ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-8665/16 от 12.07.2017 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-8665/2016

19 июля 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2017 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2017 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя Никитинского Р.Л., действующего на основании доверенности от 01.07.2016, представителя ответчика Ускирева А.А., действующего н основании доверенности от 10.07.2017, представителя третьего лица Чистова А.А., действующего на основании доверенности от 12.08.2016,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Кировской области и акционерного общества «Кировские коммунальные системы» на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2017 по делу № А28-8665/2016, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Салютстрой»

к Региональной службе по тарифам Кировской области

третье лицо: акционерное общество «Кировские коммунальные системы»

о признании незаконным ненормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Салютстрой» (далее - заявитель, Общество, ООО «Салютстрой») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с уточненным заявлением о признании недействительным решения Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - ответчик, Служба по тарифам, РСТ) от 01.07.2016 № 25/5-кс-2016 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «Кировские коммунальные системы» (далее – АО «ККС») в индивидуальном порядке»; о возложении на РСТ обязанности в 3-дневный срок после вступления решения в законную силу пересмотреть расчет акционерного общества «Кировские коммунальные системы» размера платы за подключение к сетям холодного водоснабжения и водоотведения следующего объекта: «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121».

Решением Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2017 заявленные Обществом требования о признании недействительным решения РСТ от 01.07.2016 № 25/5-кс-2016удовлетворены. Суд обязал ответчика в 30-дневный срок после вступления решения в законную силу пересмотреть расчет АО «ККС» размера платы за подключение к сетям холодного водоснабжения и указанного выше объекта.

Не согласившись с принятым решением, Служба по тарифам обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Ответчик приводит доводы о том, что решение РСТ от 01.07.2016 № 25/5-кс-2016 принято в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере тарифного регулирования, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права. В частности, указывает, что Укрупненные нормативы цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, в том числе для объектов «Сети водоснабжения и канализации» (НЦС 81-02-14-2014), утвержденные Приказом Минстроя России от 28.08.2014 № 506/пр «Об утверждении укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры» применяются только в отношении расчета стоимости строительства новых сетей водоснабжения и водоотведения. Расчет стоимости реконструкции и (или) модернизации существующих объектов сетей водоснабжения и водоотведения НЦС 81-02-14-2014 не предусмотрен.

Акционерное общество «Кировские коммунальные системы» (далее – третье лицо, АО «ККС») также обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.

По мнению третьего лица, судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права и неправильное истолкование закона, суд не указал, какие именно документы должна истребовать Служба по тарифам от АО «ККС».

Третье лицо считает, что суд применил закон, не подлежащий применению, а именно пункт 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в действующей редакции, возложив на ответчика обязанность по установлению индивидуального тарифа для объекта капитального строительства, в отношении которого не может быть установлен такой тариф.

ООО «Салютстрой» в отзыве на апелляционную жалобу ответчика, возражает против приведенных в ней доводов, прости оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

По мнению заявителя, пункт 85 Основ ценообразования прямо предписывает ответчику применять НЦС при определении расходов для реализации запланированных мероприятий, в том числе, направленных на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Службой по тарифам при установлении размера платы за подключение к сетям водоснабжения и (или) водоотведения в нарушение требований нормативных правовых актов не была получена вся необходимая информация для определения размера экономически обоснованных расходов третьего лица.

Подробно позиции сторон изложены в апелляционных жалобах, отзыве и поддержаны представителями лиц, участвующих в деле в судебном заседании.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как следует из материалов дела, 12.02.2016 в АО «ККС» поступила заявка ООО «Салютстрой» о подключении объекта: «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121».

19.04.2016 в Службу по тарифам поступило заявление АО «ККС» об установлении индивидуальных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «ККС» объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121».

Экспертной группой РСТ подготовлено заключение по определению размера индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения АО «ККС» объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу; г. Киров, ул. Московская, дом 121» (далее - экспертное заключение). Согласно данному заключению экспертная группа предложила установить индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения АО «ККС» объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу; г. Киров, ул. Московская, дом 121» для заявителя ООО «Салютстрой» в размере 6111,14 тыс. руб.; индивидуальную плату за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоотведения АО «ККС» объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу; г. Киров, ул. Московская, дом 121» для заявителя ООО «Салютстрой» в размере 8818,39 тыс. рублей.

01.07.2016 правление РСТ приняло решение № 25/5-кс-2016:

1. Установить плату за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ООО «Салютстрой» - «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121» к централизованной системе водоснабжения акционерного общества «Кировские коммунальные системы» в индивидуальном порядке с подключаемой (присоединяемой) нагрузкой 12,16 куб. м/час в размере 6111,14 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость взимается сверх платы за подключение (технологическое присоединение).

2. Установить плату за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства ООО «Салютстрой» - «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121» к централизованной системе водоотведения акционерного общества «Кировские коммунальные системы» в индивидуальном порядке с подключаемой (присоединяемой) нагрузкой 12,16 куб. м/час в размере 8818,39 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость взимается сверх платы за подключение (технологическое присоединение) (пункт 2).

3. Размер платы, установленный в пунктах 1 и 2 настоящего решения, действует с 01.07.2016 (пункт 3).

Не согласившись с решением РСТ от 01.07.2016 № 25/5-кс-2016, ООО «Салютстрой» обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

Арбитражный суд Кировской области при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200-201 АПК РФ, необходимых для признания недействительным оспариваемого решения Службы по тарифам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица и отзыва заявителя, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с Положением о региональной службе по тарифам Кировской области (далее - Положение о РСТ), утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 № 144/365, к полномочиям Службы по тарифам относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункты 4, 5 части 2 статьи 3 Закона № 416-ФЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 31 названного выше Закона предусмотрено, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

На основании части 9 статьи 31 Закона № 416-ФЗ регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 18 Закона № 416-ФЗ установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Согласно пункту 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.

Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения) (пункт 24 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.

Из представленного в материалы дела экспертного заключения следует, что затраты по статье «Локальный сметный расчет реконструкции самотечного коллектора, реконструкция которого необходима для подключения многоквартирного жилого здания по адресу: ул. Московская, дом 121» определены экспертами в соответствии с пунктами 85, 86 Основ ценообразования на основании представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Согласно пункту 85 Основ ценообразования, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий уровень нагрузки (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (площади поперечного сечения трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.

В пункте 86 Основ ценообразования установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Пунктами 12, 13 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил регулирования тарифов).

В пункте 17 названных выше Правил перечислены обосновывающие материалы, прилагаемые к заявлению об установлении тарифов.

В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов (пункт 20 Правил регулирования тарифов).

Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов. Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные регулируемыми организациями, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями по их инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов (пункт 25 Правил регулирования тарифов).

Согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Пунктом 30 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

В соответствии пунктами 3.4.3, 3.4.4 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственной услуги по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением правительства Кировской области от 05.12.2014 № 14/180 (далее - Административный регламент) в случае если заявитель не представил самостоятельно документы, которые он вправе представить и которые необходимы для предоставления государственной услуги, специалист, ответственный за проверку документов, запрашивает их в уполномоченных органах и организациях в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги и представляемых в обязательном порядке. В случае если в ходе анализа представленных заявителем предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, служба запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные заявителем расходы в предыдущем периоде регулирования, указав форму их представления и требования к ним, а заявитель обязан их представить в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса заявителю.

На основании пунктов 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3 Административного регламента основанием для проведения экспертизы является издание руководителем службы приказа о назначении экспертной группы в количестве 3 человек из числа сотрудников службы. Сотрудники службы, назначенные в качестве экспертов по делу об установлении тарифов, проводят экспертизу предложений об установлении тарифов. Сотрудники службы, назначенные в качестве экспертов по делу об установлении тарифов, по результатам проведенной экспертизы составляют экспертное заключение, которое приобщается к делу об установлении тарифов. Служба вправе привлекать независимых экспертов для проведения экспертизы предложений об установлении тарифов, а также приобщать к делу об установлении тарифов в качестве дополнительных материалов экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями.

Таким образом, согласно пункту 22 Основ ценообразования, пунктам 20, 25 Правил регулирования тарифов, пунктам 3.4.4, 3.5.3 Административного регламента орган регулирования тарифов должен проверить обоснованность расходов, учтенных при расчете тарифов. Для проверки обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, орган регулирования тарифов вправе запрашивать дополнительную информацию и привлекать независимых экспертов для проведения экспертизы предложений об установлении тарифов.

В данном случае в АО «ККС» поступила заявка ООО «Салютстрой» о подключении объекта: «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: г. Киров, ул. Московская, дом 121» (далее - объект капитального строительства). АО «ККС» направило в Службу по тарифам заявление об установлении индивидуальных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «ККС» объекта капитального строительства. Экспертной группой РСТ подготовлено заключение по определению размера индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения АО «ККС» объекта капитального строительства. 01.07.2016 правление РСТ приняло оспариваемое решение.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, подключение объекта капитального строительства осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и водоотведения, а именно: прокладка водопровода диаметром 200 мм, протяженностью 441 м; реконструкция самотечного коллектора диаметром 1000 мм, протяженностью 63,7м.

Вместе с тем документы, подтверждающие невозможность подключения объекта капитального строительства без прокладки водопровода диаметром 200 мм, протяженностью 441 м и без реконструкции самотечного коллектора диаметром 1000 мм, протяженностью 63,7 м, а также документы, подтверждающие необходимые объемы работ по прокладке водопровода и реконструкции самотечного коллектора, не были представлены АО «ККС» в Службу по тарифам.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности, установленного решением РСТ от 01.07.2016 № 25/5-кс-2016 тарифа, в связи с отсутствием в полном объеме сведений, необходимых для расчета тарифа за технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения АО «ККС» объекта капитального строительства.

Доводам ответчика и третьего лица о том, что НЦС 81-02-2014 не могли быть применены РСТ для расчетов, связанных с реконструкцией объекта, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой не имеется.

Как указано выше, пунктом 85 Основ ценообразования определено, что размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения. Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры. Из содержания данной нормы прямо следует, что укрупненные нормативы подлежат применению и в случае реконструкции и модернизации существующих систем водоснабжения и водоотведения, что и имело место в рассматриваемой ситуации.

Доводы апелляционной жалобы АО ККС о применении пункта 85 Основ ценообразования в новой редакции, действующей с 07.02.2017, несостоятелен, так как в данном случае подлежат применению нормы п. 85 Основ, действовавшие на дату вынесения РСТ оспариваемого решения об установлении тарифа, то есть на 01.07.2016.

Таким образом укрупненные нормативы цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (НЦС 81-02-14-2014), утвержденные приказом Минстроя России от 28.08.2014 № 506/пр, действовали при утверждении спорного тарифа и подлежали применению в рассматриваемом случае.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Службы по тарифам от 01.07.2016 № 25/5-кс-2016 не соответствует положениям статьи 3 Закона № 416-ФЗ, пунктам 22, 24, 85, 86 Основ ценообразования, пунктам 20, 25 Правил регулирования тарифов и нарушает права и законные интересы заявителя, что свидетельствует о наличии у суда первой инстанции оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2017 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчика и третьего лица – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе АО «Кировские коммунальные системы» относятся на заявителя жалобы. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1500 руб. Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 3000 руб. по платежному поручению 04.05.2017 № 1802, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату плательщику.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Служба по тарифам освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 13.03.2017 по делу № А28-8665/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Региональной службы по тарифам Кировской области и акционерного общества «Кировские коммунальные системы» – без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Кировские коммунальные системы» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 04.05.2017 № 1802.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

П.И. Кононов

Г.Г. Ившина

Л.И. Черных