ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-8428/2016 от 12.02.2018 АС Кировской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-8428/2016

16 февраля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2018.

Текст постановления в полном объеме изготовлен 16.02.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Жегловой О.Н. ,

судей Ногтевой В.А., Прытковой В.П.

при участии представителей

от федерального государственного бюджетного учреждения

«48 Центральный научно-исследовательский институт»

Министерства обороны Российской Федерации:

Чайкина Д.А. по доверенности от 09.01.2018 № 7,

Копосовой Т.В. по доверенности от 09.01.2018 № 4

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица –

федерального государственного бюджетного учреждения

«Центральное жилищно-коммунальное управление»

Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2017,

принятое судьей Шилоносовой В.А.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017,

принятое судьями Барьяхтар И.Ю., Барминым Д.Ю., Чернигиной Т.В.,

по делу № А28-8428/2016

по иску общества с ограниченной ответственностью

«Главное управление жилищным фондом»

(ИНН: 7704307993, ОГРН: 1157746180305)

к федеральному государственному бюджетному учреждению

«48 Центральный научно-исследовательский институт»

Министерства обороны Российской Федерации

(ИНН: 5042129453, ОГРН: 1136441000706),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства»,

общество с ограниченной ответственностью «НордЭнерго»,

акционерное общество «Кировские коммунальные системы»,

открытое акционерное общество «Кировская теплоснабжающая компания»,

Министерство обороны Российской Федерации,

Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации,

акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление»,

федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений»

Министерства обороны Российской Федерации,

общество с ограниченной ответственностью

«Управляющая компания Ленинского района города Кирова»,

государственное казенное учреждение «426 военный госпиталь»

Министерства обороны Российской Федерации,

федеральное казенное учреждение

«Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа»,

федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации,

о понуждении к заключению договора

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» (далее – общество «ГУЖФ») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному бюджетному учреждению «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «48 ЦНИИ») об обязании заключить договор на поставку горячей воды.

Суд первой инстанции на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – общество «ГУ ЖКХ»), общество с ограниченной ответственностью «НордЭнерго» (далее – общество «НордЭнерго»),  акционерное общество «Кировские коммунальные системы» (далее – АО «ККС»), открытое акционерное общество «Кировская теплоснабжающая компания»                        (далее – общество «КТК»), Министерство обороны Российской Федерации (далее –Министерство), Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент), акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (далее – общество «РЭУ»),  федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» (далее – общество «УК Ленинского района города Кирова), государственное казенное учреждение «426 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (далее – ФКУ «ОСК ЦВО») и федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ»).

Арбитражный суд Кировской области решением от 22.08.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017, отказал в удовлетворении иска.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному Военному округу обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 11.10.2016 и постановление от 16.01.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований общества «ГУЖФ».

Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на положения статей 294, 296 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 2 и пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и пункты 34, 36 и 92 Инструкции, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, указывает, что право хозяйственного ведения на имущество возникает у лица в случае, если соблюдены два условия: собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения; указанное имущество передано в установленном порядке. Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному Военному округу обращает внимание суда округа на то, что отсутствуют правовые основания для принятия во владение и эксплуатацию объектов энергоснабжения, не предусмотренных утвержденным Министерством государственным заданием, бюджетным финансированием и планом хозяйственной деятельности ФГБУ «ЦЖКУ». Заявитель считает, что ответчик не предпринимал конкретных действий по передаче объектов, в частности, не обращался в ФГБУ «ЦЖКУ» с первичными документами. Таким образом, бездействие ФГБУ «ЦЖКУ» в данном случае не может быть расценено как недобросовестное.

По мнению заявителя, отсутствуют доказательства прекращения права оперативного управления ответчика на спорные объекты, а также использования данных объектов иными владельцами для осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения. В тарифах на горячую воду, утвержденных решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.07.2017 № 25/5-кс-2017, не предусмотрены затраты связанные со спорными центральными тепловыми пунктами (далее – ЦТП). Кроме того, кассатор полагает, что данные ЦТП фактически эксплуатируются ответчиком, поскольку осуществляют поставку горячей воды, оборудованы устройствами по контролю и поддержанию надлежащего качества всего теплового хозяйства, в том числе объектов, используемых ФГБУ «48 ЦНИИ» для научной деятельности. Таким образом, поскольку отсутствуют доказательства приобретения ФГБУ «ЦЖКУ» права оперативного управления на спорные объекты, суды необоснованно отказали в удовлетворении иска, сделав вывод об утрате ответчиком обязательств в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности.

В письменных отзывах на жалобу Министерство и ФКУ «ОСК ЦВО» не согласились с доводами заявителя и просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В заседании окружного суда представители ответчика возразили против доводов кассационной жалобы и просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2017 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу             № А28-8428/2016 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций,                   общество «ГУЖФ» (управляющая организация) на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, от 27.07.2015 № 2-УЖФ-05, заключенного с Министерством (заказчик), приняло в управление жилищный фонд, указанный в перечне (приложение 1 к договору), и обязалось оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги, в том числе в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: город Киров, Октябрьский проспект, дома 119 и 121; улица Московская, дома 62, 64 и 66 и улица Герцена, дом 79.

Приготовление горячей воды для перечисленных объектов осуществляется на ЦТП № 85А и 500А, расположенных на территории военных городков № 29 и 51 (Октябрьский проспект, дом 119), далее вода поставляется по сетям горячего водоснабжения, которые имеют непосредственное технологическое присоединение к сетям указанных многоквартирных жилых домов.

На основании приказа Министерства от 06.02.2014 № 148 названные ЦТП были закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «48 ЦНИИ», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав от 18.12.2014.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11.06.2015                   № 1089-р общество «ГУ ЖКХ» определено единственным исполнителем осуществляемых Министерством в 2015 – 2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Министерства и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений. Этим же распоряжением Министерству предписано обеспечить передачу обществу «ГУ ЖКХ» на праве безвозмездного пользования соответствующих объектов, необходимых для осуществления названных функций.

Общества «ГУ ЖКХ» и «НордЭнерго» заключили договор на оказание услуг по технической эксплуатации, обслуживанию и содержанию объектов теплоснабжения Центрального военного округа от 30.10.2015 № 13/ТХ-2015, в приложении 1 к которому приведен перечень теплогенерирующих объектов, передаваемых в безвозмездное пользование обществу «ГУ ЖКХ». В указанный перечень включены ЦТП № 85А и 500А, сети горячего водоснабжения, расположенные по адресу: город Киров, Октябрьский проспект, дом 119.

С 01.11.2015 по 31.10.2016 общество «НордЭнерго» оказывало услуги по технической эксплуатации объектов теплоснабжения, в том числе спорных ЦТП, с целью бесперебойного обеспечения потребителей тепловой энергии в полном объеме и соответствующего качества; после указанной даты общество «НордЭнерго» прекратило владение и пользование спорными ЦТП.

Общества «ГУ ЖКХ» и «КТК» заключили договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 02.11.2015 № 43-11-0014 (в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2016), по условиям которого с 01.01.2016 из договора исключены объекты, расположенные по адресу: город Киров, Октябрьский проспект, дом 119.

В письме от 19.02.2016 № 616 общество «ГУ ЖКХ» сообщило ответчику, что согласно указанию начальника Департамента от 08.12.2015 № 370/2/1/20604 оказание услуг на территории военных городков № 29 и 51, расположенных по адресу город Киров, Октябрьский проспект, дом 119, в рамках государственного контракта прекращено; ответчику необходимо заключить договоры о передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование с обособленным подразделением общества «ГУ ЖКХ» «Пермское», на теплоснабжение – с обществом «КТК», на водоснабжение и водоотведение – с АО «ККС».

В письме от 25.07.2016 № 370/2/1/9102 Департамент указал, что общество «ГУ ЖКХ» отказалось оказывать коммунальные услуги в интересах объектов ФГБУ «48 ЦНИИ», расположенных по адресу город Киров, Октябрьский проспект, дом 119, по причине отсутствия их в государственных контрактах от 21.09.2016 № 4-ВКХ и № 5-ТХ; просил общество «ГУ ЖКХ» оформить договорные отношения на поставку коммунальных услуг в установленном порядке.

На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства от 18.01.2017 № 171 прекращено право оперативного управления организаций, подведомственных Министерству и являющихся правообладателями и балансодержателями недвижимого имущества, указанного в приложении к приказу. Данное имущество приказано «закрепить на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-эксплуатационная контора № 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления города Москвы» (далее – ЖЭК № 21). Во исполнение данного приказа начальнику названного учреждения в месячный срок следует обеспечить направление в Департамент имущественных отношений Министерства копии передаточных актов, государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ЖЭК № 21 закрепленного недвижимого имущества. В перечень недвижимого имущества включены спорные ЦТП.

В соответствии с приказом Министерства от 02.03.2017 № 155 путем изменения типа, целей деятельности и переименования существующего ЖЭК № 21 создано ФГБУ «ЦЖКУ», основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

ФГБУ «48 ЦНИИ» во исполнение приказа от 18.01.2017 № 171 направило в адрес филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному военному округу письмо от 11.04.2017 № 1142 с просьбой назначить представителей для комиссионной передачи имущества ФГБУ «48 ЦНИИ» в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ».

В письме от 24.04.2017 № 1311 ФГБУ «48 ЦНИИ» просило филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному военному округу согласовать перечень имущества теплового и водопроводно-канализационного хозяйства, в который включены спорные ЦТП, и определить порядок передачи объектов в оперативное управление филиала.

ФГБУ «ЦЖКУ» в письме от 26.05.2017 указало, что утвержденным государственным заданием и выделенной бюджетной субсидией не предусмотрены содержание и эксплуатация указанных в обращении ответчика коммунальных объектов и инженерных сетей. ФГБУ «ЦЖКУ» со ссылкой на положения Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) о том, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной собственности, осуществляется по договорам аренды таких объектов или по концессионным соглашениям, отметило, что указаний от руководителя учреждения о заключении договоров аренды или концессионных соглашений в отношении спорных объектов не получало.

Ответчик в письмах от 12.05.2017 № 1488 и от 06.06.2017 № 1818 обратился к руководителю ФГБУ «ЦЖКУ» с просьбой дать соответствующие указания начальнику филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному военному округу о выполнении приказа Министерства от 02.03.2017 № 155 и приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства от 18.01.2017 № 171.

ФГБУ «ЦЖКУ» в письме от 08.06.2017 № 370/У/1-522 просило филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному военному округу организовать работу по согласованию перечней имущества, передаваемого ФГБУ «48 ЦНИИ», и представить данные перечни в срок до 01.07.2017.

В письме от 22.06.2017 № 1987 ответчик повторно обратился в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по Центральному военному округу с просьбой сообщить сроки направления представителей для согласования перечней передаваемых объектов. Ответ на письмо не представлен в материалы дела. 

Общество «ГУЖФ» в письме от 30.12.2015 № 385-ЖФ обратилось к ФГБУ                 «48 ЦНИИ» с просьбой заключить договор на горячее водоснабжение объектов, расположенных по адресам: город Киров, Октябрьский проспект, дома 119 и 121; улица Московская, дома 62, 64 и 66, улица Герцена, дом 79, и направить в адрес общества «ГУЖФ» проект договора.

ФГБУ «48 ЦНИИ» в ответе на письмо от 24.05.2016 № 1296 указало, что не выполняет функции ресурсоснабжающей организации. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 № 1089-р единственным исполнителем услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, является общество «ГУ ЖКХ».

Истец в письме от 07.06.2016 № 1102-ЖФ уведомил ответчика о направлении искового заявления о понуждении заключить договор ресурсоснабжения в Арбитражный суд Кировской области.

Изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, окружной суд принял постановление исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 – 547 названного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для возникновения отношений по энергоснабжению необходимо наличие присоединенной сети к сетям энергоснабжающей организации, произведенное в установленном порядке, при этом указанное присоединение может быть как непосредственным, так и опосредованным (через сети третьих лиц либо бесхозяйные сети).

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, если обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Договор энергоснабжения является публичным договором, то есть обязателен к заключению энергоснабжающей организацией в отношении каждого, кто к нему обратится; отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если сторона, для которой в соответствии с названным кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В части 3 статьи 7 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к закрытой системе горячего водоснабжения, заключают договоры горячего водоснабжения с организацией, эксплуатирующей эту систему.

Как следует из частей 14 и 16 статьи 2 Закона № 416-ФЗ объектами централизованной системы горячего водоснабжения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), непосредственно используемое для горячего водоснабжения. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.

В соответствии с частью 7 статьи 2 Закона № 416-ФЗ горячая вода – вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.

Таким образом, понятие эксплуатации закрытой системы горячего водоснабжения как комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для нагрева холодной воды с использованием ЦТП, включает в себя приобретение холодной воды, тепловой энергии в целях приготовления горячей воды, а также техническое обслуживание ЦТП (обеспечение соблюдения давления в подающем и циркуляционном трубопроводе, соблюдения температурного графика и т.д.).

В части 4 статьи 31 Закона № 416-ФЗ определены регулируемые виды деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, к которым относятся горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения.

На основании пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду. Согласно разделу VIII Основ ценообразования тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. В случае, когда теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен быть установлен тариф на горячую воду.

В силу абзаца 39 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе (пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что ответчик не заключал соответствующие договоры (ресурсоснабжения и технического обслуживания ЦТП) в целях приготовления горячей воды, поступающей в многоквартирные дома, и не осуществлял фактическую эксплуатацию спорных ЦТП. Основным видом деятельности ответчика являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук; ресурсное снабжение потребителей, как вид деятельности, не относится к сфере научных исследований в области естественных и технических наук и не соответствует целям создания ФГБУ «48 ЦНИИ» и, следовательно, внесение изменений в его устав невозможно. Таким образом, понуждение ФГБУ «48 ЦНИИ» к заключению договора горячего водоснабжения противоречит как учредительным документам ответчика, так и нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суды учли, что Правительство Российской Федерации ежегодно издаваемыми распоряжениями фактически установило договорно-правовую схему регулирования отношений водоснабжения и водоотведения по объектам, принадлежащим Министерству, определяя единственную организацию, оказывающую соответствующие услуги, которой подлежат передаче объекты водоснабжения и водоотведения, а также соответствующие сети – общество «ГУ ЖКХ». Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.07.2017 N 24/5-кс-2017 для ФГБУ «ЦЖКУ» установлены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) на 2017 – 2020 годы, в том числе на территории муниципального образования «Город Киров».

В пункте 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», добросовестным поведением, является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По смыслу приведенных правовых норм и разъяснений под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив поведение сторон с позиции статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недобросовестном поведении ФГБУ «ЦЖКУ», которое уклонилось от исполнения возложенных на него собственником имущества обязанностей по содержанию и эксплуатации объектов теплосетевого хозяйства, а именно от принятия в свое владение спорных ЦТП и от государственной регистрации права оперативного управления данных объектов, и признали, что и в отсутствие государственной регистрации прекращения права оперативного управления не имеется оснований для обязания ФГБУ «48 ЦНИИ» заключить договор на поставку горячей воды.

При указанных обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судами доказательств. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не выявил.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда 16.11.2017 по делу № А28-8428/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

О.Н. Жеглова

Судьи

В.А. Ногтева

В.П. Прыткова