ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А28-9738/2021 от 11.05.2022 Второго арбитражного апелляционного суда

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-9738/2021

17 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена11 мая 2022 года

Полный текст постановления изготовлен17 мая 2022 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующегоКононова П.И.,

судейИвшиной Г.Г., Минаевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,

при участии в судебном заседании представителей:

-представителя заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности от 10.01.2022;

-представителей ответчика – ФИО2, действующего на основании доверенности от 09.01.2020, ФИО3, действующей на основании доверенности от 28.09.2021;

-представителя муниципального казенного учреждения «Дорожно-эксплуатационная служба» города Кирово-Чепецка Кировской области – ФИО1, действующей на основании доверенности от 10.01.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобуУправления Федерального казначейства по Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу № А28-9738/2021

по заявлению Администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

с участием в деле третьих лиц: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальное казенное учреждение «Дорожно-эксплуатационная служба» города Кирово-Чепецка Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамент финансов Администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным представления,

установил:

Администрация муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (далее – Администрация г. Кирово-Чепецка, Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее – УФК по Кировской области, Управление, ответчик) от 25.06.2021 №40-24-09/49 (далее – также представление).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, муниципальное казенное учреждение «Дорожно-эксплуатационная служба» города Кирово-Чепецка Кировской области (далее – МКУ «ДЭС» г. Кирово-Чепецка), Департамент финансов Администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (далее – Департамент финансов).

РешениемАрбитражного судаКировской областиот27.12.2021 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое представление УФК по Кировской области признано недействительным.

Управлениес указанным выше решениемсуда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу № А28-9738/2021отменить и принять по данному делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требования Администрации г. Кирово-Чепецка.

По мнению заявителя жалобы, оспариваемое представление от 25.06.2021 №40-24-09/49 является законным в силу следующего.

УФК по Кировской области при проверке использования средств субсидии установлены два факта несоблюдения Администрацией подпунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), выразившиеся в необеспечении соблюдения подведомственным получателем бюджетных средств (МКУ «ДЭС» г. Кирово-Чепецка) целей предоставления средств субсидии, а именно: 1) по контракту от 13.04.2020 МКУ «ДЭС» г. Кирово-Чепецка приняты и оплачены не относящиеся к благоустройству работы по капитальному ремонту проезжей части автодороги по ул. Первомайской (участок от д. 14 до ул. Загородная) (ремонт проезжей части, нанесение разметки, установка дорожных знаков), входящей в действующую сеть автомобильных дорог общего пользования местного значения, на общую сумму 9 431 968,00 руб.; 2) по контракту от 01.06.2020 МКУ «ДЭС» г. Кирово-Чепецка приняты и оплачены работы по ремонту территории, не указанной в адресных перечнях общественных территорий, подлежащих благоустройству-тротуара по ул. Алексея Некрасова (участок от «Вятушка» до ж/д платформы с освещением, в том числе переход на 9 МКР) на общую сумму 1 158 613,00 руб.

УФК по Кировской области в апелляционной жалобе указывает на то, что федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» связан с реализацией государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее - Федеральная программа), так как входит в состав одного из её направлений (подпрограммы): «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России». Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды предусмотрены приложением № 15 к Федеральной программе. Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Кировской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Кировской области на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от 19.12.2019 № 069-09-2020-313 (далее - Соглашение № 069-09-2020-313). Государственная программа Кировской области «Формирование современной городской среды в населенных пунктах» утверждена постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 741-П (далее - Областная программа). Муниципальная программа «Формирование современной городской среды» утверждена постановлением Администрации г. Кирово-Чепецка от 30.10.2019 № 1539 (далее - Муниципальная программа). По мнению УФК по Кировской области, суд первой инстанции, приводя определение «дворовой территории», содержащееся в Правилах № 1710, пришел к необоснованному выводу об отнесении общественной территории улицы Первомайская к совокупности тротуаров и автомобильных дорог, образующих проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам и, таким образом, характеризуя предназначение дороги для обеспечения доступа к прилегающим к многоквартирным домам территориям, фактически отнес улицу Первомайскую к дворовым территориям. Также судом первой инстанции не учтено, что ни одна из дворовых территорий, расположенных в непосредственной близости от улицы Первомайской, в спорный период, а также в 2021 году не благоустраивалась.

Кроме того, Управление указывает в апелляционной жалобе на то, что судом первой инстанции сделаны необоснованные выводы о видах мероприятий, которые могут финансироваться в рамках Федеральной программы. Вывод Арбитражного суда Кировской области о том, что поскольку Областной программой предусмотрен ремонт улиц в рамках работ по благоустройству общественных территорий, такой ремонт мог быть осуществлен Администрацией в рамках реализации муниципальной программы формирования современной городской среды, по мнению Управления, основан на неверном толковании положений Правил № 1710 и Областной программы.

В апелляционной жалобе отмечается также, что при оценке законности требований оспариваемого представления в отношении нарушения, указанного в пункте 2 описательной части представления (ремонт тротуара по ул. Алексея Некрасова: участок от «Вятушка» до ж/д платформы с освещением, в т.ч. переход на 9 МКР), судом первой инстанции не учтено что утвержденный по результатам проведения итогового голосования по отбору общественных территорий дизайн-проект благоустройства общественной территории в <...> содержит указание на общественную территорию с наименованием «участок улицы Алексея Некрасова (от дома № 23 до дома № 29/2)». Являющиеся частью дизайн-проекта фотографии существующего положения также содержат изображения тротуара от дома № 23 до дома № 29/2. Относительно участка от «Вятушка» до ж/д платформы с освещением, в том числе переход на 9 МКР, дизайн-проект никаких пояснений не содержит. В соответствии с подпунктом «б» пункта 11 Правил № 1710 муниципальная программа должна предусматривать перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период.

В этой связи Управление полагает, что вынесенное им представление от 25.06.2021 №40-24-09/49 является законным и обоснованным, в связи с чем обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Более подробно доводы УФК по Кировской области изложены в апелляционной жалобе.

Департамент, МКУ «ДЭС» г. Кирово-Чепецка, Администрация г. Кирово-Чепецка представили мотивированные отзывы на апелляционную жалобу Управления в которых отклоняют содержащиеся в ней доводы, просят обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 11.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, состоявшемся 16.03.2022, был объявлен перерыв до 15 час. 50 мин. 23.03.2022, протокольным определением суда апелляционной инстанции от 23.03.2022 судебное разбирательство было отложено, в порядке статьи 158 АПК РФ, до 13 час. 30 мин. 11.05.2022.

В судебном заседании представители сторон и МКУ «ДЭС» г. Кирово-Чепецка поддержали занятые по делу позиции.

Третьи лица за исключением МКУ «ДЭС» г. Кирово-Чепецка явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу № А28-9738/2021 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов настоящего дела, в соответствии с Областной программой в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», реализуется региональный проект «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области». В Адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в 2020 году, включен, в том числе, пункт 63 «улица» по адресу: Кировская обл., Кирово-Чепецкий р-н, г. Кирово-Чепецк, ул. Первомайская (участок от д. 14 до ул. Загородная, а также прилегающие к нему городские территории); пункт 66 «улица» по адресу: <...> (от д.23 до д.29/2).

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области от 30.10.2019 № 1539 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды» (далее - Муниципальная программа).

Цель Муниципальной программы - повышение качества и комфорта городской среды на территории муниципального образования.

В Адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству, в том числе в 2020 году, включены: пункт 1 «улица», местонахождение общественной территории - <...> (участок улицы Алексея Некрасова (от дома № 23 до дома № 29/2); пункт 4 «улица», местонахождение общественной территории - г. Кирово-Чепецк, ул. Первомайская (участок от д. 14 до ул. Загородная), а также прилегающие к ней городские территории.

В Областную программу указанные места нахождения общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, включены на основании утвержденной Муниципальной программы.

Согласно представленным в материалы дела дизайн-проектам по улице Алексея Некрасова (участок от дома № 23 до дома 3 29/2) предусмотрен ремонт тротуара (установка бортовых камней, устройство асфальтобетонного покрытия) составлена схема планируемых ремонтных работ, по улице Первомайская (участок от дома 14 до ул. Загородная) предусмотрены следующие мероприятия: ремонт проезжей части (установка бортовых камней, устройство покрытия из асфальтобетона, замена люков и кирпичных горловин колодцев и камер), ремонт тротуаров (установка бортовых камней, устройство покрытия из тротуарной плитки, устройство пандусов, укладка тактильной плитки), установка водоотводных лотков, дорожных знаков, нанесение разметки, валка деревьев и корчевка пней, устройство освещения.

В целях предоставления из областного бюджета Кировской области в 2020-2022 годах бюджету муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области субсидии на поддержку формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 758, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 30ЯР2 55550, вид расходов 523 в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области», Областной программы, между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (с 12.05.2021 переименовано в Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области) и Администрацией г. Кирово-Чепецка заключено Соглашение от 22.01.2021 № 33707000-1-2020-006 о предоставлении субсидии на поддержку формирования современной городской среды из бюджета Кировской области местному бюджету (далее – Соглашение от 22.01.2021).

В соответствии с Приложением № 3 (прогнозируемые объемы поступления доходов бюджета муниципального образования по налоговым и неналоговым доходам по статьям, по безвозмездным поступлениям по подстатьям классификации доходов бюджетов на 2020 год) к решению Кирово-Чепецкой городской Думы от 16.12.2019 № 13/69 «О бюджете муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Решение о бюджете) предусмотрено по КБК 936 2 02 25555 04 0000 150 «Субсидии бюджетам городских округов на реализацию программ формирования современной городской среды» в общей сумме 27 015,4 тыс. руб.

В силу пункта 1.2 Соглашения от 22.01.2021 субсидия предоставляется в целях достижения результата Регионального проекта по Администрации согласно приложениям № 1 и № 2 к Соглашению, утвержденным постановлением Администрации от 30.10.2019 № 1539, то есть на реализацию мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий, предусмотренных Муниципальной программой.

Согласно приложению № 1 (Значения результатов регионального проекта) к Соглашению от 22.01.2021 результатом Регионального проекта является реализация мероприятий по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды, в количестве 14 единиц на 31.12.2020. Тип результата - благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения от 22.01.2021 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата Регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2020 году 28 437 264,00 руб.

Общий размер Субсидии, предоставляемой из областного бюджета Кировской области бюджету муниципального образования в соответствии с Соглашением от 22.01.2021, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в том числе направленных на достижение результата Регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия: уровня софинансирования, равного 95,00 %, составляет в 2020 году не более 27 015 400,00 руб.

В соответствии с Приложением № 6 (Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования на 2020 год) к Решению о бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды по коду главного распорядителя 936 «администрация» в общей сумме 28 437,4 тыс. руб., в том числе по: разделу, подразделу 04 09 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» по целевой статье 120F255550 «Мероприятия по формированию современной городской среды» по виду расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» на общую сумму 25 144,6 тыс., руб.; разделу, подразделу 05 03 «Благоустройство» по целевой статье 120F255550 «Мероприятия по формированию современной городской среды» по виду расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» на общую сумму 3 292,8 тыс. руб.

Согласно Разделу 3 Областной программы, ответственным исполнителем которой являлось Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, субсидии на поддержку формирования современной городской среды предоставляются в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий на поддержку формирования современной городской среды, приведенным в приложении № 3 к Областной программе (далее - Порядок № 741-П).

Пунктом 1.1. Порядка № 741-П определено, что Порядок определяет условия предоставления, методику распределения субсидий на поддержку формирования современной городской среды (далее - субсидия), порядок расходования средств субсидии, обязательства муниципальных образований - получателей субсидии, оценку эффективности использования субсидии и ответственность за нарушение настоящего Порядка, а также иные положения, связанные с предоставлением и распределением субсидий. Пунктом 1.2. Порядка № 741-П определено, что субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований Кировской области (поселений, городских округов) (далее - муниципальное образование) с целью софинансирования реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий, а также мероприятий по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.

Разделом 4 Порядка № 741-П определено, что субсидии предоставляется при соблюдении муниципальными образованиями следующих условий:

- при наличии муниципальных программ, содержащих мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, и (или) муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии (пункт 4.1);

- при наличии в местных бюджетах (сводных бюджетных росписях местных бюджетов) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размеры планируемых к предоставлению из областного бюджета субсидий (пункт 4.2);

- при заключении соглашений о предоставлении субсидии (пункт 4.3);

- при предусмотренной частью 7 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» централизации закупок, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий;

- при отсутствии авансирования по расходам, включая расходы на разработку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, текущий и капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию и капитальное строительство, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий (пункт 4.5);

- при наличии положительного результата проверки достоверности определения сметной стоимости отдельных видов работ и объектов, проведенной Кировским областным государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» либо федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченными на проведение данной проверки (далее - положительный результат проверки достоверности определения сметной стоимости), в случаях, установленных Правительством Российской Федерации или Правительством Кировской области (пункт 4.6);

- при наличии утвержденных правил благоустройства территории муниципального образования (пункт 4.8).

Согласно пункту 4.3.8. Соглашения от 22.01.2021 в целях перечисления субсидии Муниципалитет обеспечивает представление в Министерство следующих документов: заявка на предоставление средств субсидии; копия утвержденной муниципальной программы, содержащей мероприятия, в целях софинансированиях которых предоставляется субсидия, и (или) муниципальный правовой акт, устанавливающий расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия; копии муниципальных контрактов, документов, подтверждающих оказание услуг (поставку товаров, выполнение работ).

Для финансирования мероприятий Муниципальной программы Администрацией г. Кирово-Чепецка в Министерство были предоставлены следующие документы: заявки на предоставление субсидии местному бюджету из областного бюджета на поддержку формирования современной городской среды, копии муниципальных контрактов (договоры), локальные сметы, акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), счета, счета-фактуры на оплату, дефектные ведомости, акт приемки законченных работ, акт сдачи приема-товара, отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия на 01.01.2021, отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01.01.2021.

Администрацией в 2020 году с лицевого счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств № 01403022610, открытого в УФК по Кировской области, доведены на лицевой счет <***> МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка, открытый в УФК по Кировской области, денежные средства на общую сумму 28 437 400,00 руб., в том числе по КБК расходов: 936 0409 120F255550 243 - 13 000 883,00 руб.; 936 0409 120F255550 244 - 12 143 717,00 руб.; 936 0503 120F255550 244 - 3 292 800,00 руб.

В соответствии со статьями 38, 158 БК РФ Администрация довела до МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка лимиты бюджетных обязательств.

Заключение и оплата казенным учреждением муниципальных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункт 5 статьи 161 БК РФ).

Для реализации мероприятий, предусмотренных Муниципальной программой, МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка как получателем бюджетных средств были заключены муниципальные контракты от 13.04.2020 № 03402000033200027380001 на благоустройство общественных территорий: Выполнение работ по капитальному ремонту автодороги по ул. Первомайская (участок от д.14 до ул. Загородная) и от 01.06.2020 № 03402000033200056200001 на благоустройство общественных территорий: улица А. Некрасова (участок ул. Алексея Некрасова от дома № 23 до дома № 29/2): выполнение работ по ремонту тротуара по ул. А. Некрасова (участок от д. 23 до д, 29/2, участок от «Вятушка» до ж/д платформы с освещением, в том числе. переход па 9 МКР). Выполненные работы по указанным муниципальным контрактам приняты МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка и оплачены в пределах доведенных до МКУ «ДЭС» города КировоЧепецка лимитов бюджетных обязательств по утвержденным и согласованным целевым статьям.

Показатели бюджетной сметы МКУ «ДЭС» города Кирово-Чепецка на 2020 год соответствуют доведенным Администрацией лимитам бюджетных обязательств.

В пункте 2.1. Контракта от 01.06.2020 отражено, что цена (стоимость) работ по контракту определена по результатам определения «Подрядчика» способом электронного аукциона и составила 4 193 774,00 руб. с учетом всех расходов «Подрядчика» на выполнение работ, материалы, перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 1.2 Соглашения о расторжении Контракта от 01.06.2020 на момент подписания Соглашения фактически выполнено Подрядчиком и принято Заказчиком работ на общую сумму 3 626 250,00 руб.

Приложением № 1 к Контракту от 01.06.2020 является Техническое задание по ремонту общественных территорий, в котором указан перечень видов работ, объемы применяемых материалов и изделий по каждой дворовой территории в Контракте. Технические задания к контрактам соответствуют Локальным сметным расчетам, прошедшим проверку определения сметной стоимости в КОГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве» от 14.04.2020 г.

Согласно актам о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 17.11.2020 № 1 и № 2 , справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-2), подписанных Заказчиком и Подрядчиком, в рамках заключенного Контракта 01.06.2020 Подрядчиком были выполнены работы: благоустройство общественных территорий: выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Алексея Некрасова (участок от д. 23 до д. 29/2, участок от «Вятушка» до ж/д платформы с освещением, в том числе переход на 9 МКР) на общую сумму 3 626 250,00 руб.

Работы по благоустройству общественной территорий по ул. Алексея Некрасова оплачены за счет целевых средств, предоставленных на реализацию мероприятий Муниципальной программы, заявка на кассовый расход от 30.11.2020 №20 в общей сумме 3 626 250,00 руб. (средства федерального бюджета - 3 441 492,46 руб., средства областного бюджета - 3 444,94 руб., средства местного бюджета - 181 312,60 руб.) перечисленных с лицевого счета № <***> МКУ ДЭС г. Кирово-Чепецка на счет ООО «Стройхлынов»» по КБК 936 0409 120F255550 244 225.

В соответствии с Контрактом от 13.04.2020 проведены работы по ремонту автодороги по ул. Первомайская (участок от д. 14 до ул. Загородная, в том числе проезжей части и тротуара) и оплачены за счет целевых средств, предоставленных на реализацию мероприятий Муниципальной программы, заявка на кассовый расход от 30.09.2020 № 14 в общей сумме 13 000 883,00 руб. (средства федерального бюджета - 12 227 330,10 руб., средства областного бюджета - 123 508,38 руб., средства
местного бюджета - 650 044,52 руб.) перечислены с лицевого счета
№ <***> МКУ ДЭС г. Кирово-Чепецка на счет Акционерного общества
«Гордормостстрой» по КБК 936 0409 120
F255550 243 225.

Акты о приемке выполненных работ от 08.09.2020 № 1 и № 2, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 08.09.2020 № 1 и № 2 по выполнению работ по капитальному ремонту автодороги по ул. Первомайская (участок от д. 14 до ул. Загородная) подписаны Заказчиком и Подрядчиком на общую сумму 13 000 883,00 руб., в том числе по ремонту проезжей части и тротуара.

Согласно Справки по расчету стоимости работ, осуществленных в рамках благоустройства общественных территорий, на объекте: «Выполнение работ покапитальному ремонту автодороги по ул. Первомайская (участок от <...>)», связанных с устройством проезжей части автодороги по Контракту от 13.04.2020, расходование средств субсидии составило в сумме 9 431 968,00 руб. (средства федерального бюджета - 8 870 765,90 руб., средства областного бюджета - 89 603,70 руб., средства местного бюджета - 471 598,40 руб.), Приложение № 4.

УФК по Кировской области на основании приказа Управления Федерального казначейства по Кировской области 14.04.2021 № 262 «О проведении выездной плановой проверки в Администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области», в соответствии с пунктом 4 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Кировской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 19.04.2021 по 14.05.2021 в отношении Администрации была проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», идентификатор контрольного мероприятия: 2021-ПВ.014.1004-4000.047.

В ходе проведения УФК по Кировской области в период с 19.04.2021 по 14.05.2021 указанной проверки Администрации установлено следующее:

- в нарушениеподпунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 2 Правил № 1710, пункта 18.2 Раздела III. «Классификация расходов бюджетов» приказа Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», пункта 1.1 Соглашения от 22.01.2020 № 33707000-1-2020-006, пункта 7.4. Порядка № 741-П, Администрацией г. Кирово-Чепецка не обеспечено соблюдение получателем условий и целей предоставления средств субсидии, предоставленных на реализацию мероприятий Муниципальной программы при их использовании, в результате чего по муниципальному контракту от 13.04.2020 №0340200003320002738001 МКУ ДЭС г. Кирово-Чепецка приняты и оплачены работы по капитальному ремонту проезжей части автодороги по ул. Первомайская (участок от д. 14 до ул. Загородная) (ремонт проезжей части, нанесение разметки, установка дорожных знаков), входящей в действующую сеть автомобильных дорог общего пользования местного значения, в общей сумме 9 431 968,00 руб.;

- в нарушение подпунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 2 Правил № 1710, пункта 1.1 Соглашения от 22.01.2020 №33707000-1-2020-006, пункта 7.4. Порядка предоставления и распределения субсидий на поддержку формирования современной городской среды, приведенным в приложении № 3 к Областной программе, Администрацией г. Кирово-Чепецка не обеспечено соблюдение получателем условий и целей предоставления средств субсидии, предоставленной на реализацию Муниципальной программы при их использовании, в результате чего МКУ ДЭС г. Кирово-Чепецка приняты и оплачены работы по ремонту тротуара по ул. Алексея Некрасова: участок от «Вятушка» до ж/д платформы с освещением, в том числе переход на 9 МКР в рамках муниципального контракта от 01.06.2020 №03402000033200056200001 в общей сумме 1 158 613,00 руб., не предусмотренные Адресным перечнем общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, Приложение № 4/1 к Муниципальной программе.

В целях устранения обозначенных нарушений бюджетного законодательства Управлением вынесено оспариваемое представление от 25.06.2021 №40-24-09/49, которое обжалуемым решением суда первой инстанции от 27.12.2021 по настоящему делу признано недействительным.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и третьего лица- МКУ «ДЭС» г. Кирово-Чепецка, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемогорешения Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу № А28-9738/2021, исходя из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, к безвозмездным поступлениям относятся, в том числе, субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии).

В силу пунктов 1, 10 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в числе прочего, следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Как следует из оспариваемого представления УФК по Кировской области от 25.06.2021 №40-24-09/49, Администрации г. Кирово-Чепецка как главному распорядителю бюджетных средств, выделенных посредством предоставления субсидии на реализацию в 2020 году Областной и Муниципальной программ в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», вменяется нарушение бюджетного законодательства (пунктов 1, 10 части 1 статьи 158, статьи 306.4 БК РФ, пункта 2 Приложения № 15 к Правилам № 1710) по существу выразившееся в необеспечении соблюдения получателем обозначенной субсидии условий и целей предоставления средств данной субсидии применительно к использованию их на капитальный ремонт проезжей части автодороги по ул. Первомайская (участок от д.14 до ул. Загородная) и на выполнение работ по ремонту тротуара по ул. А. Некрасова (участок от д. 23 до д, 29/2, участок от «Вятушка» до ж/д платформы с освещением, в том числе. переход па 9 МКР).

Оценив законность указанного представления Управления, арбитражный суд апелляционной инстанции находит содержащиеся в нем выводы УФК по Кировской области о наличии в действиях Администрации обозначенных нарушений бюджетного законодательства, а также доводы рассматриваемой апелляционной жалобы ответчика в обоснование этих выводов не основанными на приведенных выше положениях БК РФ и нормативных правовых актах, регулирующих основания и правила предоставления субсидий на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в связи со следующим.

Базовым федеральным нормативным правовым актом, регулирующим основания и порядок представления из бюджетов спорных субсидий являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, являющиеся приложением № 15 к Правилам № 1710 (далее- Правила предоставления и распределения субсидий)

По смыслу, вытекающему из системного толкования положений подпунктов «а», «б» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий, нарушение которых вменено Администрации оспариваемым представлением, целями предоставления местным бюджетам субсидий в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» является софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию следующих мероприятий:

1) по благоустройству общественных территорий, в состав которых включаются, в том числе, площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки;

2) по благоустройству дворовых территорий, как совокупности территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам;

3) мероприятий по строительству объектов капитального строительства;

4) мероприятий по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.

Таким образом, субсидии, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, в соответствии с приведенными нормами Правил предоставления и распределения субсидий могут расходоваться соответствующими муниципальными образованиями, не только на благоустройство дворовых территорий, но и на благоустройство общественных территорий, в состав которых включаются, в том числе улицы.

Согласно пункта 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленную на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. В силу пункта 12 статьи 1 ГрК РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.

Исходя из системного толкования приведенных положений Правил предоставления и распределения субсидий и ГрК РФ понятие «общественные территории» по своему содержанию совпадает с понятием «территории общего пользования», которые подлежат благоустройству. При этом как то, так и другое понятия включают в себя, среди прочего, улицы.

Статьей 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что представительный орган местного муниципального образования утверждает правила благоустройства территории соответствующего муниципального образования. Данная статья Закона № 131-ФЗ содержит также перечень вопросов, которые могут регулироваться правилами благоустройства.

В силу пункта 1.3 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Кирово-Чепецк» Кировской области, утвержденных решением Кирово-Чепецкой городской Думы от 25.07.2018 № 9/48 (далее-Правила благоустройства г. Кирово-Чепецка) улично-дорожная сеть города Кирово-Чепецка отнесена к объектам благоустройства территории.

Следовательно, в качестве отдельных объектов благоустройства, наряду с дворовыми территориями, в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» могут выступать включаемые в состав общественных территорий улицы населенных пунктов, в том числе и в городе Кирово-Чепецке.

Соответственно выделяемые из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию обозначенного федерального проекта средства субсидий могут расходоваться их получателями на благоустройство улиц, в том числе в городе Кирово-Чепецке.

Приведенные выше нормы пункта 36 статьи 1 ГрК РФ, статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ, Правила благоустройства г. Кирово-Чепецка не содержат определения понятия «мероприятия по благоустройству», и не устанавливают перечень таких мероприятий. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что органы местного самоуправления, в том числе и Администрация г. Кирово-Чепецка, руководствуясь специальными нормами Правил предоставления и распределения субсидий, применительно к правоотношениям, возникающим по поводу использования средств субсидий, предоставляемых на реализацию мероприятий по благоустройству территории в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», вправе самостоятельно определять перечень таких мероприятий (видов работ) в отношении подлежащих благоустройству объектов. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктами «б», «д» пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий муниципальная программа должна предусматривать адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, а также мероприятия по благоустройству, определенные органом местного самоуправления.

Как разъяснило Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 16.12.2017 № N 47268-АЧ/06 одним из основных условий предоставления субсидий является обязательство субъектов Российской Федерации по утверждению и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, включающих в себя перечень общественных и дворовых территорий, подлежащих благоустройству, с перечнем видов работ, планируемых к выполнению, а также иные мероприятия по благоустройству. Таким образом, средства субсидии могут быть направлены на софинансирование мероприятий по благоустройству, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальные программы. Перечень мероприятий по благоустройству, которые могут быть включены в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, не ограничен. Более того, в ответе на вопросы субъектов Российской Федерации (по состоянию на 09.08.2017) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации прямо указало на то, что дорога как часть общественной территории, отобранной по итогам обсуждения с гражданами, может выступать объектом благоустройства за счет средств субсидии.

В силу приведенных нормативных положений и разъяснений Администрация г. Кирово-Чепецка была обязана предусмотреть в Муниципальной программе адресный перечень всех общественных территорий города, нуждающихся в благоустройстве, а также перечень мероприятий по благоустройству данных территорий, определение которых отнесено к ее исключительной компетенции с учетом мнения населения, выраженного в холе проведения общественных обсуждений. Данные обязанность и одновременно право были реализованы Администрацией посредством утверждения постановлением от 30.10.2019 № 1539 Муниципальной программы, в приложении № 5 к которой определены общественные территории, подлежащие благоустройству в 2020 году, в том числе, улица Алексея Некрасова (участок улицы Алексея Некрасова (от дома № 23 до дома № 29/2) и улица Первомайская (участок от д. 14 до ул. Загородная). Перечень мероприятий по благоустройству в отношении обозначенных объектов был определен на основании постановления Администрации г. Кирово-Чепецка от 27.02.2019 № 276, которым утвержден сводный итоговый протокол результатов голосования по отбору общественных территорий в целях реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды», подлежащих благоустройству на территории муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в первоочередном порядке», и нашел отражение в паспортах благоустройства территории и дизайн-проектах. В соответствии с данными документами в отношении участка улицы Алексея Некрасова были предусмотрены: ремонт тротуара (установка бортовых камней, устройство асфальтобетонного покрытия), а в отношении участка улицы Первомайской- ремонт проезжей части (установка бортовых камней, устройство покрытия из асфальтобетона, замена люков и кирпичных горловин колодцев и камер), ремонт тротуаров (установка бортовых камней, устройство покрытия из тротуарной плитки, устройство пандусов, укладка тактильной плитки), установка водоотводных лотков, дорожных знаков, нанесение разметки, валка деревьев и корчевка пней, устройство освещения.

На основании изложенного, включение Администрацией перечисленных участков улиц города Кирово-Чепецка в перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству, с выполнением мероприятий по капитальному ремонту проезжей части участка улицы Первомайской, являющейся неотъемлемой составной частью данной улицы, ремонту тротуаров на улице Алексея Некрасова и последующее финансирование выполненных на основании заключенных муниципальных контрактов соответствующих работ за счет средств субсидии, предоставляемой в рамках в рамках реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», не противоречит целям и условиям предоставления указанной субсидии, предусмотренным пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий, Соглашением от 22.01.2020 №33707000-1-2020-006, Областной и Муниципальной программами. В этой связи в указанных действиях Администрации г. Кирово-Чепецка отсутствует нецелевое использование выделенных в виде субсидии бюджетных средств и соответственно нарушение положений подпунктов 1, 10 части 1 статьи 158, статьи 306.4 БК РФ.

Содержащиеся в апелляционной жалобе УФК по Кировской области доводы об обратном с учетом вышеизложенного основаны на неправильном толковании приведенных выше нормативных положений и неверной оценке фактических обстоятельств дела.

Довод Управления о том, что ремонт участка тротуара от «Вятушка» до ж/д платформы с освещением не соответствует адресному перечню общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2020 году, утвержденному приложением № 4/1 к Муниципальной программе, в связи с тем, что в адресном перечне предусмотрено иное наименование общественной территории (участок тротуара от д. 23 до д. 29/2), правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный. Апелляционный суд поддерживает вывод Арбитражного суда Кировской области о том, что согласно представленному Администрацией дизайн-проекту общественной территории «улица Алексея Некрасова (участок ул. Алексея Некрасова от д. 23 до д. 29/2)», данная общественная территория фактически соответствует территории поименованной в адресном перечне.

Довод Управления о том, что оспариваемое представление не нарушает права заявителя, подлежит отклонению, поскольку данное представление при отсутствии законных оснований возлагает на Администрацию г. Кирово-Чепецка обязанность в сфере ее экономической деятельности, за неисполнение которой установлена административная ответственность.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно и обоснованно признал оспариваемое представление УФК по Кировской области недействительным

Арбитражным судом апелляционной инстанции исследованы все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе УФК по Кировской области, и признаны несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела. Указанные в апелляционной жалобе доводы не опровергают итоговых выводов, содержащихся в обжалуемом решении суда первой инстанции по настоящему делу, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.

С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу № А28-9738/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФК по Кировской области - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФК по Кировской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 27.12.2021 по делу № А28-9738/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Кировской области– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий

Судьи

П.И. Кононов

Г.Г. Ившина

Е.В. Минаева