АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А28-7948/2021 |
19 мая 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е. ,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В. ,
при участии представителя
от заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность от 09.01.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Котельничского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021
по делу № А28-7948/2021
по заявлению администрации Котельничского района Кировской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области от 25.05.2021 № 40-23-09/18
и у с т а н о в и л :
администрация Котельничского района Кировской области (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее – УФК по Кировской области, Казначейство) от 25.05.2021 № 40-23-09/18.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Администрация не допустила нецелевого расходования бюджетных средств. Денежные средства, выделенные из федерального бюджета на основании соглашения от 06.06.2019, были направлены на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием. Как указывает заявитель, без проведения работ по благоустройству и подготовке земельного участка нельзя создать спортивную площадку и оснастить ее спортивным оборудованием. Кроме того, указание в локальной смете закупки уличного тренажера «Жим ногами» не является нарушением, поскольку локальная смета составляется не на стоимость оборудования, а на стоимость работ, которые необходимо выполнить в целях установки оборудования.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Казначейство в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Администрации.
Администрация заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство спорта и молодежной политики Кировской области и Администрация заключили соглашение от 06.06.2019 о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.
Согласно пункту 1.2 соглашения предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов регионального проекта по муниципалитету согласно приложениям № 1 и 2 к соглашению, а именно: результат регионального проекта – поставлены комплекты спортивного оборудования, тип результата: закупка оборудования или услуг, значение результата: 1 единица, дата достижения результата: 25.12.2019.
Общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Котельничского муниципального района, исходя из уровня софинансирования 99 процентов: в 2019 году – не более 3 103 100 рублей (пункт 2.2 соглашения).
В пункте 3.2 соглашения определено, что субсидия предоставляется при выполнении таких условий, как: наличие правового акта муниципального образования об утверждении муниципальной программы, перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; наличие в бюджете Котельничского муниципального района бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 соглашения от 06.06.2019; проведение централизованной закупки в соответствии со статьей 16 Закона Кировской области от 18.12.2018 № 210-ЗО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
В соответствии с пунктами 4.3.1, 4.3.3, 4.3.4 соглашения на Администрацию возложены обязанности обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 соглашения от 06.06.2019; обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к соглашению от 06.06.2019; обеспечивать осуществление закупки спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок согласно перечню, утвержденному приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019 № 101 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Перечень оборудования).
В силу пункта 6.1.3 соглашения показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, является количество муниципальных районов (образований), где для центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) созданы малые спортивные площадки, – 1.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных соглашением от 06.06.2019 № 33619000-1-2019-003, Администрация (заказчик) и ООО «Современные технологии» заключили муниципальный контракт от 19.08.2019 на выполнение работ по созданию малой спортивной площадки с оснащением спортивно-технологическим оборудованием учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа Котельничского района Кировской области».
Локальной сметой № 01-01-02 и техническим заданием, являющимся приложением № 1 к муниципальному контракту от 19.08.2019, предусмотрено, в том числе, выполнение работ по благоустройству и подготовке земельного участка с несением соответствующих затрат на: разработку грунта с перемещением до 10 метров бульдозерами; при перемещении грунта на каждые последующие 10 метров; разработка грунта в траншеях экскаватором «обратная лопата»; перевозку грузов I класса автомобилями – самосвалами грузоподъемностью 10 тонн, работающих вне карьера, на расстояние до 1 километра; устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка; песок природный для строительных работ средний; перевозку грузов I класса автомобилями – самосвалами грузоподъемностью 10 тонн, работающих вне карьера, на расстояние до 110 километров; перевозку грузов I класса автомобилями – самосвалами грузоподъемностью 10 тонн, работающих вне карьера, на расстояние до 30 километров; устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне сплошной; биполимерную мембрану; установку бортовых камней бетонных при других видах покрытий; камни бортовые; перевозку грузов I класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 тонн на расстояние до 110 километров; перевозку грузов I класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 тонн на расстояние до 30 километров.
Кроме того, в локальной смете № 01-01-02 предусмотрена закупка уличного тренажера «Жим ногами» (Приседания/Шраги) в количестве двух штук.
В соответствии с актом от 10.12.2019 № 1 формы № КС-2 Администрацией по контракту приняты работы по благоустройству и подготовке земельного участка, а также спортивно-технологическое оборудование – два уличных тренажера «Жим ногами».
Оплата работ и оборудования произведена Администрацией в полном объеме за счет средств субсидии.
Казначейство провело плановую выездную проверку по вопросу предоставления и использования Администрацией средств федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за период с 2019 по 2020 годы, результаты которой отразило в акте от 31.03.2021.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, являющихся Приложением № 32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, раздела 3 государственной программы Кировской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2013 – 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/768, пунктов 1.1, 4.3.3 соглашения от 06.06.2019 № 33619000-1-2019-003, Администрацией допущено нецелевое расходование средств субсидии в части принятия и оплаты за счет средств субсидии работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием, а также оплаты спортивно-технологического оборудования (уличный тренажер «Жим ногами»).
В целях устранения указанных нарушений бюджетного законодательства Казначейство 25.05.2021 выдало Администрации представление № 40-23-09/18, пункты 1 и 2 которого содержат требования о принятии меры по устранению причин и условий выявленных бюджетных нарушений в течение тридцати календарных дней со дня получения настоящего представления; о возврате средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета, в сумме 337 930 рублей 64 копеек, использованных не по целевому назначению, а именно на оплату работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием, в срок до 01.10.2021 включительно; о возврате средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета, в сумме 62 761 рубля 68 копеек, использованных на оплату оборудования, не предусмотренного Перечнем оборудования, либо путем установки на малой спортивной площадке соответствующего уличного тренажера «Приседания/Шраги» в количестве двух штук в срок до 01.10.2021 включительно.
Администрация не согласилась с представлением надзорного органа от 25.05.2021 № 40-23-09/18 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 4, 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 162, 265, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Арбитражный суд Кировской области признал законным оспариваемое представление надзорного органа и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Государственная программа).
Реализацию Государственной программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления в установленном порядке целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование реализации государственных программ субъектов Российской Федерации развития физической культуры и спорта (отдельных мероприятий) на условиях достижения установленных целевых индикаторов и показателей, определения объемов финансирования программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня обеспеченности населения региона физкультурно-спортивными объектами, а также иных сопоставимых показателей в сфере физической культуры и спорта и уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом указанные государственные программы должны соответствовать целям и задачам Государственной программы, а указанные в них мероприятия – удовлетворять условиям и требованиям названной Программы.
В качестве Приложения № 32 к Государственной программе предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее – Правила), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения указанных субсидий, в том числе по направлению – создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Пункт 8 Правил содержит указание на целевое назначение использования средств субсидии – на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж.
Согласно указанному пункту Правил размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж (Si), определяется по формуле:
Si = C1i + C2i + C3i,
где: C1i – размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО), при этом Перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок утверждается Министерством спорта Российской Федерации;
C2i – размер субсидии на закупку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта;
C3i – размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием.
Из содержания раздела 3 государственной программы Кировской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2013 – 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/768 (действовала в период возникновения соответствующих правоотношений; далее – Государственная программа Кировской области), следует, что с 2019 года бюджету Кировской области из федерального бюджета в соответствии с Правилами, являющимися приложением № 32 к Государственной программе, предоставляется субсидия на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в части закупки спортивного оборудования для создания малых спортивных площадок центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в муниципальных районах.
Расчет субсидии производится для каждого муниципального района по формуле:
Si = (S / К) x Кi,
где Si – объем субсидии муниципальному району;
S – объем средств, предусмотренный в областном бюджете на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования и подлежащий распределению между муниципальными районами Кировской области;
К – общее количество комплектов спортивно-технологического оборудования, установленное соглашением о реализации регионального проекта, заключенным между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Кировской области (указанным соглашением предусмотрено предоставление 16 комплектов спортивно-технологического оборудования в 2019 году);
Кi – количество комплектов спортивно-технологического оборудования в муниципальном районе, в котором показатель «Доля населения, выполнившего нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении данных нормативов в 2018 году составляет 65% и более 65%, за исключением муниципальных районов, в которых в 2019 году планируется реализация социальной программы «Газпром – детям».
Одному муниципальному району субсидия предоставляется на один комплект спортивно-технологического оборудования. Состав комплекта спортивно-технологического оборудования утверждается Министерством спорта Российской Федерации.
Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие муниципальной программы по развитию физической культуры и спорта, реализуемой за счет средств местного бюджета; заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и администрацией муниципального района; обеспечение доли софинансирования из местного бюджета, объем которой определяется соглашением о предоставлении субсидии между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и администрацией муниципального образования и не может быть ниже 1%.
Постановлением Администрации от 28.12.2013 № 848 утверждена муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Котельничском районе Кировской области» на 2014 – 2021 годы (с учетом вносимых в нее изменений; далее – Муниципальная программа).
Перечень мероприятий по реализации муниципальной программы на 2014 – 2021 годы включает в себя мероприятие «Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием».
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что Государственной программой Кировской области, Муниципальной программой и соглашением от 06.06.2019, заключенным между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и Администрацией, определено, что субсидия предоставляется на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием путем закупки и монтажа такого оборудования.
Администрация (заказчик) в рамках муниципального контракта от 19.08.2019 на выполнение работ по созданию малой спортивной площадки с оснащением спортивно-технологическим оборудованием учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа Котельничского района Кировской области», заключенного с ООО «Современные технологии», приняло и оплатило за счет бюджетных средств работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием, а также оплатило спортивно-технологическое оборудование – уличный тренажер «Жим ногами» в количестве двух единиц на общую сумму 400 692 рубля 32 копейки.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием не предусмотрены Государственной программой, Государственной программой Кировской области и соглашением от 06.06.2019; работы по подготовке спортивной площадки к размещению на ней спортивного оборудования не могут быть включены в состав работ по размещению (монтажу) данного оборудования; Перечнем оборудования предусмотрена возможность приобретения за счет средств субсидии конкретного уличного тренажера «Приседания/Шраги» в количестве двух штук, и данный Перечень не содержит указания на уличный тренажер «Жим ногами», суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нецелевом использовании Администрацией бюджетных средств в общей сумме 400 692 рубля 32 копейки.
Вывод судов основан на материалах дела, не противоречит им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
На основании изложенного суды правомерно отказали Администрации в удовлетворении требования о признании незаконным представления Казначейства от 25.05.2021 № 40-23-09/18.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу № А28-7948/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Котельничского района Кировской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | О.Е. Бердников | |
Судьи | Ю.В. Новиков Т.В. Шутикова |