610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-7721/2018 |
01 октября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен октября 2019 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителя истца – ФИО2, по доверенности от 07.11.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – администрации Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области, ИНН <***> ОГРН <***>
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2019 по делу №А28-7721/2018, принятое судом в составе судьи Шубиной Н.М.,
по иску акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН <***> ОГРН <***>)
к администрации Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области (ИНН <***> ОГРН <***>),
третьи лица: акционерное общество «Коммунэнерго», общество с ограниченной ответственностью «Партнер»,
о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее – Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с администрации Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области (далее – Администрация, ответчик, заявитель) 19 845 руб. 11 коп. задолженности за электрическую энергию за февраль, март 2018 (далее – Спорный период).
Исковые требования Общества основаны на статьях 307, 309, 310, 422, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Коммунэнерго» (далее – Компания), общество с ограниченной ответственностью «Партнер» (далее – ООО «Партнер»).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель считает необоснованной ссылку на постановление Правительства Кировской области от 30.05.2008 № 133/204, акты приема-передачи от 01.01.2006, от 25.08.2008, поскольку в соответствии с указанным постановлением из муниципальной собственности Зуевского района в муниципальную собственность Зуевского городского поселения безвозмездно переданы электрические сети очистных сооружений (г. Зуевка, ул. Первомайская), а также электрическая сеть по адресу: <...>). Электросети по ул. Мелиоративная г. Зуевка (в том числе электросети фидер 15 «Котельная» ТП 2 ООО «Партнер») в муниципальную собственность Зуевского городского поселения из муниципальной собственности Зуевского района в соответствии с указанными выше документами не передавались. Согласно акту инвентаризации муниципального имущества на территории муниципального образования Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области от 12.10.2007, распоряжению Главы администрации Зуевского городского поселения от 15.10.2007 № 135, в казне муниципального образования Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области числится объект электросетевого хозяйства - участок ВЛ-04 кВт Ф «Котельная», расположенный по адресу: <...> (от территории бывшего МУП «Агропром химия» до жилых домов № 22, 20, 18, 16, 14, 12, 8 по ул. Мелиоративная), общей протяженностью 570 метров, год ввода в эксплуатацию 1978. То обстоятельство, что истец не предпринял мер к заключению соглашения с Администрацией по бесспорной части исковых требований, ссылаясь на отсутствие технической возможности определить потери на принадлежащем Администрации участке электросети, не может являться основанием для взыскания с муниципального образования стоимости потерь электрической энергии по всей протяженности электросетей - фидер № 15 «Котельная» ТП 2 ООО «Партнер», в том числе потерь, возникших в бесхозяйных электросетях, к которым подключены гаражные боксы физических лиц; магазин, гараж ИП ФИО3; кирпичный завод ИП ФИО4; диспетчерская ООО «Партнер»; здание боксов для стоянки авто ФИО5; дома оператора ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород». Бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию (использование по назначению), законодательство гарантировало сетевым организациям компенсацию расходов, связанных с эксплуатацией бесхозяйных сетей. Спорные электрические сети (фидер № 15 «Котельная» г. Зуевка ТП 2 ООО «Партнер») в соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества в казне муниципального образования Зуевское городское поселение не числятся, следовательно, Администрация в спорный период не являлась собственником или иным владельцем сетей, также не являлась лицом, обязанным приобретать электрическую энергию для возмещения потерь в спорных электрических сетях. Действующим законодательством обязанность по оплате стоимости потерь электроэнергии возложена в первую очередь на сетевые организации, в пользовании которых находятся объекты электросетевого хозяйства. При этом пользование этими объектами может осуществляться сетевой организацией как на праве собственности, так и на ином установленном законом основании, а передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом. Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (ст. 234 ГК РФ). До настоящего времени обращений от сетевой организации либо гарантирующего поставщика о постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (фидер № 15 «Котельная» г. Зуевка ТП 2 ООО «Партнер») в адрес Администрации не направлялось. В отношении муниципального образования Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области нет вступившего в силу и неисполненного судебного акта о понуждении принять спорные бесхозяйные электрические сети в собственность. Сам по себе Акт разграничения балансовой принадлежности не является правоустанавливающим документом. Зуевское городское поселение является частью Зуевского муниципального района, следовательно, объекты, указанные в приложении № 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, в том числе электрические сети, не являются объектами муниципальной собственности Зуевского городского поселения в силу прямого указания закона. Из муниципальной собственности Зуевского муниципального района в собственность Зуевского городского поселения не передавались. Обязанность муниципального образования по компенсации потерь в бесхозяйных электросетях не установлена.
Истец письменный отзыв не представил. В судебном заседании представитель отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.08.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 07.08.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Согласно решению правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 01.10.2014 № 32/1-ээ-2014 Обществу присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Кировской области.
На основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по передаточному акту Администрация Зуевского района безвозмездно передала с 01.01.2006 в собственность МО Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области имущество, в том числе, указанные в приложениях № 1, 2 жилые дома, электросети.
Согласно акту инвентаризации муниципального имущества на территории муниципального образования Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области от 12.10.2007, комиссией по инвентаризации установлен неучтенный участок ВЛ-04 кВт по ул. Мелиоративная (от территории бывшего МУП «Агропромхимия» до домов 22, 20, 18, 16, 14, 12, 10, 8), который было решено передать в казну МО Зуевское городское поселение.
Распоряжением главы администрации поселения от 15.10.2007 № 135 указанный участок был включен в казну муниципального образования.
Из выписки от 18.07.2018 № 04-11/31 из реестра казны муниципального имущества Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области следует, что данный участок числится в реестре казны городского поселения.
Постановлением Правительства Кировской области от 30.05.2008 № 133/204 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области, между муниципальными образованиями Зуевский муниципальный район Кировской области и вновь образованными городскими и сельскими поселениями Зуевского района» утвержден перечень имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области в муниципальную собственность вновь образованного муниципального образования Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области.
В соответствии с указанным постановлением по акту приема-передачи от 25.08.2008 муниципальное образование Зуевский муниципальный район Кировской области передало ответчику имущество, указанное в приложении к акту, в том числе, электрическую сеть.
Между Компанией (Сетевая организация) и OOO «Партнер» (Потребитель) подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 04.08.2008 №0.08.75, согласно которому граница балансовой принадлежности электрических сетей сторон устанавливается на: зажимах провода шлейфов отпайки ВЛ в сторону ТП-2 на изоляторах отпаечной опоры № 55 (сторону ТП-2) ВЛ-10 кВ ф.17 п/ст «Зуевка».
Согласно пункту 4 данного акта OOO «Партнер» имеет на своем балансе электрические сети от установленной границы в сторону потребления и осуществляет компенсацию потерь электроэнергии, возникших в собственных электросетях.
В соответствии с заключением об установлении экономически обоснованного тарифа на 2015-2019 годы в тариф Компании включены потери только в сетях, принадлежащих ей на праве собственности.
Между OOO «Партнер» (Сетевая организация) и Администрацией (Потребитель) подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 24.10.2011 № АГР 701-96/11, согласно которому граница балансовой принадлежности электрических сетей сторон устанавливается на: нижних пинцетах рубильника 0,4 кВ фидера 15 («котельная») ТП-2 в РУ-0,4 кВ ТП-2 фидера 17 ПС «Зуевка».
В пункте 4 данного акта определено, что Администрация имеет на своем балансе электрические сети от установленной границы в сторону потребления и осуществляет компенсацию потерь электроэнергии, возникших в собственных электросетях.
Проект договора энергоснабжения от 01.02.2018 № 431034, согласно которому истец (гарантирующий поставщик) обязуется подавать электрическую энергию (мощность) потребителю в точки поставки, определенные приложением № 2 к договору, а именно: ВЛ-0,4 кВ фидера 15 («котельная») ТП-2 фидера 17 ПС «Зуевка» <...> направлен Администрации, но не подписан.
В отсутствие письменного договора истец в спорный период поставил электроэнергию на вышеуказанные объекты и выставил ответчику для оплаты счета-фактуры от 28.02.2018 на сумму 6 174 руб. 68 коп, от 31.03.2018 на сумму 13 115 руб. 55 коп.
В подтверждение объема и стоимость фактических потерь истцом представлены акты приема-передачи от 28.02.2018, от 31.03.2018, отчеты электропотребления по точке учета, ведомость снятия показаний, справка о нерегулируемой цене на электроэнергию в феврале-марте 2018 года.
Претензией от 07.05.2018 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно уточненным требованиям задолженность составила 19 845 руб. 11 коп.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также принятые в соответствии с ними обязательные правила.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442).
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
В силу абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона № 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты; обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Пунктом 4 Основных положений № 442 предусмотрено, что сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Из толкования пунктов 129, 130 Основных положений № 442 следует, что обязанность оплаты стоимости потерь возложена не только на сетевые организации, но и на иных владельцев, у которых находятся объекты электросетевого хозяйства.
Объект электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Электроэнергия передается потребителю в точке поставки, которая находится на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств или в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики). Эта точка одновременно определяет место исполнения обязательств как по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), так и по договорам оказания услуг по ее передаче и используется для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (пункт 2 Основных положений № 442, пункт 2 Правил № 861).
Согласно акту инвентаризации муниципального имущества на территории муниципального образования Зуевское городское поселение Зуевского района Кировской области от 12.10.2007, комиссией по инвентаризации установлен неучтенный участок ВЛ-04 кВт по ул. Мелиоративная (от территории бывшего МУП «Агропромхимия» до домов 22, 20, 18, 16, 14, 12, 10, 8), который было решено передать в казну МО Зуевское городское поселение.
Распоряжением главы администрации поселения от 15.10.2007 № 135 указанный участок был включен в казну муниципального образования.
Согласно выписке от 18.07.2018 № 04-11/31 из реестра казны муниципального имущества Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области, данный участок числится в реестре казны городского поселения.
Материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспаривается наличие подписанного со стороны Администрации Акта от 11.10.2011, согласно которому в отношении Точки поставки (электрические сети от ТП-7 в сторону потребления) Администрация обязалась осуществлять компенсацию потерь электроэнергии, возникающих в указанных сетях.
Между OOO «Партнер» (Сетевая организация) и Администрацией (Потребитель) подписан акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 24.10.2011 № АГР 701-96/11, согласно которому граница балансовой принадлежности электрических сетей сторон устанавливается на: нижних пинцетах рубильника 0,4 кВ фидера 15 («котельная») ТП-2 в РУ-0,4 кВ ТП-2 фидера 17 ПС «Зуевка».
В пункте 4 данного акта определено, что Администрация имеет на своем балансе электрические сети от установленной границы в сторону потребления и осуществляет компенсацию потерь электроэнергии, возникших в собственных электросетях.
Акты технологического присоединения и акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон сами по себе не являются правоустанавливающими документами на спорное имущество, так как факт владения на праве собственности или ином законном основании должен быть подтвержден выданными в установленном законом порядке документами. Указанные акты являются в соответствии с пунктом 2 Правил № 861 техническими документами.
При этом, в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 85 Закона № 131-ФЗ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию, в данном случае - в целях организации бесперебойного электроснабжения населения.
Соответственно, и в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью, и в отношении имущества, не имеющего собственника и являющегося бесхозяйным, муниципальное образование обязано принять меры, направленные на обеспечение его надлежащей эксплуатации.
Доказательства того, что в спорный период Администрация передала на обслуживание (в аренду) Точку поставки, поставила на учет, как бесхозяйное имущество, иному лицу (иным лицам), отсутствуют, в связи с чем довод о том, что обязанность по оплате электрической энергии в целях компенсации технологического расхода (потерь) электрической энергии в электрических сетях лежит на Компании несостоятелен.
Согласно пункту 50 Правил № 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства (помимо сетевых организаций) оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
На основании пункта 130 Основных положений № 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
В нарушение требований статей 9, 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что предъявленный к оплате объем электроэнергии на спорную сумму фактически потреблен иными лицами, а, также доказательств, подтверждающих, что потери электроэнергии в сетях за спорный период составляют иное количество.
Расчет объема и стоимости потерь заявителем жалобы не оспаривается.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абзац 29 часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта поставки электрической энергии в заявленном размере и правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме (уточненные требования).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.07.2019 по делу №А28-7721/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Зуевского городского поселения Зуевского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Т.В. Чернигина ФИО6 ФИО1 |