ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-5594/2022 от 02.11.2023 АС Кировской области

165/2023-34008(3)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А28-5594/2022  09 ноября 2023 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального унитарного предприятия «Водоканал»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023
по делу № А28-5594/2022

по иску Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования (ИНН: 5904157090, ОГРН: 1075904001271)
к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал»
(ИНН: 4339008240, ОГРН: 1064339004905)

о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду 

и у с т а н о в и л :

Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской  области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию  «Водоканал» (далее – Предприятие) о взыскании 890 416 рублей 73 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, а также 93 524 рублей 50 копеек  пеней. 

Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2022 иск удовлетворен  частично: с Предприятия взысканы 890 416 рублей 73 копейки платы за негативное воз-


действие на окружающую среду за 2020 год и 78 579 рублей 28 копеек пеней; в удовлетворении остальной части иска отказано. 

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 решение  суда изменено: с Предприятия взысканы 889 517 рублей 50 копеек платы за негативное  воздействие на окружающую среду за 2020 год и 78 499 рублей 92 копейки пеней; в удовлетворении остальной части иска отказано. 

Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального  права. Предприятие подало декларации о воздействии на окружающую среду за 2020 год в  отношении спорных объектов, в связи с чем применение Управлением повышающего коэффициента 100 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду является неправомерным. 

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы Предприятия.

Предприятие и Управление направили ходатайства о рассмотрении кассационной  жалобы без участия представителей. 

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 02.11.2023 (определение суда  округа от 05.10.2023). 

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского  округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие 12.04.2021 представило уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду  за 2020 год, согласно которой исчислена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферных воздух стационарными объектами в сумме 15 267 рублей 90 копеек, плата за  сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в сумме 11 308 рублей 77 копеек, плата  за размещение отходов производства в сумме 110 рублей 98 копеек, плата за размещение  твердых коммунальных отходов в сумме 428 602 рублей 60 копеек.  

Исчисленные суммы платы уплачены Предприятием.

Управление по итогам проведения контроля за исчислением платы за 2020 год составило акт от 17.02.2022, согласно которому плата за выбросы загрязняющих веществ в  атмосферных воздух стационарными объектами определена в сумме 896 637 рублей 03 копеек, плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в сумме 20 279 рублей 33  копеек, плата за размещение отходов производства в сумме 188 рублей 02 копеек, плата за  размещение твердых коммунальных отходов в сумме 428 602 рублей 60 копеек. 

Основанием для исчисления Управлением платы в большем размере послужил вывод о том, что в отношении объектов: очистные сооружения (объект 33-0159-002476-П) и  полигон ТБО (объект 33-0143-001256-П), отнесенных к II категории негативного воздействия на окружающую среду, Предприятие не представило декларацию о воздействии на  окружающую среду по объекту очистные сооружения; представило декларацию о воздействии по объекту полигон ТБО только 05.08.2020. В связи с чем Управление исчислило  плату с применением повышающих коэффициентов, в том числе Кпр 100, при непредставлении декларации о воздействии по объекту очистные сооружения за 2020 год полностью;  по объекту полигон ТБО до даты представления декларации о воздействии (до 05.08.2020). 


Управление направило Предприятию требование от 21.02.2022 № ИГ-031823 о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пеней. 

Предприятие требование не исполнило, поэтому Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. 

Руководствуясь статьями 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 16, 16.1 – 16.5, 31.2 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами исчисления и взимания платы за негативное  воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, Арбитражный суд Кировской области пришел к  выводу, что с Предприятия подлежат взысканию 890 416 рублей 73 копейки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, а также 78 579 рублей 28 копеек  пеней. При этом суд исходил из того, что до даты представления декларации о воздействии  при исчислении платы должен применяться коэффициент Кпр, равный 100; датой представления декларации о воздействии по объекту очистные сооружения является дата, когда  данная декларация была принята без замечаний. 

Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами  права, пришел к выводу, что на Предприятии лежит обязанность по уплате 889 517 рублей  50 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год и 78 499  рублей 92 копейки пеней. Суд признал, что датой представления декларации о воздействии  по объекту очистные сооружения является 10.12.2020, в связи с чем скорректировал расчет  Управления. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел правовых оснований для ее удовлетворения. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие  на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления. 

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной  экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность,  оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16.1 Закона   № 7-ФЗ). 

На основании пункта 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие  на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно  путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и  потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов,  установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. 

В пункте 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в целях стимулирования  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную  и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 25 – за объем или массу выбросов за-


грязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных  выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; коэффициент 100 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или  массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. 

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих  веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на  сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об  охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня  истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на  окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов. 

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II  категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской  Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на  окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных  в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона № 219- ФЗ). 

В силу пункта 1 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные  предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. 

На основании пункта 2 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ декларация о воздействии на  окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении  объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении  иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

Согласно пункту 4 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ одновременно с подачей декларации о  воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую  среду (далее – Правила № 255), согласно пункту 11(3) которых при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ,  сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую  среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нор-


мативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих  веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил. 

В соответствии с пунктом 12 Правил № 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на  объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и  (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и  (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют  формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы  за размещение твердых коммунальных отходов – формулу, указанную в пункте 18(2)  настоящих Правил. 

Согласно пункту 21 Правил № 255 указанная в нем формула применяется при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12(1) настоящих Правил (П). 

пр

На основании пункта 21(1) Правил № 255 расчет платы производится при отсутствии комплексных экологических разрешений, выданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о  результатах осуществления производственного экологического контроля плата за выбросы  загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, а также в случае, предусмотренном  пунктом 12(1) настоящих Правил (П). 

ср

В пункте 7.12 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие  на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 № 3 и от  30.12.2019 № 899, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 10.12.2020 № 1043 (далее – Порядок № 1043), определено, что в  столбце 12 Раздела 2 Декларации в строках указывается коэффициент Кпр, применяемый  для объектов I категории и для объектов II категории к ставке платы за объем или массу  сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100. 

Для лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную  деятельность на объектах III категории, а также лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (получивших  до 1 января 2019 года разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,  лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие до дня истечения срока действия  таких разрешений либо до дня представления декларации НВОС), вместо коэффициента  Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25. 


Суды установили и материалам дела не противоречит, что эксплуатируемые Предприятием в 2020 году очистные сооружения (объект 33-0159-002476-П) и полигон ТБО  (объект 33-0143-001256-П) отнесены к II категории объектов, оказывающих негативное  воздействие на окружающую среду. 

В свою очередь, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции установил, что  декларация о воздействии в отношении объекта полигон ТБО представлена Предприятием  05.08.2020, в отношении очистных сооружений – 10.12.2020. Действующих до дат представления деклараций о воздействии разрешений (лимитов) воздействия на окружающую  среду в 2020 году у Предприятия не имелось. 

Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела  в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. 

При отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ расчет платы производится с применением повышающего коэффициента (коэффициент Кпр), который для  объектов I и II категории, исходя из положений пункта 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ и  примечания по заполнению формы декларации о плате за негативное воздействие на  окружающую среду, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 № 1043, равен 100 (пункт 21 Правил № 255). 

Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за  сверхлимитное воздействие. 

Таким образом, приняв во внимание, что Предприятие осуществляло деятельность в  отсутствие необходимых разрешительных документов на сброс загрязняющих веществ и  декларации о воздействии на окружающую среду за 2020 год, в которых содержатся расчеты нормативов допустимых сбросов, представило в уполномоченный орган только  10.12.2020 (по объекту очистные сооружения) и 05.08.2020 (по объекту полигон ТБО), суд  пришел к верному выводу о доначислении Предприятию платы за негативное воздействие  на окружающую среду за 2020 год с применением повышающего коэффициента 100. 

При этом суд правомерно исходил из того, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением повышающего коэффициента должен производиться до представления Предприятием деклараций о воздействии. 

Доводы Предприятия об обратном подлежат отклонению, как противоречащие статье 31.2 Закона № 7-ФЗ и статье 11 Закона № 219-ФЗ. 

С учетом изложенного требование Управления о взыскании задолженности и пеней  в оспариваемой Обществом сумме является правомерным. 

Доводы заявителя не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению. 

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций  правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи  288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. 

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа 


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2022 и постановление Второго  арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по делу № А28-5594/2022 оставить без  изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал»  – без удовлетворения. 

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением  кассационной жалобы, отнести на муниципальное унитарное предприятие «Водоканал». 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье  291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 Председательствующий  О.Е. Бердников 

Судьи  Л.В. Соколова  Т.В. Шутикова