АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А28-8417/2014 |
07 октября 2015 года |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И. ,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от Министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области: ФИО1 (доверенность от 24.07.2015 № 1),
ФИО2 (доверенность от 05.10.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области и Министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.02.2015,
принятое судьей Едоминой С.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Черных Л.И.,
по делу № А28-8417/2014
по заявлению Департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 (в части) и 5 представления от 30.06.2014 № 40-01-19/1380,
третье лицо – Департамент финансов Кировской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
и у с т а н о в и л :
Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области (далее – Департамент развития предпринимательства; в настоящее время – Министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области, далее – Министерство развития предпринимательства) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1, 2, 4 (в части), 5 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (далее – Управление, надзорный орган) от 30.06.2014 № 40-01-19/1380.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Кировской области (в настоящее время – Министерство финансов Кировской области).
Решением суда первой инстанции от 13.02.2015 заявленные требования удовлетворены частично: признан недействительным пункт 1 оспариваемого представления надзорного органа; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.06.2015 решение суда оставлено без изменения.
Надзорный орган не согласился с принятыми судебными актами в части признания незаконным пункта 1 оспариваемого представления и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в этой части.
Ссылаясь на статьи 18, 130, 132, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 № 171н (далее – Приказ № 171н), Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 (далее – Правила № 178), заявитель считает, что субсидия Кировской области предоставлена по целевой статье 3450100 «субсидия на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» в целях, установленных в пункте 2 Правил № 178, а именно в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий областной целевой поддержке малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации. Департаментом развития предпринимательства в рамках мероприятия «Государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области» областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области на 2010 – 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, неправомерно произведено субсидирование организаций народных художественных промыслов, включенных в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета Минпромторгом России. Согласно разделу 5 указанной областной целевой программы в рамках реализации мероприятий, перечисленных в программе, не предоставляется государственная поддержка организациям народных художественных промыслов, получающим поддержку за счет средств федерального бюджета от Минпромторга России.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство развития предпринимательства в своей кассационной жалобе оспаривает пункт 2 представления надзорного органа от 30.06.2014 № 40-01-19/1380.
По его мнению, у администраций муниципальных образований не было оснований для требования возврата остатков денежных средств у некоммерческих организаций; пункт 5 статьи 242 БК РФ не подлежал применению к рассматриваемым правоотношениям. Денежные средства, переданные органам местного самоуправления на кредитование малого и среднего предпринимательства, были освоены в полном объеме после их перечисления на расчетные счета районных фондов. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.05.2015 № 02-01-10/27391, из которого следует, что средства, находящиеся на счетах фондов, не должны возвращаться в федеральный бюджет.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Министерство развития предпринимательства в отзыве на кассационную жалобу Управления против доводов надзорного органа возразило.
Министерство финансов Кировской области в отзыве на кассационную жалобу свою позицию по делу поддержало.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей не направило, в отзыве на кассационную жалобу Министерства развития предпринимательства возразило.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда в оспариваемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 23.04 по 06.06.2014 сотрудниками надзорного органа в отношении Департамента развития предпринимательства проведена выездная проверка по вопросу целевого использования субсидий, предоставляемых в 2012-2013 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
В ходе проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства. В частности, установлено, что:
– в нарушение статьи 38 БК РФ, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 06.01.1999 № 7 «О народных художественных промыслах» (далее – Закон № 7-ФЗ), раздела 5 областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 – 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, «Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков» – средства субсидии, выделенные из федерального бюджета бюджету Кировской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, израсходованы в рамках мероприятия Программы «Государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области» на субсидирование организаций народных художественных промыслов, включенных в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Закона № 7-ФЗ, на сумму 4 398 252 рубля 49 копеек, в том числе: в 2012 году на сумму 1 705 774 рубля 49 копеек, в 2013 году – на сумму 2 692 478 рублей, что в соответствии со статьями 289 (действовавшей до 04.08.2013), 306.4 (действующей с 04.08.2013) БК РФ свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств (пункт 1 представления от 30.06.2014);
– в нарушение положений пункта 5 статьи 242 БК РФ, части 7 статьи 23 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», пункта 25(1) Правил № 178, пункта 5.2 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 12.09.2013 № 088-МБ-13, Департаментом развития предпринимательства и торговли Кировской области как государственным заказчиком – координатором областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 – 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, не обеспечен возврат остатков средств, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, неиспользованных по состоянию на 01.01.2014, в сумме 51 772 297 рублей 82 копеек (по состоянию на 01.01.2014 в фондах поддержки малого и среднего предпринимательства числятся неиспользованные остатки средств субсидии, полученной на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства) (пункт 2 представления от 30.06.2014);
Результаты проверки отражены в акте от 18.06.2014.
По итогам проверки надзорным органом вынесено представление от 30.06.2014 № 40-01-19/1380, которым на Департамент развития предпринимательства возложена обязанность рассмотреть изложенную в данном представлении информацию и принять соответствующие меры по устранению указанных в представлении нарушений, а также причин и условий совершения таких нарушений.
Не согласившись с представлением Управления от 30.06.2014 № 40-01-19/1380, в том числе в части пунктов 1 и 2 , Департамент развития предпринимательства обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
После обращения в арбитражный суд с названным заявлением мировым судьей судебного участка № 66 Октябрьского судебного района города Кирова было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 29.08.2014 по делу № 5-887/2014, которым прекращено административное производство в отношении Департамента по статье 15.14 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Суд пришел к выводу, что предоставление субсидий организациям народных художественных промыслов (ЗАО «Вятский сувенир», ЗАО «Сувенир, ООО «Комтех», ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка») было осуществлено в соответствии с законами Кировской области об областном бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств – Департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области – и бюджетной сметой. Признаков совершения Департаментом расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенных нормативными правовыми актами органов федеральной власти Российской Федерации и Правительства Кировской области, являвшимися основанием для получения бюджетных средств, установлено не было.
Решением Октябрьского районного суда города Кирова от 11.11.2014 постановление мирового судьи судебного участка № 66 Октябрьского судебного района города Кирова от 29.08.2014 было оставлено без изменения.
Решением Кировского областного суда от 03.09.2014 по делу № 7-547/14 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, возбужденное в отношении заместителя главы департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области ФИО3 по факту нецелевого использования средств федеральной субсидии, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановлением Следственного отдела по Октябрьскому району города Кирова Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области от 28.07.2014 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 и ФИО3 в связи с отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 78, 132, 242 БК РФ, Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», (далее – Закон № 349-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Правилами № 178, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии закону пункта 1 оспариваемого представления и удовлетворил заявленное требование в данной части. Пункт 2 представления Управления суд признал законным.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Управление является органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (статья 268.1 БК РФ, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278).
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, орган государственного (муниципального) финансового контроля составляет представление. Представление должно содержать обязательную для рассмотрения в установленный в нем срок информацию о выявленных нарушениях и требования о принятии мер по их устранению, а также по устранению причин и условий таких нарушений (пункты 1, 2 статьи 270 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 БК РФ установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Согласно пункту 54 Правил № 178 (действовали до 15.01.2015) субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на финансирование иных, не предусмотренных подпунктами «а» – «г» пункта 2 Правил мероприятий, осуществляемых субъектом Российской Федерации в соответствии с утвержденными государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программой (подпрограммой), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 55 Правил № 178 субсидии предоставляются при условии фактического направления в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программой (подпрограммой), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и при соблюдении установленных Министерством экономического развития Российской Федерации конкурсных условий.
Постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259 утверждена областная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 – 2014 годы» (действовала до 10.03.2014). Перечень программных мероприятий, осуществляемых в рамках данной Программы, указан в Приложении к программе.
В пункте 16 Правил № 178 предусмотрено, что предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения.
Между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Кировской области были заключены следующие соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: от 15.08.2012 № 019-МБ-12, от 12.09.2013 № 088-МБ-13, от 10.10.2013 № 119-МБ-13.
В ходе проведенной в отношении Департамента развития предпринимательства проверки целевого использования субсидий, предоставленных в 2012-2013 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, с 01.01.2012 по 31.12.2013 надзорным органом был установлен факт нецелевого использования средств субсидии, выделенных из федерального бюджета бюджету Кировской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
В пункте 1 оспариваемого представления Управления от 30.06.2014 указано, что заявителем допущено нарушение положений статьи 38 БК РФ, пункта 2 статьи 4 Закона № 7-ФЗ, раздела 5 «Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков» областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 – 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259.
В рамках названной программы мероприятие «Государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области» в соответствии с задачей 10 предусматривает предоставление субсидий организациям народных художественных помыслов Кировской области, участвующих в региональных, межрегиональных и (или) международных ярмарках, выставках, конкурсах, фестивалях и иных подобных мероприятиях, проходящих за пределами Кировской области, на условиях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами области (Постановление Правительства Кировской области от 15.10.2012 № 175/625) (пункт 8 задачи 10). Пунктом 10 предусмотрено предоставление организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере народных и художественных промыслов и ремесел, иных видов субсидий на условиях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами области (постановления Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/589 и от 09.06.2012 № 155/321).
Законом Кировской области от 01.12.2011 № 91-ЗО «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в приложении № 11 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2013 год» закреплено предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Законом Кировской области от 05.12.2012 № 226-ЗО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в приложении № 10 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2013 год» закреплено предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Также в целях предоставления департаментом субсидий сводной бюджетной росписью областного бюджета, бюджетной росписью главного распорядителя областных бюджетных средств, бюджетной сметой утвержден код бюджетной классификации (далее – КБК) расходов: 820 0412 3450100 006 242. Данный КБК содержит код целевой статьи (3450100), утвержденный федеральным законом о бюджете на 2012 и 2013 годы.
Перечисление денежных средств конечным получателям – субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов, осуществлялось Управлением Федерального Казначейства по Кировской области на основании заявок на кассовый-расход, составленных департаментом. В данных заявках в разделе «назначение платежа» указан КБК 820 0412 3450100 006 242.
Соответственно, расходование бюджетных средств было произведено в полном соответствии с целями, определенными федеральными законами бюджете на 2012 и 2013 годы, областными законами о бюджете на 2012 и 2013 годы, сводной бюджетной росписью областного бюджета, бюджетной росписью областного бюджета и бюджетной сметой департамента. Таким образом, департаментом в полной мере был соблюден режим использования бюджетных средств.
Целевое назначение федеральной субсидии, предоставленной Кировской области в соответствии с соглашением, – оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Государственная поддержка ЗАО «Сувенир», ООО «Комтех», ЗАО «Вятский сувенир», ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» была оказана по одному из мероприятий областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 – 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, – «поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел» в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Законом № 209-ФЗ государственную поддержку могут получить все субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе организации, имеющие статус народных художественных промыслов.
В приказах Минэкономразвития РФ от 23.04.2012 № 223 и от 24.04.2013 № 220 определены основания предоставления субсидий федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области ремесел, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма.
При реализации Минэкономразвития РФ своих полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставленных Законом № 209-ФЗ, были заключены соглашения с Правительством Кировской области. Предметом данных соглашений являлось предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Кировской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с целевой программой Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 – 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259. В перечне мероприятий соглашений, на реализацию которых предоставлены субсидии из федерального бюджета, содержится мероприятие «государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области».
Названные положения устанавливают, что государственную поддержку могут получить все субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе имеющие статус организаций народных художественных промыслов. При этом сфера народных художественных промыслов выделена как отдельная категория субъектов малого и среднего предпринимательства, которой может быть оказана государственная поддержка.
Таким образом, ЗАО «Сувенир», ООО «Комтех», ЗАО «Вятский сувенир», ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка», имеющие статус организаций народных художественных промыслов, могут получать государственную поддержку не только по линии Минпромторга РФ, а также по иным линиям государственной поддержки, в том числе по линии Минэкономразвития РФ.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств совершения Департаментом развития предпринимательства расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенных нормативно-правовыми актами органов федеральной власти Российской Федерации и Правительства Кировской области, являвшимися основанием для получения бюджетных средств, надзорным органом не представлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали пункт 1 оспариваемого представления незаконным.
В кассационной жалобе Министерство развития предпринимательства оспаривает пункт 2 Представления Управления, согласно которому в нарушение пункта 5 статьи 242 БК РФ, части 7 статьи 23 Закона № 349-ФЗ, пункта 25(1) Правил № 178, пункта 5.2 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, от 12.09.2013 № 088-МБ-13 Департаментом как государственным заказчиком – координатором областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010 – 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/259, не обеспечен возврат остатков средств, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, не использованных по состоянию на 01.01.2014, в сумме 51 772 297 рублей 82 копеек.
Проверкой надзорного органа установлено, что по состоянию на 01.01.2014 в фондах поддержки малого и среднего предпринимательства числились неиспользованные остатки средств субсидии, полученной на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пунктов 3, 4 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Указания пункта 4 части 3 статьи 78 БК РФ носят императивный характер и не допускают отсутствия в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, положений о порядке возврата неиспользованной части субсидий.
На основании части 5 статьи 242 БК РФ (в редакции, действовавшей до 22.10.2014) не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
Согласно решению главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 23 Закона № 349-ФЗ определено, что не использованные по состоянию на 1 января 2014 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2014 года.
Согласно письму от 27.12.2013 Минфина России № 02-02-006/58053, Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-875 «О возврате в федеральный бюджет не использованных по состоянию на 1 января 2014 года остатков межбюджетных трансфертов» Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» исключений из нормы части 5 статьи 242 БК РФ не предусмотрено, возврату в федеральный бюджет подлежат все остатки целевых средств, не использованные по состоянию на 1 января 2014 года.
На основании решения главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Положениями статьи 242 БК РФ исключается возможность использования в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций в объеме их неиспользованного остатка.
При этом принятие главными администраторами доходов федерального бюджета, осуществляющими администрирование доходов федерального бюджета от возврата межбюджетных трансфертов, решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в 2013 году, а также возврат ими указанных межбюджетных трансфертов в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении которых принято решение о наличии потребности в направлении их в 2014 году на те же цели, осуществляются не позднее 1 апреля 2014 года.
В соответствии с пунктом 25(1) Правил № 178 не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в бюджет субъекта Российской Федерации – органами местного самоуправления), за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по возврату остатков целевых средств, в соответствии с требованиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что все неиспользованные по состоянию на 01.01.2014 целевые средства подлежали возврату в федеральный бюджет. Каких-либо исключений из данного правила БК РФ не предусмотрено.
Перечисление денежных средств в фонды поддержки малого и среднего предпринимательства не влечет за собой утрату статуса субсидии перечисленных федеральных денежных средств и целевого характера названных средств. Кроме того, перечисление денежных средств названным фондам не свидетельствует о том, что субсидия дошла до конечных получателей государственной поддержки (субъектов малого и среднего предпринимательства) и, соответственно, о реализации в текущем финансовом году мероприятий областной целевой программы, на осуществление которых была выделена субсидия, и об ее полном освоении.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии со стороны Департамента развития предпринимательства нарушения бюджетного законодательства, выразившегося в необеспечении возврата остатков средств, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, не использованных по состоянию на 1 января 2014 года, в связи с чем обоснованно отказали заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным пункта 2 оспариваемого представления надзорного органа.
В остальной части законность принятых судебных актов не проверялась, поскольку лицами, участвующими в деле, не обжаловалась.
С учетом изложенного кассационные жалобы заявителей не подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 13.02.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу № А28-8417/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области и Министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | А.И. Чиграков | |
Судьи | Н.Ю. Башева И.Л. Забурдаева |