610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-7948/2021 |
01 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика –ФИО2, действующей на основании доверенности от09.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Котельничского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021
по делу №А28-7948/2021,
по заявлению Администрации Котельничского района Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным представления,
установил:
Администрация Котельничского района Кировской области (далее – заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее – ответчик, УФК по Кировской области, Управление) от 25.05.2021 №40-23-09/18.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021 в удовлетворении требования заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что оплата работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием не является нецелевым использованием средств предоставленной субсидии. Администрация обращает внимание на то, что в Перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной приказом МинистерстваспортаРоссийской Федерации от 12.02.2019 №101 (далее – Перечень оборудования), действовавший в момент реализации мероприятий, включены, среди прочего, травмобезопасная резиновая плитка с встроенным скрытным крепежным замком типа «ласточкин хвост» и полимерный дренажный модуль, между тем не представляется ясным, по какой причине работы по монтажу резиновой плитки и дренажного модуля, иначе говоря, по монтажу спортивно-технологического оборудования, отнесены Управлением к работам, не соответствующим цели предоставления субсидии. Применительно к пункту 2 оспариваемого представления заявитель отмечает, что поскольку в пунктах 8 и 10 Перечня оборудования содержится указание на уличные тренажеры «Гребная тяга» и «Жим от плеч», которые используются в силовых тренировках для развития мышц спины и верхнего плечевого пояса, что аналогично по существу упражнению «шраги», и соответствующие тренажеры были фактически приобретены, о чем усматривается из акта от 10.12.2019, при закупке уличных тренажеров «Жим ногами» Администрация руководствовалась тем, что в силу пункта 13 Перечня оборудования одним из возможных упражнений являются «приседания», для выполнения соответствующего упражнения были выбраны названные тренажеры, в связи с чем вывод УФК по Кировской области о том, что заявителем принято и оплачено спортивно-технологическое оборудование (уличные тренажеры «Жим ногами» в количестве двух единиц), не предусмотренное Перечнем оборудования, не является правильным. С учетом изложенных обстоятельств заявитель делает вывод о том, что поставленные перед Администрацией задачи по созданию малой спортивной площадки, по результативному и эффективному использованию бюджетных средств, выполнены.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опроверг доводы Администрации, отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта,просит в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 08.10.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 09.10.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства, поступившее от заявителя в суд апелляционной инстанции 22.11.2021, отклонено протокольным определением суда от 24.11.2021.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал занятую Управлением позицию по делу. Заявитель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа руководителя Управления от 15.03.2021 №178 в период с 17.03.2021 по 25.03.2021 проведена плановая выездная проверка предоставления и использования Администрациейсредств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», проверяемый период: 2019-2020 годы.
В ходе проведения названной проверки сотрудниками Управления установлены следующие обстоятельства, нашедшие отражение в акте проверки от 31.03.2021.
В 2019 году в целях реализации мероприятий, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием от 06.06.2019 №33619000-1-2019-003, заключенным между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и Администрацией (далее – Соглашение от 06.06.2019), Администрацией проведена закупка (код закупки – 0340200003319009753), по результатам которой между Администрацией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Современные технологии» 19.08.2019заключен муниципальный контрактнавыполнение работ по созданию малой спортивной площадки с оснащением спортивно-технологическим оборудованием учреждения дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Котельничского района Кировской области (далее –Контракт), цена Контракта –3 063 511 рублей.
Локальной сметой №01-01-02 и техническим заданием, являющимся приложением №1 к Контракту, предусмотрено, в числе прочего, выполнение работ по благоустройству и подготовке земельного участка с несением соответствующих затрат на: разработку грунта с перемещением до 10 м бульдозерами; при перемещении грунта на каждые последующие 10 м; разработка грунта в траншеях экскаватором «обратная лопата»; перевозку грузов Iкласса автомобилями –самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние до 1 км; устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка; песок природный для строительных работ средний; перевозку грузов I класса автомобилями – самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние до 110 км; перевозку грузов I класса автомобилями – самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние до 30 км; устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне сплошной; биполимерную мембрану; установку бортовых камней бетонных при других видах покрытий; камни бортовые; перевозку грузов I класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 т на расстояние до 110 км; перевозку грузов I класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 т на расстояние до 30 км.
Как установлено Управлением, обозначенные работы по благоустройству и подготовке земельного участка были необоснованно включены в цену Контракта, поскольку таковые не связаны с закупкой спортивно-технологического оборудования и его монтажом. Перечень работ, необоснованно включенных в цену Контракта, с указанием соответствующих позиций локальной сметы №01-01-02 и стоимости названных работ, приложен к акту проверки от 31.03.2021 (приложение №4).
Общая стоимость работ по благоустройству и подготовке земельного участка, включенных в Контракт, составила 344 792 рубля, в том числе по разделам сметы: устройство основной площадки – в сумме 227 625 рублей, устройство площадки под воркаут – в сумме 117 167 рублей.
Приемка выполненных работ по Контракту произведена Администрацией на основании акта №1 формы №КС-2 от 10.12.2019, оплатапо Контрактупроизведена в полном объеме платежным поручением от 23.12.2019 №563704 на сумму 3 063 511 рублей за счет средств субсидии. Таким образом, Администрацией были приняты и оплачены за счет средств субсидии работы, не соответствующие цели предоставления субсидии, в частности работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием в общей сумме 344 792 рубля (из них: средства федерального бюджета в сумме 337 930 рублей 64 копейки, средства областного бюджета в сумме 3 413 рублей 44 копейки, средства местного бюджета в сумме 3 447 рублей 92 копейки). При оценке представленных документов по расходованию средств субсидии, руководствуясь статьей 38, подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктом 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, являющимися Приложением №32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302 (далее – Государственная программа РФ №302), разделом 3 государственной программы Кировской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2013-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 №186/768 (далее – Государственная программа Кировской области №186/768), пунктами 1.1, 4.3.3 Соглашения от 06.06.2019, Управление пришло к выводу о нецелевом использовании обозначенных средств субсидии, уплаченных по Контакту в счет работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием.
Кроме того, в локальной смете №01-01-02 предусмотрена закупка уличного тренажера «Жим ногами» (Приседания/Шраги) в количестве двух штук.
В соответствии с актом №1 формы №КС-2 от 10.12.2019 Администрацией по Контракту принято спортивно-технологическое оборудование – два уличных тренажера «Жим ногами» (наименование приведено по паспорту соответствующего спортивно-технологического оборудования).
Платежным поручением от 23.12.2019 №563704 Администрацией произведена оплата по Контракту в сумме 3 063 511 рублей, в том числе за два уличных тренажера «Жим ногами» на общую сумму 64 036 рублей (их них: средства федерального бюджета в размере 761 рубль 68 копеек , средства областного бюджета в размере 633 рубля 96 копеек, средства местного бюджета в сумме 640 рублей 36 копеек).
В акте осмотра от 17.03.2021 зафиксировано, что на территории учреждения дополнительного образования Детско-юношеской спортивной школы Котельничского района Кировской области по адресу: <...> (спортивная площадка) установлены уличные тренажеры «Жим ногами» в количестве двух единиц.
При этом по результатам анализа документации Управлением указано, и заявителем по существу не оспаривается, что уличный тренажер «Жим ногами» обеспечивает развитие и укрепление преимущественно передних, боковых, задних мышц бедра и не имеет функциональных возможностей для тренировки мышц спины, тогда как уличный тренажер «Приседания/Шраги» позволяет выполнять больший комплекс упражнений: становая тяга, шраги, выпады, тяга одной рукой, тяга в наклоне, приседания с отягощением.
На основании изложенных обстоятельств, УФК по Кировской области пришло к выводу о том, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, являющимися Приложением №32 к Государственной программе РФ №302, пункта 4.3.4 Соглашения от 06.06.2019, Администрацией принято и оплачено спортивно-технологическое оборудование (уличные тренажеры «Жим ногами» в количестве двух единиц), не предусмотренное Перечнем оборудования, что является нецелевым использованием средств выделенной субсидии.
По итогам проведения выездной плановой проверки в адрес Администрации Управлением выдано представление от 25.05.2021 №40-23-09/18, которым Администрации указано на необходимость: принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений, указанных в пунктах 1-2 настоящего представления, в течение тридцати календарных дней со дня получения настоящего представления; по нарушению, указанному в пункте 1 описательной части представления, – возвратить средства субсидии, выделенной из федерального бюджета, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета, в сумме 337 930 рублей 64 копейки, использованные не по целевому назначению, а именно на оплату работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием, в срок до 01.10.2021 включительно; по нарушению, указанному в пункте 2 описательной части представления, – устранить выявленное нарушение путем возврата средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета, в сумме 62 761 рубль 68 копеек, использованных на оплату оборудования, не предусмотренного Перечнем оборудования, либо путем установки на малой спортивной площадке соответствующего уличного тренажера «Приседания/Шраги» в количестве двух штук, в срок до 01.10.2021 включительно. Информация о результатах исполнения представления должна быть представлена в Управление в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее пяти дней с даты исполнения представления.
Не согласившись с выводами Управления о нецелевом расходовании средств субсидии, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании представления УФК по Кировской области от 25.05.2021 №40-23-09/18 недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания представления недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
В силу статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение тридцати календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Реализацию Государственной программы РФ №302 в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления в установленном порядке целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование реализации государственных программ субъектов Российской Федерации развития физической культуры и спорта (отдельных мероприятий) на условиях достижения установленных целевых индикаторов и показателей, определения объемов финансирования программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня обеспеченности населения региона физкультурно-спортивными объектами, а также иных сопоставимых показателей в сфере физической культуры и спорта и уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом указанные государственные программы должны соответствовать целям и задачам Государственной программы РФ №302, а указанные в них мероприятия – удовлетворять условиям и требованиям названной Программы.
В качестве Приложения №32 к Государственной программе РФ №302 предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием. Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения указанных субсидий, в том числе по направлению – создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Пункт 8 обозначенных Правил содержит указание на целевое назначение использования средств субсидии – на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж. Так, согласно указанному пункту Правил размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтаж (Si), определяется по формуле: Si = C1i + C2i+ C3i, где: C1i– размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО), при этом Перечень спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок утверждается Министерством спорта Российской Федерации; C2i– размер субсидии на закупку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта; C3i– размер субсидии на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, в пункте 8 названных Правил содержится обозначение направления расходования средств, выделенных из федерального бюджета, а именно на закупку спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки путем монтажа такого оборудования (средства субсидии из федерального бюджета по Государственной программе РФ №302 предоставляются на приобретение и монтаж спортивно-технологического оборудования).
Из содержания раздела 3 Государственной программы Кировской области №186/768, действовавшей в период возникновения соответствующих правоотношений, следует, что с 2019 года бюджету Кировской области из федерального бюджета в соответствии с Правилами, являющимися приложением №32 к Государственной программе РФ №302, предоставляется субсидия на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в части закупки спортивного оборудования для создания малых спортивных площадок центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в муниципальных районах.
Из областного бюджета местным бюджетам предоставляется субсидия на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.
Расчет данной субсидии производится для каждого муниципального района по формуле: Si = (S / К) x Кi, где Si – объем субсидии муниципальному району; S – объем средств, предусмотренный в областном бюджете на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования и подлежащий распределению между муниципальными районами Кировской области; К – общее количество комплектов спортивно-технологического оборудования, установленное соглашением о реализации регионального проекта, заключенным между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Кировской области (указанным соглашением предусмотрено предоставление 16 комплектов спортивно-технологического оборудования в 2019 году); Кi – количество комплектов спортивно-технологического оборудования в муниципальном районе, в котором показатель «Доля населения, выполнившего нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении данных нормативов в 2018 году составляет 65% и более 65%, за исключением муниципальных районов, в которых в 2019 году планируется реализация социальной программы «Газпром – детям».
Одному муниципальному району субсидия предоставляется на один комплект спортивно-технологического оборудования.Состав комплекта спортивно-технологического оборудования утверждается Министерством спорта Российской Федерации.
Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие муниципальной программы по развитию физической культуры и спорта, реализуемой за счет средств местного бюджета; заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и администрацией муниципального района; обеспечение доли софинансирования из местного бюджета, объем которой определяется соглашением о предоставлении субсидии между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и администрацией муниципального образования и не может быть ниже 1%.
Постановлением Администрации от 28.12.2013 №848 утверждена муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Котельничском районе Кировской области» на 2014-2021 годы (с учетом вносимых в нее изменений).
Перечень мероприятий по реализации муниципальной программы на 2014-2021 годы включает в себя мероприятие «Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием».
Общий объем финансированиямуниципальной программына мероприятие «Оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием» составил в 2019 году 3 134 440 рублей, из них: 3 103 100 рублей – областной бюджет, 31 340 рублей – местный бюджет.
Ожидаемым конечным результатом реализации муниципальной программы и показателем ее эффективности является количество поставленных комплектов спортивного оборудования – 1 единица.
Из содержания пункта 1.1 Соглашения от 06.06.2019, заключенного между Министерством спорта и молодежной политики Кировской области и Администрацией, следует, что его предметом является предоставление из областного бюджета в 2019 году бюджету Котельничского муниципального района субсидии на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках результатов регионального проекта Государственной программы Кировской области №186/768.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 06.06.2019 предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов регионального проекта по муниципалитету согласно приложениям №1 и №2 к Соглашению от 06.06.2019, а именно: результат регионального проекта – поставлены комплекты спортивного оборудования, тип результата: закупка оборудования или услуг, значение результата: 1 единица, дата достижения результата: 25.12.2019.
Пункт 2.2 Соглашения от 06.06.2019 содержит указание на общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету Котельничского муниципального района, исходя из уровня софинансирования 99%: в 2019 году не более 3 103 100 рублей.
Согласно пункту 3.2 Соглашения от 06.06.2019 субсидия предоставляется при выполнении таких условий, как: 1. наличие правового акта муниципального образования об утверждении муниципальной программы, перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; 2. наличие в бюджете Котельничского муниципального района бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 Соглашения от 06.06.2019; 3. проведение централизованной закупки в соответствии со статьей 16 Закона Кировской области от 18.12.2018 №210-ЗО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
На Администрацию возложены обязанности: обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 Соглашения от 06.06.2019 (пункт 4.3.1); обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением №1 к Соглашению от 06.06.2019 (пункт 4.3.3); обеспечивать осуществление закупки спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок согласно Перечню оборудования (пункт 4.3.4).
В силу пункта 6.1.3 Соглашения от 06.06.2019 показателем результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, является количество муниципальных районов (образований), где для центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) созданы малые спортивные площадки, – 1.
Таким образом, Государственной программой Кировской области №186/768, муниципальной программой, Соглашением от 06.06.2019 также установлено, что субсидия предоставляется на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием путем закупки и монтажа такого оборудования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и заключения муниципального контракта) заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, муниципальными программами.
В нарушение изложенных выше нормативных положений Администрацией за счет средств субсидии были оплачены работы по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием, не предусмотренные Государственной программой РФ №302, Государственной программой Кировской области №186/768 и Соглашением от 06.06.2019. При таких обстоятельствах выводУФК по Кировской области о нецелевом расходовании Администрацией средств субсидии в этой части является обоснованным, находит подтверждение в материалах настоящего дела.
Заявляя о том, что оплата работ по благоустройству и подготовке земельного участка к оснащению спортивно-технологическим оборудованием не является нецелевым использованием средств предоставленной субсидии, Администрацией не учитываются приведенные выше нормы права, условия Государственной программы и Соглашения, которые во взаимосвязи не позволяющие суду прийти к иному выводу.
Из понятия благоустройства территории, приводимого заявителем, следует, что под благоустройством понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке, в том числе к размещению малых архитектурных форм. Между тем работы по подготовке спортивной площадки к размещению на ней спортивного оборудования не могут быть включены в состав работ по размещению (монтажу) данного оборудования.
Довод о том, что судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте не установлено, по какой причинеработы по монтажу резиновой плитки и дренажного модуля, иначе говоря, по монтажу спортивно-технологического оборудования, предусмотренного Перечнем оборудования, отнесены Управлением к работам, не соответствующим цели предоставления субсидии, отклоняется судом апелляционной инстанции, с учетом того обстоятельства, что названные виды работ не признаны УФК по Кировской области как необоснованно включенные в цену Контракта и свидетельствующие о нецелевом использовании денежных средств, что наглядно усматривается из содержания акта проверки от 31.03.2021 и перечня работ, необоснованно включенных в цену Контракта, с указанием соответствующих позиций локальной сметы №01-01-02 и стоимости названных работ, приложенного к акту проверки от 31.03.2021 (приложение №4), где позиции сметы №01-01-02 под номерами 33-34 (укладка полимерного дренажного модуля в песчаное покрытие, затраты на полимерный дренажный модуль), 37-38 (устройство покрытий из травмобезопасной резиновой плитки и затраты на травмобезопасную резиновую плитку) не отражены.
Также при проведении проверки сотрудниками Управления установлено, что в рамках Контракта Администрацией по акту №1 формы №КС-2 от 10.12.2019 принято и оплачено спортивно-технологическое оборудование – два уличных тренажера «Жим ногами»; фактически на территории спортивной площадки также установлены уличные тренажеры «Жим ногами» в количестве двух единиц, что заявителем не оспаривается.
Между тем, Перечень подлежащего закупке и размещению спортивного оборудования не содержит указания на уличный тренажер «Жим ногами». Обосновывая прием и оплату соответствующего оборудования, заявитель поясняет, что поскольку в пунктах 8 и 10 Перечня оборудования содержится указание на уличные тренажеры «Гребная тяга» и «Жим от плеч», которые используются в силовых тренировках для развития мышц спины и верхнего плечевого пояса, что аналогично по существу упражнению «шраги», и соответствующие тренажеры были фактически приобретены, при закупке уличных тренажеров «Жим ногами» Администрация руководствовалась тем, что в силу пункта 13 Перечня оборудования одним из возможных упражнений являются «приседания», для выполнения которых и были выбраны названные тренажеры.
Согласно пункту 4.3.4 Соглашения от 06.06.2019 на Администрацию возложена обязанность обеспечивать осуществление закупки спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок согласно Перечню оборудования.
Перечнем оборудования предусмотрена возможность приобретения за счет средств субсидии уличного тренажера «Приседания/шраги» в количестве двух штук (установлено конкретное наименование спортивного оборудования). В соответствующем Перечне оборудования не содержится указания на возможность приобретения за счет средств субсидии того или иного оборудования, наименование которого не предусмотрено Перечнем, исходя из его функционала, частично соответствующего наименованию, приведенному в Перечне оборудования. Как указывалось ранее, уличный тренажер «Приседания/Шраги» позволяет выполнять больший комплекс упражнений, чем уличный тренажер «Жим ногами». Доказательств приобретения Администрацией за счет средств субсидии уличного тренажера «Приседания/шраги» в количестве двух штук не представлено, тогда как в силу указания Государственной программы Кировской области №186/768 одному муниципальному району субсидия предоставляется на один комплект спортивно-технологического оборудования, состав которого утверждается Министерством спорта Российской Федерации.
Поскольку Администрацией принято и оплачено спортивно-технологическое оборудование, не предусмотренное Перечнем оборудования (приняты и оплачены уличные тренажеры «Жим ногами» в количестве двух единиц вместо уличных тренажеров «Приседания/шраги» в количестве двух единиц), вывод Управления о нецелевом использовании средств субсидии в названной части также является правомерным и обоснованным.
Как верно отмечено судом первой инстанции, указание заявителя на выполнение муниципальной программы и достижение целей ее реализации путем создания спортивной площадки и монтажа спортивного оборудования на ней не опровергает выводы Управления о нецелевом характере расходования средств субсидии в обозначенных выше частях.
Ввиду того, что УФК по Кировской области доказано нецелевое расходование средств субсидии Администрацией, у ответчика имелись достаточные основания для вынесения оспариваемого представления. Представление от 25.05.2021 №40-23-09/18 не противоречит приведенным выше требованиям действовавшего на момент его вынесения законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него незаконно обязанности.
В этой связи суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования о признании представления ответчика от 25.05.2021 №40-23-09/18 недействительным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021 по делу №А28-7948/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания сзаявителя государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.09.2021 по делу №А28-7948/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Котельничского района Кировской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | П.И. Кононов |
Судьи | ФИО3 ФИО1 |