ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-7185/19 от 14.01.2020 АС Волго-Вятского округа

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-7185/2019

20 января 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена января 2020 года .   

Полный текст постановления изготовлен января 2020 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Волковой С.С., ФИО1,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя – ФИО2, действующего на основании доверенности от 09.01.2020;

представителя ответчика – ФИО3, действующего на основании доверенности от 16.10.2019,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства охраны окружающей среды Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.10.2019

по делу № А28-7185/2019,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пеленг-Л» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству охраны окружающей среды Кировской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения от 21.03.2019 № 59 «О досрочном прекращении права пользования недрами, удостоверенного лицензией КИР 90201 ТЭ от 17.12.2015»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пеленг-Л» (далее – заявитель, ООО «Пеленг-Л», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства охраны окружающей среды Кировской области (далее – ответчик, Министерство) от 21.03.2019 № 59 «О досрочном прекращении права пользования недрами, удостоверенного лицензией КИР 90201 ТЭ от 17.12.2015» (далее – решение от 21.03.2019 № 59).

Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.10.2019 заявленные требования Общества удовлетворены, признано недействительным решение от 21.03.2019 № 59.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильном применении арбитражным судом норм материального права, выразившихся в неприменении закона, подлежащего применению. Ссылаясь на положения пунктов 2, 5, 8 части 2 статьи 20, части 4 статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), ответчик отмечает, что Обществом были нарушены существенные условия лицензии на право пользования недрами. По мнению подателя апелляционной жалобы, заявителем не принято всех зависящих от него мер по устранению имеющихся нарушений условий лицензии. Министерство не согласно с выводом суда о том, что не представление Обществом отчетности о выполнении условий пользования участками недр не является существенным нарушением. Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.

ООО «Пеленг-Л» письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.12.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 13.12.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятые по делу позиции.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.08.2011 Департамент экологии и природопользования Кировской области принял решение № 24 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Завод силикатного кирпича «Стрижи» (далее – ООО «ЗСК «Стрижи») права пользования участком недр «Ключевское» (Оричевский район Кировской области) в целях геологического изучения, разведки и добычи песка (том 1 л.д. 22).

ООО «ЗСК «Стрижи» выдана лицензия от 24.08.2011 серии КИР 90084 ТЭ № 43 МЕ 003150 на осуществление пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на участке недр «Ключевское», сроком действия до 24.08.2026 (далее – лицензия от 24.08.2011). Условия пользования участками недр «Ключевское» отражены в приложении № 1 к лицензии (том 1 л.д. 14, 18-21).

16.12.2015 Министерство на основании заявки Общества приняло решение № 97 о переоформлении лицензии от 24.08.2011 с ООО «ЗСК «Стрижи» на ООО «Пеленг-Л» (том 1 л.д. 42).

ООО «Пеленг-Л» выдана лицензия от 17.12.2015 серии КИР 90201 ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча песка на участке недр «Ключевское». Срок действия лицензии до 24.08.2026. Условия пользования участками недр «Ключевское» отражены в приложении № 1 к лицензии (далее – лицензия от 17.12.2015, том 1 л.д. 36-41).

14.09.2018 состоялось заседание комиссии по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами местного значения (протокол от 14.09.2018), по итогам которого комиссия приняла решение направить в адрес ООО «Пеленг-Л» уведомление о допущенных им нарушениях условий недропользования в части пунктов 5.2.4.4, 5.2.4.6, 5.2.4.7 статьи 5, пунктов 7.1, 7.2 статьи 7 условий пользования недрами и о возможном досрочном прекращении предоставленного ему права пользования недрами месторождения «Ключевское»; Министерству рекомендовано начать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами, удостоверенного лицензией от 17.12.2015 (том 1 л.д. 109-110).

29.11.2018 ООО «Пеленг-Л» получило уведомление Министерства от 21.09.2018 № 3888-49-01-14 о допущенных нарушениях условий пользования недрами и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, удостоверенного лицензией от 17.12.2015 (том 1 л.д. 56). В названном уведомлении указано на нарушение Обществом требований условий пользования недрами по лицензии от 17.12.2015: не обеспечен выход месторождения на проектную мощность 200,00 тыс. м3 в год (пункт 5.2.4.7 статьи 5); не оформлены документы, удостоверяющие границы горного отвода (пункт 5.2.4.4 статьи 5); не представлена отчетность по формам 5-гр и 70-тп в территориальный фонд геологической информации в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 7.1 статьи 7); не представлен отчет о выполнении условий пользования участком недр в лицензирующий орган (пункт 7.2 статьи 7).

Кроме того, указано, что земельный участок в границах недр «Ключевское» относится к землям сельскохозяйственного назначения и для его использования в целях недропользования необходимо осуществить перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель, на которой добыча полезного ископаемого разрешена в соответствии с действующим законодательством.

Министерство уведомило Общество о необходимости устранить выявленные нарушения не позднее 3 месяцев со дня получения настоящего уведомления и представить в Министерство соответствующую информацию.

19.03.2019 состоялось заседание комиссии по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования участками недр местного значения (протокол от 19.03.2019 № 3), по итогам которого комиссия приняла решение: рекомендовать Министерству на основании пунктов 2, 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах досрочно прекратить право пользования недрами, удостоверенное лицензией от 17.12.2015 (том 1 л.д. 122-125).

21.03.2019 Министерством принято решение № 59 «О досрочном прекращении права пользования недрами, удостоверенного лицензией КИР 90201 ТЭ от 17.12.2015» (том 1 л.д. 120-121).

Полагая, что указанное решение Министерства является недействительным, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым заявлением.

Суд удовлетворил заявленные требования ООО «Пеленг-Л», признал недействительным решение Министерства от 21.03.2019 и обязал ответчика устранить  нарушение  прав  и  законных  интересов  Общества.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В преамбуле Закона о недрах указано, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (пункт 9 статьи 4 Закона о недрах).

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3).

Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в статье 12 Закона о недрах. В названной норме, среди прочего, указано, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае, в том числе нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Аналогичные по сути основания досрочного прекращения права пользования недрами предусмотрены пунктом 15.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 (далее – Положение № 3314-1).

Согласно пункту 9.2 Положения № 3314-1 владельцы лицензий обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий.

Статьей 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 названного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке (часть 4 статьи 20 Закона о недрах).

Из Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 № 1862-О-О следует, что интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах. В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке. Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Пеленг-Л» выдана лицензия от 17.12.2015 серии КИР 90201 ТЭ с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча песка на участке недр «Ключевское», сроком действия лицензии до 24.08.2026. Условия пользования участками недр «Ключевское» отражены в приложении № 1 к лицензии (том 1 л.д. 36).

Условиями пользования участком недр, являющимися приложением 1 к лицензии лицензия от 17.12.2015 (далее - Условия пользования участком недр, том 1 л.д. 37-41), установлено, среди прочего, что владелец лицензии обязан: обеспечить ввод месторождения в промышленное освоение в срок до 31.12.2013 (пункт 5.2.4.6 статьи 5); обеспечить выход месторождения на проектную мощность 200,00 тыс. м3 в год в срок до 31.12.2014 (пункт 5.2.4.7 статьи 5); оформить документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Горноотводный акт (с копией) представить в Лицензирующий орган, для включения в состав настоящей лицензии в качестве неотъемлемой составной части (пункт 5.2.4.4 статьи 5); не позднее 05.02. текущего года, следующего за отчетным, представлять в территориальный фонд геологической информации отчеты по формам 5-гр и 70-тг в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 7.1 статьи 7); в срок до 01.12. текущего года представлять в Лицензирующий орган отчет о выполнении настоящих условий пользования участком недр (пункт 7.2 статьи 7).

14.09.2018 и 19.03.2019 проведены заседания комиссии по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами местного значения. Комиссия установила, что Обществом нарушены требования перечисленных пунктов Условий пользования участком недр.

При этом материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается получение уведомления Министерства от 21.09.2018 № 3888-49-01-14 о допущенных нарушениях условий пользования недрами и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, удостоверенного лицензией от 17.12.2015, что свидетельствует о соблюдении его прав в рассматриваемой процедуре.

Министерством принято решение от 21.03.2019 о досрочном прекращении права пользования недрами, удостоверенного лицензией 17.12.2015 (том 1 л.д. 120-121). Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило невыполнение Обществом пунктов 5.2.4.4, 5.2.4.6, 5.2.4.7 статьи 5, пунктов 7.1, 7.2 статьи 7 Условий пользования участком недр.

Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд в настоящем случае поддерживает вывод суда первой инстанции о признании недействительным решения от 21.03.2019 о досрочном прекращении права пользования недрами, удостоверенного лицензией 17.12.2015, с учетом следующего.

В пункте 5.2.4.4 статьи 5 Условий пользования участком недр предусмотрена обязанность владельца лицензии по оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Горноотводный акт (с копией) представить в Лицензирующий орган для включения в состав настоящей лицензии в качестве неотъемлемой составной части.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 7 Закона о недрах).

Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770 (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения.

Документация оформляется на срок действия лицензии на пользование недрами (пункт 5 Правил).

В подпункте «а» пункта 17 Правил установлено, что документация подлежит переоформлению при необходимости внесения изменений в уточненные границы горного отвода при переоформлении лицензии на пользование недрами.

Как усматривается из материалов дела, горноотводный акт, уточняющий границы горного отвода, выдан 23.09.2013 Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в качестве приложения к лицензии КИР 90084 ТЭ от 24.08.2011, выданной ООО «ЗСК «Стрижи», и в последующем, на основании решения Министерства от 16.12.2015 № 97 переоформленной с ООО «ЗСК «Стрижи» на ООО «Пеленг-Л» (том 1 л.д. 57-58). Материалы дела не содержат доказательств изменения границ горного отвода, ответчик не доказал, что заявитель  вносил изменения в уточненные границы горного отвода.

При таких обстоятельствах апелляционный суд признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что нарушение пункта 5.2.4.4 статьи 5 условий пользования участками недр в действиях Общества Министерством не подтверждено. В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих данные выводы суда первой инстанции. Оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

В статье 5 условий пользования участками недр установлено, что владелец лицензии обязан: обеспечить ввод месторождения в промышленное освоение в срок до 31.12.2013 (пункт 5.2.4.6), обеспечить выход месторождения на проектную мощность 200,00 тыс. м3 в год в срок до 31.12.2014 (пункт 5.2.4.7).

Суд апелляционной инстанции отмечает, что, поскольку пункт 5.2.4.6 статьи 5 Условий пользования участком недр не был указан в уведомлении Министерства от 21.09.2018 № 3888-49-01-14, что представителем ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции не отрицается, то данный пункт не может являться основанием для досрочного прекращения права пользования участком недр.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что земельный участок, в границах которого расположен участок недр «Ключевское», относится к землям сельскохозяйственного назначения. Сторонами данный факт не оспаривается.

В пункте 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).

Из материалов рассматриваемого дела следует и судом первой инстанции установлено, что земельный участок, в границах которого расположен участок недр «Ключевское», относится к землям сельскохозяйственного назначения. В частности, земельные участки с кадастровыми номерами 43:24:350710:115 и 43:24:350710:116, находящиеся в собственности ФИО4, имеют разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования (том 1 л.д. 28-33)

Из содержания письма администрации Левинского городского поселения Оричевского района Кировской области от 29.07.2019 № 623 (том 1 л.д. 143) усматривается, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 43:24:350710:115 и 43:24:350710:116 Администрацией Левинского городского поселения Оричевского района Кировской области принято решение о внесении изменений в генеральный план поселения в части изменения разрешенного вида использования земельных участков с сельскохозяйственного использования в зону промышленности. Таким образом, Администрацией Левинского городского поселения Оричевского района Кировской области проводятся работы во внесению изменений в генеральный план поселения относительно указанных земельных участков.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно заключил, что ввод месторождения в промышленное освоение и выход месторождения на проектную мощность 200,00 тыс. м3 в год невозможен без перевода земель из категории земель для сельскохозяйственного назначения в иную категорию, допускающей добычу полезных ископаемых.

Доводы Министерства о том, что Общество не предприняло никаких действий по обжалованию бездействия Администрации Левинского городского поселения Оричевского района Кировской области, не инициировало начало процедуры по устранению нарушений пунктов 5.2.4.6, 5.2.4.7 Условий пользования участками недр, апелляционным судом рассмотрены и не принимаются. В рассматриваемом случае административно-правовая санкция в виде досрочного прекращения права пользования недрами, удостоверенного лицензией от 17.12.2015, была применена Министерством без учета объективной возможности выполнить пункты 5.2.4.6, 5.2.4.7 Условий пользования участками недр. Обратного из материалов настоящего дела не усматривается и ответчиком не доказано.

Пункт 7.1 статьи 7 Условий пользования участком недр предусматривает, что владелец лицензии обязан не позднее 05.02. текущего года, следующего за отчетным, представлять в территориальный фонд геологической информации отчеты по формам 5-гр и 70-тп в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, что вменяемое нарушение Обществом устранено в 3-месячный срок с момента получения уведомления Министерства от 21.09.2018 № 3888-49-01-14 об устранении выявленных нарушений. В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих данные выводы суда первой инстанции, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Согласно пункту 7.2 статьи 7 Условий пользования участком недр в срок до 01.12. текущего года представлять в Лицензирующий орган отчет о выполнении настоящих условий пользования участком недр.

Вместе с тем заявитель не оспаривает тот факт, что в нарушение указанных условий лицензионного соглашения, Общество не представляло отчет о выполнении условий пользования участком недр в лицензирующий орган.

Утверждая о существенности названного нарушения, Министерство указывает на то, что неисполнение указанного условия существенно нарушает права собственника недр, лицензирующего органа, поскольку недобросовестное поведение лицензиата ограничивает возможности органа по выявлению нарушений условий лицензии, не позволяет применять имеющиеся механизмы по защите прав своих прав.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ именно Министерство должно было доказать, что нарушение пункта 7.2 статьи 7 Условий пользования участком недр причинило существенный вред охраняемым отношениям. Как правильно указал суд первой инстанции, в отсутствие доказательств причинения существенного вреда охраняемым правоотношениям, вменяемое нарушение само по себе не является тем нарушением, которое было бы соразмерно досрочному прекращению лицензии, с учетом специального характера такой меры государственного принуждения, направленной на защиту государственных интересов.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на факт непредставления Обществом отчетности на протяжении 3 лет, что также противоречит пункту 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах, судом апелляционной отклоняется как не свидетельствующая о правомерности оспариваемого решения от 21.03.2019 № 59, основаниями вынесения которого в тексте решения поименованы пункты 2 и 5 части 2 статьи 20 названного Закона. Аргументы Общества относительно избыточности и несоразмерности принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с непредставлением отчета о выполнении условий, о том, что заявитель не имел правовой возможности использовать участок недр в целях промышленной добычи полезных ископаемых, ответчиком не опровергнуты. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах основанием досрочного прекращения права пользования недрами является нарушение существенных условий лицензии. В данном случае нельзя ограничиваться формальной констатацией факта нарушения Обществом условий лицензии без исследования существа этих нарушений и их последствий.

Исследовав обстоятельства дела в совокупности с имеющимися доказательствами, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом деле ответчик не представил достаточных доказательств того, что непредставление Обществом отчета о выполнении условий пользования участком недр является  именно тем  единственным и достаточным нарушением существенных условий лицензии, которое с неизбежностью в рассматриваемой ситуации должно повлечь досрочное прекращение права пользования участком недр.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно признал решение Министерства от 21.03.2019 № 59 недействительным.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о правомерности позиции заявителя. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 28.10.2019 по делу № А28-7185/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку ответчик в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 28.10.2019 по делу № А28-7185/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства охраны окружающей среды Кировской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Г.Г. Ившина

Судьи

ФИО5

ФИО1