотренных данным законом систем координат.

В силу части 1 статьи 9 Закона № 431-ФЗ для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, а также повышения точности результатов указанных работ физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе организовывать создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций.

Лица, осуществляющие создание геодезических сетей специального назначения (за исключением лиц, осуществляющих создание таких сетей для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной деятельности), по завершении создания геодезической сети специального назначения обязаны составить отчет о создании геодезической сети специального назначения и каталог координат пунктов указанной сети и передать такие отчет и каталог в федеральный фонд пространственных данных или фонд пространственных данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в случае, если создание геодезической сети специального назначения организовано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны (пункт 7 статьи 9 Закона № 431-ФЗ).

Использование геодезической сети специального назначения, за исключением геодезической сети специального назначения, создание которой организовано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, или геодезической сети специального назначения, создаваемой для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной деятельности, допускается после передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных (пункт 8 статьи 9 Закона № 431-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установили суды, имущественный комплекс «Спутниковая опорная межевая сеть (Спутниковая геодезическая сеть «Вятка»)» создавался в период с 2008 по 2011 годы в рамках исполнения шести государственных контрактов: от 15.08.2008 № Д21-08, от 10.11.2008 № Д46-08, от 20.09.2010 № Д15-10, от 29.11.2010 № Д24-10, от 05.12.2011 № Д15-11, от 05.12.2011 № Д16-11 на создание спутниковой опорной межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo на территории Кировской области. Результаты работ приняты в установленном порядке по актам приема-передачи.

В период выполнения работ по созданию сети действовало Положение о создании геодезических сетей специального назначения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 433 (окончание действия документа 08.07.2016), в соответствии с пунктом 19 которого технический отчет о выполнении работ по созданию опорной межевой сети и каталог координат и высот пунктов опорной межевой сети составляются в трех экземплярах. После утверждения заказчиком указанных документов первый экземпляр документов остается у заказчика, второй экземпляр исполнитель сдает в территориальный орган Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а третий экземпляр исполнителем направляется в порядке уведомления в территориальный орган Федерального агентства геодезии и картографии.

В пункте 19 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.12.2015 № 961 «Об утверждении положения о создании геодезических сетей специального назначения», действовавшего в период с 09.07.2016 по 09.09.2017, вступившего в силу с момента признания утратившим силу указанного постановления, установлено, что технический отчет о выполнении работ по созданию геодезических сетей специального назначения и каталог координат и высот пунктов геодезических сетей специального назначения составляются не менее чем в двух экземплярах. После утверждения заказчиком указанных документов первый экземпляр документов остается у заказчика, второй экземпляр заказчик сдает в федеральный картографо-геодезический фонд.

Материалы и данные федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, созданные до дня вступления в Закона № 431-ФЗ, являются данными федерального фонда пространственных данных.

Порядок передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2017 № 139 и действовавший на момент вынесения спорного предписания, предусматривает, что после составления отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети заказчик работ по созданию геодезической сети специального назначения в течение пятнадцати календарных дней со дня их составления передает один экземпляр отчета и каталога координат фондодержателю федерального фонда пространственных данных для включения в федеральный фонд пространственных данных.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, информацию Учреждения от 30.09.2019 и от 17.10.2019, суды установили, что технический отчет по геодезическим работам при создании спутниковой опорной межевой сети в виде сети референцных станций ГЛОНАСС/GPS/Galileo на территории Кировской области не содержит всей необходимой информации и не соответствует требованиям действующего законодательства; на момент вынесения оспариваемого предписания отчет о создании геодезической сети специального назначения и каталог координат пунктов указанной сети в Федеральный фонд пространственных данных не переданы.

При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для отмены оспариваемого предписания.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на необходимость модернизации сети не свидетельствует о наличии оснований для освобождения Центра от исполнения обязанностей, установленных законодательством.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Кировской области от 09.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу № А28-18068/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Кировского областного государственного бюджетного учреждения «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» – без удовлетворения.

           Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в
статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

О.В. Александрова

Судьи

И.Л. Забурдаева

Н.Ш. Радченкова