АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А28-8284/2018 |
14 апреля 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Когута Д.В. ,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А. ,
при участии представителя
общества с ограниченной ответственностью «Демьяновские мануфактуры»:
ФИО1 (доверенность от 22.02.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью «Демьяновские мануфактуры»
на определение Арбитражного суда Кировской области от 08.10.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022
по делу № А28-8284/2018
по заявлению Федеральной налоговой службы России
(ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
о включении требований в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Демьяновские мануфактуры»
(ОГРН: <***>; ИНН: <***>)
и у с т а н о в и л :
определением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-8284/2018 принято к производству заявление о признании общества с ограниченной ответственностью «Демьяновские мануфактуры» (далее – Общество, должник) несостоятельным (банкротом).
Определением от 02.11.2019 в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим утверждена ФИО2.
Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС России, уполномоченный орган) в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области обратилась с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов должника (обособленный спор № А28-8284/2018-581).
Определением от 04.05.2021 в отдельное производство выделено требование (уточненное) уполномоченного органа по исполнительному сбору в сумме 4 489 787 рублей 11 копеек (настоящий обособленный спор № А28-8284/2018-63).
Определением от 08.10.2021 требование ФНС России в сумме 4 489 787 рублей 11 копеек задолженности по исполнительскому сбору включено в третью очередь реестра требований кредитов должника.
Постановлением апелляционного суда от 18.01.2022 определение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), пункт 24 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Должник не получал от службы судебных приставов постановления о взыскании исполнительского сбора непосредственно после их вынесения, а получил только их копии в ходе рассмотрения данного обособленного спора.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ФНС России отзыв на кассационную жалобу не представила, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечила явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2022 произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Когута Д.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалованной части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
На основании статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В силу статьи 2 Закона № 127-ФЗ к обязательным платежам относятся также штрафы.
Из пункта 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, следует, что штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения – выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
Суды установили, что в данном случае постановления о взыскании исполнительского сбора приняты судебным приставом-исполнителем до 06.07.2018, в связи с чем правильно посчитали, что правонарушения в процессе исполнительного производства, за которые указанными постановлениями взыскан исполнительский сбор, совершены должником до возбуждения дела о банкротстве (18.07.2018).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали требование ФНС России о взыскании исполнительского сбора реестровым.
Суды верно указали, что на основании части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В данном случае постановления о взыскании исполнительского сбора не обжалованы.
Ссылка Общества на то, что часть постановлений получена им в виде копий постановлений в ходе рассмотрения дела от уполномоченного органа, правомерно отклонена судами, так как правом на обжалование постановлений и другими предусмотренными в Законе № 112-ФЗ способами рассмотрения вопроса об отсрочке (рассрочке), снижения размера исполнительского сбора, должник не воспользовался.
В абзацах первом и втором пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пунктов 3 – 5 статьи 71 и пунктов 3 – 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором – с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
Из разъяснений, изложенных в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве», следует, что в случае возбуждения дела о банкротстве» исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является Федеральная налоговая служба. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
В силу приведенных правовых норм и разъяснений отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством; такая штрафная санкция является самостоятельной, не связанной с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу, и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов независимо от того, погашена ли основная задолженность в рамках исполнительного производства и включено ли основное требование кредитора в реестр требований кредиторов должника.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно признали требование ФНС России о включении в реестр требований кредиторов должника 4 489 787 рублей 11 копеек исполнительского сбора, подтвержденное постановлениями судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника в составе третьей очереди.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в предмет рассмотрения суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с кассационными жалобами по данной категории споров государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 08.10.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу № А28-8284/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Демьяновские мануфактуры» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Д.В. Когут | |
Судьи | О.Е. Бердников О.А. Шемякина |