ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-7908/19 от 02.06.2020 АС Кировской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-7908/2019

02 июня 2020 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Кислицына Е.Г. ,

судей Бабаева С.В., Камановой М.Н. ,

без участия представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2019 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020

по делу № А28-7908/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Закат»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Министерству лесного хозяйства Кировской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании незаконным решения органа исполнительной власти,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Закат» (далее – ООО «Закат», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства Кировской области (далее – Министерство) об отказе в проведении первого лесоустроительного совещания, формализованного в письме от 29.04.2019 № 4383-58-04-03, а также об обязании ответчика провести такое совещание.

Требования основаны на статьях 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и мотивированы несоответствием оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства, а также нарушением им прав и законных интересов Общества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее –  Минприроды России).

Арбитражный суд Кировской области решением от 14.10.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020, удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что положения Приказа № 122, изменившие редакцию пункта 31 Инструкции, не могут применяться к материалам таксации, проведенной в 2015 году на рассматриваемом лесном участке.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.

Заявитель жалобы настаивает на том, что в данном случае основания для организации лесоустроительного совещания отсутствуют в связи с недостаточным сроком, прошедшим после проведения предыдущей таксации лесов на спорном лесном участке; суд пришел к ошибочному выводу о том, что требования Инструкции № 122, изменившие редакцию пункта 31, не подлежат применению к таксации проведенной в 2015 году на спорном лесном участке.

В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение настоящего дела откладывалось до 09 часов 30 минут 02.06.2020.

При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства участники процесса не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, 20.10.2008 Департамент лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и сельскохозяйственный производственный кооператив - колхоз «Петруненский» (арендатор) в порядке приведения договоров в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ) заключили договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № 7.27, предметом которого является предоставление арендатору во временное владение и пользование лесного участка, определенного в пункте 2 названного договора, для использования в целях заготовки древесины.

Срок действия договора определен с даты его государственной регистрации по 10.12.2047 (пункт 20 договора аренды).

По акту приема-передачи от 20.10.2008 лесной участок принят арендатором.

В результате реорганизации сельскохозяйственного производственного
кооператива – колхоза «Петруненский» его правопреемником и арендатором по договору является ООО «Закат» (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и передаточный акт от 01.12.2012).

В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2015 № 45/335 Департамент лесного хозяйства Кировской области переименован в Министерство.

Суд установил, что в 2015 году ООО «Закат», будучи арендатором лесного участка в соответствии с договором аренды от 20.10.2008 № 7.27, предоставленного для заготовки древесины, за свой счет провело работы по таксации лесов на лесных участках, принятых им в аренду по договору аренды (материалы таксации лесов были введены в действие приказами Министерства от 21.05.2015 № 98 и № 100; лесоустроительная документация внесена в государственный лесной реестр).

В обозначенный период правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, были установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (далее – Инструкция № 516).

На основании Приказа Рослесхоза от 28.12.2017 № 787 «О признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. № 516» Инструкция № 516 признана утратившей силу с 04.05.2018.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» в соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ утверждена новая Лесоустроительная инструкция (далее – Инструкция № 122).

Посчитав, что таксация лесов, проведенная по новым правилам, утвержденным Инструкцией № 122, приведет к более рациональному использованию лесного участка ООО «Закат» обратилось с письмом от 09.04.2019 к Министерству с заявлением о проведении первого лесоустроительного совещания для рассмотрения основных технических и организационных вопросов таксации лесов в связи с планируемой в 2019 году таксацией лесов

Министерство, сославшись на пункт 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее – Приказ № 122), предусматривающей периодичность проведения таксации лесов 10 лет, отказало Обществу в организации проведения лесоустроительного совещания по мотиву недостаточности срока, прошедшего после проведения предыдущей таксации лесов на арендуемых заявителем лесных участках (письмо от 29.04.2019 № 4383-58-04-13).

Полагая, что обозначенный отказ в проведении лесоустроительного совещания не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Таксация лесов является составной частью лесоустройства, правила проведения которого устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статьи 67, 68 ЛК РФ).

В соответствии с положениями статьи 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (часть 1).

По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например, преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ).

В Инструкции № 122 предусмотрено, что для обеспечения выполнения работ, оказания услуг по лесоустройству проводятся лесоустроительные совещания перед началом и по окончании работ.

При этом лесоустроительные совещания при выполнении лесоустройства на землях лесного фонда проводятся уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.

В пункте 31 Инструкции № 122 установлена периодичность проведения таксации лесов, а именно: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет.

Вместе с тем, оценив указанные положения действующего нормативного акта, суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанная периодичность проведения таксации лесов не может служить основанием для отказа уполномоченного органа в проведении новой таксации лесов, в случае когда предыдущая таксация проводилась по нормативному акту, утратившему силу.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Министерства об отказе в проведении лесоустроительного совещания по мотивам, изложенным в письме от 29.04.2019, не отвечает требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому суд правомерно удовлетворил заявление Общества.

Доводы заявителя об обратном основаны на неправильном понимании заявителем сути спорных правоотношений и правовых норм, подлежащих применению к ним.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе суд округа не рассматривал, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу А28-7908/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

Е.Г. Кислицын

Судьи

С.В. Бабаев

М.Н. Каманова