ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-9635/2021 от 03.08.2022 АС Кировской области

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-9635/2021

04 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .  

Полный текст постановления изготовлен августа 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующегоКононова П.И.,

судейВолковой С.С., Минаевой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности от 20.10.2021;

представителей ответчика – ФИО2, действующего на основании доверенности от 09.01.2020, ФИО3, действующей на основании доверенности от 28.09.2021;

представителя Администрации города Кирова  – ФИО4, действующей на основании доверенности от 28.01.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 13.04.2022 по делу № А28-9635/2021

по заявлению муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

с участием в деле третьих лиц: Правительство Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), Администрация города Кирова (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительнымв части представления от 25.06.2021,

установил:

муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (далее – заявитель, Учреждение, МКУ «УКС») обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к  Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее – ответчик, Управление, УФК по Кировской области) о признании недействительным пункта 1 представления Управления от 25.06.2021  в части возврата бюджетных средств в сумме 13 341183 рублей 95 копеек  в связи с их нецелевым использованием.

К  участию в деле в качестве третьих лиц привлечены:  Правительство Кировской области (далее – Правительство КО), Администрация города Кирова (далее – Администрация г. Кирова),  Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Министерство строительства РФ, Минстрой России), Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – Министерство строительства КО).

РешениемАрбитражного судаКировской областиот13.04.2022 в удовлетворении требованийМКУ «УКС» отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Учреждениеобратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 13.04.2022 по делу № А28-9635/2021 отменить, требования МКУ «УКС» удовлетворить.

По мнению заявителя жалобы, УФК по Кировской области не доказано использование нецелевым образом денежным средств, выделенных на строительство объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненская до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове». В состав проектной документации на строительство указанного объекта входит также строительство ливневой канализации и очистных сооружений в слободе Столбики, в  связи с чем, по мнению заявителя жалобы, выделенные на реализацию данного проекта средства субсидии израсходованы правомерно, их целевое использование не нарушено.

Более подробно позиция Учреждения изложена в апелляционной жалобе.

Администрация г. Кирова в отзыве на жалобу МКУ «УКС» поддерживает изложенные в ней доводы, просит обжалуемое решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить.

УФК по Кировской области представило мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу-без удовлетворения.

Учреждение представило возражения на отзыв ответчика, в котором указывает, что расходование выделенных денежных средств происходило в рамках утвержденных смет, на основании которых предоставлялись средства субсидии.

Правительство КО, Министерство строительства РФ, Министерство строительства КО отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.05.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 21.05.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 158 АПК РФ протокольным определением от 29.06.2022 судебное разбирательство по настоящему делу было отложено до 14 часов 00 минут 03.08.2022.

 В соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Минаеву Е.В., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.

Третьи лица: Правительство КО, Министерство строительства РФ, Министерство строительства КО явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных третьих лиц.

Законностьобжалуемого решения Арбитражного судаКировской областипроверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов настоящего дела,между Министерством строительства РФ и Правительством КО заключено соглашение от 12.02.2019 № 069-09-2019-077 (далее-Соглашение) о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Кировской области субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (далее – Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 069, раздел 14, подраздел 03, целевая статья 05 1 F1 50210, вид расходов 523 в рамках федерального проекта «Жилье» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710.

В силу пункта 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту, согласно приложению № 1, приложению № 2 и приложению № 3 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838 «Об утверждении государственной программы Кировской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области» на 2013 - 2021 годы».

Постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838 утверждена государственная программа Кировской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области» на 2013 - 2021 годы» (далее – Областная программа № 189/838), частью которой является Подпрограмма «Развитие строительства и архитектуры Кировской области» на 2016 - 2021 годы (далее – Подпрограмма).

Постановлением Правительства Кировской области от 11.04.2019                   № 187-П «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838» Подпрограмма дополнена перечнем проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья в 2019 году (приложение № 4 к Подпрограмме). В данный перечень включен объект «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» протяженностью 356,2 метра, стоимостью 68 344,92 тыс. руб.

Проектной документацией по объекту «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальнойв жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» предусмотрено проектирование ливневой канализации с размещением очистных сооружений.

Проектной документацией предусматривается организованный отвод поверхностных вод с проезжей части ул. Мостовицкой через дождеприемники по закрытой системе ливневой канализации, поверхностный сток с территории в МКР и улицы Мостовицкой отводится для очистки на проектируемые очистительные сооружения, выполняется присоединение ливневой канализации на ул. Попова, предусматривается отвод ливневых стоков с МКР № 4, МКР № 5 и ул. Мостовицкой.

Сводный сметный расчет стоимости строительства объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» включает в себя расходы на строительство ливневой канализации и дороги.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы № 43-1-6-1422-15 объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» базовая стоимость в ценах на 01.01.2000 составила 8203,36 тыс. руб.,  в том числе на строительство дороги – 3375,57 тыс. руб., на строительство ливневой канализации – 4827,79 тыс. руб.

29.06.2017 Администрацией г. Кирова вынесено Распоряжение № 3099-зр «Об утверждении проектно-сметной документации  на объект «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове», в котором указаны следующие характеристики объекта:

- протяженность трассы – 356,2 м.;

- число полос – 2;

- ширина полос – 4,5 м.;

- ширина тротуаров – 2х2,0 м.;

- материал покрытия – асфальт;

- базовая стоимость в ценах на 01.01.2000 – 8203,36 тыс. руб.

25.04.2019 Министерством строительства РФ и Правительством КО заключено дополнительное соглашение № 069-09-2019-077/1 к Соглашению (далее – Дополнительное соглашение от 25.04.2019).

Перечнем объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества в рамках мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, являющимся приложением № 1 к Дополнительному соглашению от 25.04.2019,  предусмотрен, в том числе объект «Строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» протяженностью 356,2 метра (далее – Объект «Строительство ул. Мостовицкой»)  со сметной (предполагаемой) стоимостью   68 344 980,00 руб.

Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П утверждена государственная программа Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем» (далее - Государственная программа № 753-П).

Приложением № 7 к Государственной программе № 753-П является Перечень проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов Кировской области, предусматривающих строительство жилья, в котором указан объект (мероприятие) «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» протяженностью 356,2 метра, стоимостью строительства 68 413,30 тыс. руб. и со сроками строительства 2019 - 2020 годы.

27.05.2019 между Министерством строительства КО и Администрацией г. Кирова заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Город Киров» на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития и жилищного строительства № 33701000-1-2019-012 (далее - Соглашение от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012).

Пунктом 1.1 Соглашения от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012 предусмотрено, что предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году бюджету муниципального образования «Город Киров» субсидии на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках регионального проекта «Развитие жилищного строительства и обеспечение граждан жильем в Кировской области» подпрограммы «Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры» государственной программы Кировской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Кировской области» на 2013-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/838.

Из пункта 1.2 Соглашения от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012 следует, что предоставление Субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности (результату регионального проекта), в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в том числе в целях достижения результатов регионального проекта по муниципалитету  согласно приложению №1, приложению №2 и приложению № 3 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлениями Администрации г. Кирова от 07.10.2013 № 3851-П «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Киров» и от 01.02.2016 № 244-П «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров».

Приложением № 1 к Соглашению от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012 определен перечень объектов капитального строительства, в целях софинансирования  которых  предоставлялась  субсидия. В перечень входит,   в  том числе объект «Строительство улицы Мостовицкая от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» длиной 356,2 м.

Постановлением Администрации г. Кирова от 01.02.2016 № 224-п утверждена муниципальная программа «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» (далее – Муниципальная программа  № 224-п).

Как следует из Приложения № 3  «Перечень непосредственных показателей эффективности реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» к Муниципальной программе № 224-п следует, что в рамках подпрограммы «Дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения в границах муниципального образования «Город Киров» запланировано мероприятие «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове», протяженностью 356,2 м» (пункт 2.11).

К Соглашению от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012 было заключено Дополнительное соглашение от 27.04.2020 № 33701000-1-2019-012/3, которым продлен срок его действия до конца 2020 года.

На выполнение работ по объектам «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистьте пруды» в г. Кирове», «Строительство улицы Ивана Попова от ул. Чистопрудненской до развязки с круговым движением в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове, между МКУ «УКС» (заказчик) и ООО «Спецстрой» (подрядчик)  заключен муниципальный контракт от 27.05.2019 № Ф.2019.273270.

Пунктом 1.1 муниципального контракта от 27.05.2019 определено, что подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок по заданию заказчика выполнить работы, в том числе по строительству ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове в объеме в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2) и проектной документацией.

07.06.2019 Администрацией г. Кирова выдано разрешение на строительство № 43- RU43306000-089-2019, в котором указаны следующие характеристики объекта: Улица в жилой застройке протяженностью 356,2, иные показатели – объем регулирующего резервуара очистных сооружений поверхностного стока – 1000 куб.м.

12.02.2021 УФК по Кировской области  издан приказ № 109 о назначении плановой выездной проверки в муниципальном казенном учреждении «Управление капитального строительства». Проверяемый период 2020 год – истекший период 2021 года.

Проверка проведена в период с 15.02.2021 по 14.05.2021. Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 14.05.2021.

В ходе проверки УФК по Кировской области установлено, что 27.05.2020 Учреждением заключен Контракт на выполнение работ по объектам: «Строительство улицы Мостовицкая от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове», «Строительство улицы Ивана Попова от ул. Чистопрудненской до развязки с круговым движением в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове». При реализации данного муниципального контракта в рамках строительства указанного участка улицы Мостовицкой выполнено устройство ливневой канализации, расположенной вдоль ул. Фестивальная, а также строительство очистных сооружений в слободе Столбики. Ливневая канализации, расположенная вдоль ул. Фестивальная, выполненная в рамках строительства ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове, является самостоятельным сооружением коммунального хозяйства. Работы по устройству ливневой канализации № 1 и № 2, проходящей по ул. Фестивальной, а также строительству очистных сооружений на общую сумму 14 057 398,80 руб. оплачены МКУ «УКС» за счет средств субсидии, выделенных на строительство участка улицы Мостовицкой.        

МКУ «УКС» в 2020 году в рамках объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» за счет средств субсидии, предоставленной по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры при реализации проектов по развитию территорий, приняты и оплачены работы по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, за пределами участка, выделенного под строительство ул. Мостовицкой, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики, являющихся самостоятельными объектами системы водоотведения (сооружениям коммунального хозяйства), отсутствующими в государственной программе Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем», утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П и в муниципальной программе «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденной постановлением Администрации г. Кирова от 01.02.2016 № 224-П, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) является нецелевым использованием бюджетных средств в общей сумме 14 057 398,80 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме  13 341 183,95 руб.

25.06.2021 на основании указанных выше результатов проведенной проверки УФК по Кировской области выдало Учреждению представление № 40-24-09/48 (далее – представление от 25.06.2021), в пункте 1 описательной части которого указало, что в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 18.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н, пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации, являющихся  приложением № 6 Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее – Правила предоставления субсидий), пункта 1.2. Соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Город Киров» на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012, МКУ «УКС» в 2020 году в рамках объекта: «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» за счет средств субсидии, предоставленной по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры при реализации проектов по развитию территорий приняты и оплачены работы по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, за пределами участка, выделенного под строительство ул. Мостовицкой, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики, являющихся самостоятельными объектами системы водоотведения (сооружениям коммунального хозяйства), отсутствующими в государственной программе Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем», утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П и в муниципальной программе «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденной постановлением Администрации г. Кирова от 01.02.2016 № 224-П, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств в общей сумме 14 057 398,80 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 13 341 183,95 руб.

Пунктом 1 требовательной части представления от 25.06.2021 по выявленному нарушению, указанному в пункте 1 описательной части представления, на МКУ «УКС»  возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий совершения указанного выше нарушения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящею представления и возвратить средства субсидии, выделенной из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) объектов транспортной инфраструктуры, па лицевой счет Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в целях их последующего перечисления в доход федерального бюджета по КБК 069 2 18 25021 01 1002 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий на стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)» в срок до 31.12.2021 включительно в сумме 13 341 183,95 руб., использованных не по целевому назначению на объекте: «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» на работы по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, за пределами участка, выделенного под строительство ул. Мостовицкой, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики, являющихся самостоятельными объектами системы водоотведения (сооружениями коммунального хозяйства), которые отсутствуют в государственной программе Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П, а также в муниципальной программе «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденной постановлением Администрации г. Кирова от 01.02.2016 № 224-П.

Отказывая в удовлетворении требования Учреждения о признании незаконным пункта 1 представления УФК по Кировской области от 25.06.2021, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого в обозначенной части представления и отсутствия нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и третьего лица-Администрации г. Кирова, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).

В соответствии со статьей 28 БК РФ к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе, эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевой характер бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 2 статьи 266.1 БК РФ).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе установлено, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится, в том числе, УФК по Кировской области.

Как следует из пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно  пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов; 6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены.

Пунктом 3 статьи 132 БК РФ установлено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее – Правила № 999).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 999 государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Пунктом 6 Правил № 999 установлено, что при предоставлении субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, а также на софинансирование приобретения объектов недвижимого имущества адресное (пообъектное) распределение субсидий с указанием размеров субсидий утверждается актами Правительства Российской Федерации в отношении объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества: без которых невозможен ввод в эксплуатацию и (или) функционирование объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации; необходимость строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения которых вытекает из международных обязательств Российской Федерации; строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых предусмотрено в соответствии с актами, поручениями и указаниями Президента Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации, поручениями Председателя Правительства Российской Федерации; сметная стоимость или предполагаемая (предельная) стоимость которых либо стоимость приобретения которых (рассчитанная в ценах соответствующих лет) превышает 1,5 млрд. рублей.

В силу пункта 7 Правил № 999 адресное (пообъектное) распределение субсидий по объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества, не указанным в пункте 6 настоящих Правил, устанавливается соглашениями.

Подпунктом «в» Пункта 10 Правил № 999 предусмотрено, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать  перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества.

Как следует из материалов настоящего дела, что Субсидия предоставлена на строительство объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» в г. Кирове» протяженностью 356,2 м. Данное обстоятельство подтверждается Соглашением, Дополнительным соглашением от 25.04.2019, Дополнительными соглашениями от 24.07.2019, от 25.11.2019, от 03.04.2020, от 09.04.2020, от 11.11.2020 к Соглашению, Соглашением от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012, Дополнительными соглашениями от 27.08.2019, от 16.12.2019 от 27.04.2020 к Соглашению от 27.05.2019 № 33701000-1-2019-012, Подпрограммой  «Развитие строительства и архитектуры Кировской области» Областной программы                           № 189/838 (пункт 3 Приложения № 4), Приложением № 7 к Государственной программе № 753-П (пункт 2), Приложением № 2, Приложением № 3  «Перечень непосредственных показателей эффективности реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров» к Муниципальной программе № 224-п (пункт 2.11 приложений).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства (приложение № 6 кГосударственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») (далее – Правила предоставления субсидий).

Пунктом 1 Правил предоставления субсидий в редакции, действовавшей  до 16.04.2019, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают цель, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства, в рамках федерального проекта «Жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Проект по развитию территорий включает в себя перечень мероприятий по подготовке документации по планировке территории, образованию земельных участков в границах такой территории, модернизации (строительству) на земельных участках в границах соответствующей территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур с обоснованием экономической целесообразности объема и сроков их реализации.

Пунктом 3 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;                 

 б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии;

в) заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий в редакции, действовавшей  до 16.04.2019, субсидии предоставляются на следующие цели:

а) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;

б) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов по развитию территорий;

в) строительство (реконструкция) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий.

Согласно редакции пункта 6 Правил предоставления субсидий, действующей после 16.04.2019, субсидии предоставляются на следующие цели:

а) возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющим 3 и более детей;

б) строительство (реконструкция) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений и учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов по развитию территорий;

в) строительство (реконструкция) автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий;              

г) строительство (реконструкция) объектов водоснабжения, водоотведения и (или) теплоснабжения в рамках реализации проектов по развитию территорий.

Пунктом 31 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что в случае нецелевого использования субсидии субъектом Российской Федерации к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из действовавшего на момент предоставления спорной Субсидии нормативно-правового регулирования и документов, связанных с ее предоставлением, следует, что субсидия была выделена на конкретный объект капитального строительства, поименованный в приложении к заявке Кировской области на участие в 2019 году проекте «Ипотека и арендное жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в приложении № 1 к Соглашению от 27.05.2019 как  «строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове», протяженностью 356,2 м. Из вышеназванных документов не следует, что Субсидия предоставлялась в рамках строительства указанного объекта, в том числе и на устройство ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, а также на строительство очистных сооружений в слободе Столбики. В ином случае в приложении № 1 к Соглашению от 27.05.2019 помимо ссылки на протяженность улицы, должны были содержаться и иные характеристики объекта, связанные с устройством в его составе ливневой канализации и очистных сооружений.

Заключение МКУ «УКС» муниципального контракта от 27.05.2019 № Ф.2019.273270 с указанием на строительство в составе объекта «улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» ливневой канализации с очистными сооружениями не свидетельствует о возможности использования предоставленных средств Субсидии, в том числе на устройство ливневой канализации и очистных сооружений, поскольку за счет данных средств могли быть оплачены только выполненные в рамках заключенного контракта работы по строительству непосредственно субсидируемого согласно Соглашения от от 27.05.2019 объекта, а именно, участка улицы Мостовицкой протяженностью 356, 2 м.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что проектной документацией на строительство объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» предусмотрено и строительство ливневой канализации и очистных сооружений в слободе Столбики, в связи с чем средства Субсидии могли быть направлены и на строительство данных объектов, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили в обжалуемом судебном акте надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно приведенного довода в связи со следующим.

Пунктами 3.36, 3.37 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, определено, что улица – это территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети городского и сельского поселения; улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Из приказа Росстата от 30.07.2021 № 464 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» следует, что уличная канализационная сеть – это трубопроводы, уложенные вдоль улиц, проездов, переулков, набережных и других проездов населенного пункта, включая протяжение сборных коллекторов, но без главных коллекторов.

В соответствии с пунктом 3.24 «ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию», утвержденным приказом Росстандарта от 05.08.2021 № 689-ст, ливневая канализация – это канализация закрытая, обеспечивающая сбор и отведение дождевых и сточных вод.

В силу пункта 3.1 «ГОСТ Р 56195-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст, закрытые системы дождевой канализации (гидроизолированные дождеприемные и смотровые колодцы, водоотводящие трубы-коллекторы) предназначены для обеспечения нормативного отвода дождевых, талых и грунтовых вод.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу пункта 3.15  «СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85», утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 272, водоотвод дорожный – это  комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном покрытии.

Из пунктов 7.29, 7.30 «ГОСТ 33100-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог», утвержденного приказом Росстандарта от 31.08.2015                      № 1205-ст, следует, что система дорожного водоотвода – это ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна, и дорожной одежды на проектируемой автомобильной дороге. Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать следующие мероприятия: боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории; водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов; нагорные канавы, служащие для перехвата воды, стекающей по склону к дороге, и для отвода к водопропускным сооружениям, в пониженные места;  испарительные бассейны;  прикромочные, дождеприемные и поперечные водосбросные лотки, ливневая канализация применяются для отвода воды с поверхности проезжей части и разделительной полосы на автомобильных дорогах I категории.

Из приведенных нормативных положений следует, что ливневая канализация и очистные сооружения не является неотъемлемыми составными элементами (частями) улицы (улично-дорожной сети).

Применительно к обстоятельствам настоящего дела Улица Мостовицкая и ливневая канализация с очистными сооружениями являются самостоятельными объектами капитального строительства, с разным назначением, местоположением, границами, характеристиками, регистрационными данными, что подтверждается проектной документацией (самостоятельные проекты полосы отвода, расположение на разных земельных участках, красные линии объектов, технические характеристики), техническими планами объектов капитального строительства и данными Публичной кадастровой карты (регистрационные данные об объектах капитального строительства, их назначение и границы).

Как в проектной документации, так и в положительном заключении государственной экспертизы проектной документации на строительство ул. Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове, на которое в обоснование своих доводов ссылается МКУ «УКС», фактически указано на два самостоятельных объекта капитального строительства: «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове» и «Строительство ливневой канализации с очистными сооружениями». Факт того, что названные объекты запроектированы в составе общей проектной документации свидетельствует лишь о наличии между ними технологической взаимосвязи, но не свидетельствует о том, что улица Мостовицкая и ливневая канализация с очистными сооружениями (располагающиеся за пределами улицы) образуют единый объект капитального строительства, для создания которого в соответствии с Соглашением от 27.05.2019 были предоставлены средства субсидии. Из выданного Администрацией г. Кирова разрешения на строительство линейного объекта, поименованного как «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды», от 07.06.2019 также не следует, что в состав данного объекта входит ливневая канализация с очистными сооружениями. Содержащиеся в данном разрешении характеристики объекта капитального строительства, а именно: категория объекта-улица, протяженность-356,2 м., мощность (пропускная способность, грузооборот, интенсивность движения) и другие имеют отношение только к улице Мостовицкой. Никаких сведений, относящихся к строительству ливневой канализации с очистными сооружениями, в разрешении от 07.06.2019 не имеется.   

Кроме того,как следует из содержания пункта 1.1 Соглашения от 27.05.2019 средства субсидии в рамках реализации Соглашения доводились по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)».

Согласно изменения к обоснованию (расчету) плановых сметных показателей к бюджетной смете МКУ «УКС», являющегося приложением к Изменениям № 13 показателей бюджетной сметы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов от 28.04.2020  на выполнение работ по строительству объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» г. Кирова» утверждено по смете 38 672 040,00 руб. по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)».

В соответствии со статьей 179.4 БК РФ дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 18.2 Таблицы 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения,   утвержденного   приказом   Министерства   финансов   РоссийскойФедерации от 06.06.2019 № 85н расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов отражаются следующим образом, в том числе:

Подраздел 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» классификации расходов бюджетов включает расходы на обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства, расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения и искусственных сооружений на них, расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сфере дорожного хозяйства, расходы на государственную (муниципальную) поддержку в указанной сфере, а также расходы на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования и (или) финансового обеспечения содержания и развития дорожного хозяйства.

По подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы, связанные с вопросами коммунального развития, предоставлением субсидий организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, расходы по организации и функционированию предприятий утилизации и переработки бытовых отходов, а также расходы на другие мероприятия в области коммунального хозяйства.

Таким образом, средства спорной Субсидии предоставлялись Учреждению на строительство автомобильной дороги с отражением по соответствующему подразделу классификации расходов. Средства субсидии на осуществление расходов на мероприятия в области коммунального хозяйства, в том числе на строительство объектов водоотведения, заявителю предоставлены не были.

Относительно доводов МКУ «УКС о том, что по проектно-сметной документации получены положительные заключения государственной экспертизы апелляционный суд отмечает следующее.

 Согласно пункту 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 05.03.2007 № 145, предметом проверки государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, а также результатам инженерных изысканий.

В соответствии с пунктом 18 действовавшего на момент проверки сметной стоимости и получения заключений Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427, предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления непревышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства.

Таким образом, установление соответствия видов работ требованиям документов, на основании которых предоставляются бюджетные средства на финансирование выполнения соответствующих работ, в предмет проверки при проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации не входит. Вопросы проектирования строительства объектов капитального строительства и финансирования выполнения в соответствии с проектной документацией тех или иных работ являются разными вопросами, регулируемыми соответствующими отдельными нормативными правовыми актами. В любом случае независимо от содержания проектно-сметной документации выделяемые из бюджета в рамках реализации соответствующего проекта средства субсидии подлежат расходованию на строительство только того запроектированного объекта капитального строительства, который прямо указан в документе (соглашении) об условиях предоставления субсидии. В рассматриваемом случае Субсидия была предоставлена целевым назначением только на строительство объекта «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые Пруды» в г. Кирове», в связи с чем использование МКУ «УКС» средств субсидии на выполнение работ по строительству иного объекта-ливневой канализации с очистными сооружениями-, независимо от включения данного объекта  в проектную документацию является незаконным и не соответствующим положениям статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162, части 1 статьи 306.4 БК РФ.           

При указанных выше фактических обстоятельствах и приведенном нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений в действиях Учреждения усматривается нецелевое использование денежных средств в сумме 13 341 183,95 руб., использованных на объекте: «Строительство улицы Мостовицкой от ул. Чистопрудненской до ул. Фестивальной в жилом районе «Чистые пруды» на выполнение и оплату работ по устройству ливневой канализации, проходящей вдоль ул. Фестивальная, за пределами участка, выделенного под строительство ул. Мостовицкой, и строительству очистных сооружений в слободе Столбики, являющихся самостоятельными объектами системы водоотведения (сооружениями коммунального хозяйства), которые отсутствуют в государственной программе Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П, а также в муниципальной программе «Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Киров», утвержденной постановлением Администрации г. Кирова от 01.02.2016 № 224-П.

Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о законности пункта 1 оспариваемого представления УФК от 25.06.2021 в части возложения на МКУ «УКС» обязанности по  возврату бюджетных средств в сумме 13 341183 рублей 95 копеек  в связи с их нецелевым использованием.

С учетом изложенного, представление УФК по Кировской области от  25.06.2021 соответствует приведенным выше положениям БК РФ и  не возлагает на МКУ «УКС» незаконно какие-либо обязанности в сфере его экономической деятельности, в связи с чем предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания данного представления недействительным не имеется.

Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы Учреждения, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 13.04.2022 по делу № А28-9635/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МКУ «УКС» - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 13.04.2022 по делу № А28-9635/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий       

Судьи

П.И. Кононов

ФИО5

Е.В. Минаева