ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-7090/2017 от 29.03.2018 АС Кировской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-7090/2017

04 апреля 2018 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю. ,

судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш. ,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства охраны окружающей среды Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.09.2017,

принятое судьей Андрияновым А.А.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017,

принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,

по делу № А28-7090/2017

по заявлению Зуевской районной организации общественной организации

«Кировское областное общество охотников и рыболовов»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконным решения Министерства охраны окружающей среды

Кировской области  

и   у с т а н о в и л :

Зуевская районная организация общественной организации «Кировское областное общество охотников и рыболовов» (далее – Организация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства охраны окружающей среды Кировской области (далее – Министерство) от 24.04.2017 № 1692-49-01-14 об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения и обязании заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона.

Решением суда Кировской области от 25.09.2017 требования о признании оспариваемого решения незаконным удовлетворено, на Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Организации о заключении охотхозяйственного соглашения.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 решение суда оставлено без изменения.

Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами  частей 3, 4 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» (далее –  Постановление № 17-П), просит отменить судебные акты. Отказ Министерства в заключении соглашения на дату рассмотрения заявления Организации соответствовал закону. Приостановление Конституционным Судом Российской Федерации применения части 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ, наделявшей долгосрочных охотпользователей правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, является достаточным основанием для отказа в заключении таких соглашений. Заявитель не лишен возможности воспользоваться правом на заключение охотхозяйственного соглашения после внесения в законодательство необходимых изменений. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Организация отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.

Министерство заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.

Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным  судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, Организация и Министерство (до 14.09.2015 –  Управление охраны и использования животного мира Кировской области) заключили договор от 31.10.2000 № 713/07/2000 на предоставление территорий, необходимых для пользования объектами животного мира в целях охоты, в соответствии с которым к заявителю перешло право пользования объектами животного мира на территории охотничьих угодий площадью 166,5 тыс. га, расположенных в Зуевском районе Кировской области, в границах согласно приложению № 1 к долгосрочной лицензии № 0080.

Срок действия договора – до 10.08.2024 (пункт 5.1 контракта).

Право пользования объектами животного мира в названных границах возникло у Организации на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии № 0080 сроком действия до 10.08.2024. В связи с изменением реквизитов Организации взамен указанной лицензии заявителю выдана лицензия серии ХХ № 7177 с таким же сроком действия.

Организация на основании части 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ обратилась в Министерство с заявлением от 18.04.2017 № 18 о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона сроком на 49 лет в отношении охотничьих угодий, указанных в лицензии.

Министерство отказало в заключении охотхозяйственного соглашения, ссылаясь  на  приостановление процедуры их заключения на основании Постановления № 17-П (письмо от 24.04.2017 № 1692-49-01-14).

Организация не согласилась решением Министерства и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), статьей 71 Федерального закона   № 209-ФЗ, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении № 17-П, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной  инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона № 52-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) объекты животного мира могли предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

В связи с внесением Федеральным законом № 209-ФЗ изменений в Федеральный закон № 52-ФЗ (вступили в силу с 01.04.2010) возможность выдачи долгосрочных лицензий, заключение договоров о предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, не предусмотрена.

Объекты животного мира предоставляются в пользование юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим федеральным законом и Федеральным законом № 209-ФЗ (статья 33 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии с требованиями нового правового регулирования выдачи долгосрочных лицензий предусмотрено заключение охотхозяйственных соглашений по результатам аукционов.

В то же время в статье 71 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий (часть 1); долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению (часть 2).

Частью 3 этой статьи установлено, что юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу данного закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона.

 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ).

В  случае, если указанные лица не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, право пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 данного закона (часть 9 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5.3 Постановления № 17-П впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.

Как следует из материалов дела и установили суды, срок действия выданной Организации долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира заканчивается 10.08.2024.

Таким образом, право пользования животным миром в отношении охотничьих угодий возникло у Организации до дня вступления в силу Федерального закона № 209-ФЗ и сохраняется до истечения срока действия выданной ей лицензии, то есть до 10.08.2024. 

Следовательно, Организация в силу части 3 статьи 71 Федерального закона                        № 209-ФЗ имеет право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.

Министерство отказало Организации в рассмотрении заявления  со ссылкой на пункт 5.3 Постановления № 17-П в связи с приостановлением действия части 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ.

Между тем, как верно указал апелляционный суд, содержащиеся в Постановлении № 17-П положения лишь временно приостанавливают заключение охотхозяйственых соглашений в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ (до внесения изменений  в указанную норму в части установления сроков действия соглашений), не отменяя и не изменяя право и основания заключения соглашений. Само право охотпользователей  на на обращение в компетентные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с заявлениями о заключении охотхозяйственных соглашений на основании части 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ, а также процедуры рассмотрения таких обращений Постановлением № 17-П не были приостановлены.

Таким образом, Министерство обязано было рассмотреть заявление Общества  по существу в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 04.09.20012 № 109, и установить наличие фактических и правовых оснований для заключения охотхозяйственного соглашения.

По результатам рассмотрения заявления Министерство, руководствуясь Постановлением № 17-П, могло принять лишь промежуточное решение о приостановлении заключения охотхозяйственного соглашения  до внесения законодателем уточнений в часть 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ, но не итоговое решение об отказе в его заключении. В противном случае возникает угроза нарушения права охотпользователя на проявление инициативы в заключении охотхозяйственного соглашения с возможным наступлением для него негативных последствий.

С 10.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 224-ФЗ, которым внесены дополнения в часть 3 статьи 71 Федерального закона № 209-ФЗ, действие данной нормы возобновлено в уточненной редакции, поэтому Министерство вправе завершить рассмотрение заявления Организации и принять по нему окончательное решение по существу.

На основании изложенного суды правомерно признали незаконным оспариваемый отказ Министерства. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.

Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный  апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 25.09.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу № А28-7090/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства охраны окружающей среды Кировской области – без удовлетворения.

           Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю. Башева

Судьи

И.Л. Забурдаева

Н.Ш. Радченкова