ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://www.fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А28-8678/2009-236/27
26 октября 2009 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 01.09.2009),
ФИО2 (доверенность от 01.09.2009),
от заинтересованного лица:
ФИО3 (доверенность от 16.10.2009),
ФИО4 (доверенность от 01.10.2009)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью Компания «Феличе»
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.07.2009,
принятое судьей Кононовым П.И.,
по делу № А28-8678/2009-236/27
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Компания «Феличе»
о признании незаконным и об отмене постановления Территориального управления
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области
о привлечении к административной ответственности
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью Компания «Феличе» (далее – ООО Компания «Феличе», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области (далее – Управление, административный орган) от 09.06.2009 по делу № 33-09/118 о привлечении к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.07.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылаясь на часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ, пункт 4 статьи 5, пункты 3, 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», приказ Центрального Банка Российской Федерации от 15.09.1997 № 02-395 «О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России», приказ Минюста Российской Федерации от 14.07.1999 № 217 «Об утверждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», Указание Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П), Инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И), заявитель жалобы считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку справка о подтверждающих документах и документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации, не являются формами учета и отчетности по валютным операциям; изданное Центральным Банком Российской Федерации Указание от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» не является нормативным правовым актом, поскольку нормативный акт в форме указания законом не предусмотрен.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Общества, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.10.2008 ООО Компания «Феличе» (продавец) заключило с иностранным предприятием закрытым акционерным обществом «БЕЛС» (Республика Беларусь, покупатель) контракт № 19/2008 на поставку товара (шпона) на условиях поставки FCA–склад продавца, в связи с чем в открытом акционерном обществе Коммерческий банк «Хлынов» оформило паспорт сделки № 08120009/0254/0000/1/0.
Во исполнение названного контракта Общество в октябре 2008 года осуществило вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации по счету-фактуре от 31.10.2008 № 002, товарно-транспортной накладной от 31.10.2008 № 002 и СМRот 31.10.2008.
Управление провело проверку соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации и установило нарушение пунктов 2.1-2.4 Положения № 258-П, а именно: документы, подтверждающие вывоз товара, и справка о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк с нарушением установленного срока (19.01.2008 вместо 17.11.2008).
Усмотрев в действиях ООО Компания «Феличе» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, должностное лицо Управлениясоставило протокол об административном правонарушении от 27.05.2009 № 33-09/118.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководитель Управления вынес постановление от 09.06.2009 по делу № 33-09/118 о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с названной нормой в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО Компания «Феличе» не согласилось с постановлением Управления и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 2.9, частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, статьями 20, 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», пунктами 2.2, 2.4 Положения № 258-П, Инструкцией № 117-И, пунктом 1.3 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемых резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения и об отсутствии оснований для признания его малозначительным.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В части 6 статьи 15.25 КоАП установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 данного закона.
Согласно части 4 статьи 5 и части 3 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В силу статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Формы учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, установлены Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У, в силу пункта 1.3 которого к ним относится и справка о подтверждающих документах.
В пункте 2.1 Положения № 258-П установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее подтверждающие документы).
Согласно пунктам 2.2 и 2.4 Положения № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению, в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае факт представления Обществом в уполномоченный банк подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах с нарушением установленного срока (19.01.2008 вместо 17.11.2008) судом установлен и подтвержден материалами дела.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих своевременному представлению в уполномоченный банк указанных документов, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кировской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы судом округа не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.07.2009 по делу № А28-8678/2009-236/27 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Компания «Феличе» – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В. Шутикова
Судьи
О.Е. Бердников
Н.Ш. Радченкова