ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-3861/2021 от 15.02.2022 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

17 февраля 2022 года                                                           Дело № А28-3861/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бармина Д.Ю.,

судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плюсниной В.Г.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.12.2021 по делу № А28-3861/2021

по иску акционерного общества «Жилье» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании задолженности,

установил:

акционерное общество «Жилье» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском о взыскании с Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – ответчик, Министерство) 50 603 рублей задолженности по соглашению о предоставлении субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами от 24.04.2019 № 176/в.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.12.2021 исковые требования удовлетворены.

Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.

По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. В целях предоставления субсидии соглашения между истцом и ответчиком заключались на период январь-ноябрь 2019, обязательства по выплате субсидии за указанные периоды выполнены в полном объеме. Соглашение о предоставлении субсидии за декабрь 2019 года между истцом и ответчиком не заключалось. Дополнительное соглашение для предоставления субсидии за декабрь, подписанное со стороны Общества, в Министерство не поступало. У Министерства отсутствовали основаниями для перечисления Обществу субсидии за декабрь 2019 года.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие законных оснований для удовлетворения жалобы, считает решение обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.01.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 19.01.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Министерство заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 24.04.2019 между Министерством и Обществом заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при применении в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными индексами № 176/в (далее – соглашение № 176/в).

По условиям пункта 1.1 предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии.

Пунктом 1.3 соглашения в редакции дополнительного соглашения № 2 установлен размер субсидии на период январь-октябрь 2019 года.

03.02.2020 между Министерством и Обществом заключено аналогичное соглашение № 149/В (далее – соглашение № 149/В) на предоставление субсидии в 2020 году.

Истец, являясь теплоснабжающей организацией на территории Советского сельского поселения, в 2019 году оказывал населению услуги по теплоснабжению. Расчет платы за теплоснабжение произведен в соответствии со стандартом уровня платежей граждан на 2019 год, утвержденному решением Думы города Советска от 29.01.2019 № 6.

По расчету истца размер невыплаченной субсидии на возмещение межтарифной разницы за декабрь 2019 года составил 50 603 рубля.

Претензией от 04.02.2021 истец потребовал погасить образовавшуюся задолженность.

В ответ на указанную претензию ответчик письмом от 01.03.2021 отказал в выплате субсидии за декабрь 2019, указав, что соглашение о предоставлении субсидии за декабрь 2019 года между Обществом и Министерством не заключалось.

Неисполнение требований претензии стало основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии, в том числе, с основным принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Согласно пункту 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.

Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37-40 настоящего документа.

В силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Указом Губернатора Кировской области от 05.12.2018 № 156 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/146 был утвержден Порядок предоставления субсидий (далее - Порядок № 144/146).

Пунктом 2.2 Порядка № 144/146 предусмотрено, что ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, претендующие на получение субсидии, должны выполнять следующие условия:

наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий и (или) документов, подтверждающих фактическое предоставление коммунальных услуг (ресурсов);

предоставление коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 2.3 Порядка № 144/146 определены условия предоставления ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг:

субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году;

субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год;

субсидии предоставляются при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области форме;

субсидии предоставляются при наличии соглашения с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - министерство строительства и ЖКХ) о предоставлении субсидий.

Согласно Положению о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 67-П, указанные функции переданы Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (пункт 3.1.6.10).

С 13.05.2021 Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области переименовано в Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.

Соответствие Общества установленным критериям и фактическое возникновение выпадающих доходов, вызванных межтарифной разницей, заявителем не оспаривается.

Из представленных в материалы дела документов следует, что между истцом и ответчиком 24.04.2019 заключено соглашение № 176/В о предоставлении из областного бюджета субсидий в 2019 году.

Расчеты за коммунальные услуги с населением, проживающим на территории Советского городского поселения, истец в спорный период осуществлял в соответствии со стандартами уровня платежей, установленными решением органа местного самоуправления, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных РСТ по Кировской области.

Факт оказания истцом населению коммунальных услуг в спорный период подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.

Общество обеспечивало поставку тепловой энергии, выполняло функции теплоснабжающей организации, несло расходы в связи с этой деятельностью, следовательно, вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования соответствующих тарифов.

При установлении тарифов для населения, которые ниже экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей, государство гарантирует ресурсоснабжающим организациям компенсацию выпадающих доходов.

Публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого истцом. Установив такую плату, субъект за счет средств собственного бюджета обязан возместить истцу выпадающие доходы.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - Постановление № 87) согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Довод заявителя жалобы об отсутствии между истцом и ответчиком соглашения о предоставлении субсидии за декабрь 2019 года апелляционным судом отклоняется.

Предметом соглашения № 176/В является предоставление из областного бюджета субсидии в 2019 году (пункт 1.1 соглашения). Представленные в материалы дела дополнительные соглашения от 25.11.2019, 19.12.2019 заключаются сторонами во исполнение пункта 1.4 соглашения № 176/В (при увеличении бюджетных ассигнований) и не изменяют период предоставления субсидии, установленный в пункте 1.1 соглашения № 176/В.

Пунктом 2.2.4 соглашения № 176/В предусмотрен порядок получения субсидии по итогам работы за декабрь. Истцом в материалы дела представлен расчет субсидии за декабрь 2019 года, предусмотренный пунктом 2.2.1 соглашения № 176/В и направленный в адрес Министерства.

Соглашением № 176/В предусмотрено предоставление субсидии за весь 2019 год, включая декабрь, при этом Министерством в апелляционной жалобе не указано на несоблюдение Обществом порядка предоставления субсидии за декабрь 2019 года.

С учетом установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 07.12.2021 по делу № А28-3861/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий                                                 Д.Ю. Бармин

Судьи                                                                                               И.Ю. Барьяхтар

Н.В. Панин